Урок по литературе по рассказу Д.И. Солженицына Случай на станции Кочетовка


-612140-529590
ОО муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Падунская средняя общеобразовательная школа»
Отражение трагических конфликтов
истории в судьбах героев
(по рассказу А.И.Солженицына
«Случай на станции Кочетовка»)
Подготовила: Позднякова
Ольга Дмитриевна, учитель
русского языка и литературы
ООМБОУ «Падунская средняя
общеобразовательная школа»
2016
Содержание
Цели и задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Ход урока. Вступительное слово.. . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Аналитическая работа по тексту
Создание проблемной ситуации
Постановка исследовательских задач. . . . . . . . . . . . . . . .5
Выдвижение гипотез. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Учебная проблема урока. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Самостоятельная работа в группах
Проверка гипотез. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Домашнее задание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Рефлексия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Литература. . . .. . . . . . . .. . . . … .. . . .. . . . . .. . . . . . . . .. 8
Приложение №1-2
Сообщения о главных героях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Приложение №3.
Выдержки из статьи О. Седакоовой. . . . . . . . . . . . . . . . 10
Приложение №4
Проектный лист. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Приложение №5
Рефлексионный лист.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Приложение №6
Презентация с аудиозаписью спектакля. . . . . . . . . . . . .15
Проблемный урок
Предметное поле: литература
Тема: Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев
(по рассказу А.И. Солженицына «Случай на станции Кочетовка»)
Цель: Подвести учащихся к целостному анализу нравственных вопросов, рассматриваемых писателем.
Задачи.
1.Учить анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Выявить вопросы, рассматриваемые А.И. Солженицыным в рассказе (ответственность за чужую судьбу, порядочность, совестливость)
2.Развивать умение текстуального анализа, отбора визуальной и аудиоинформации, навыков отбора языкового материала при анализе темы и идеи творческой работы. Развивать навыки сотрудничества в группах, творческие способности при создании мини-проекта: эссе, художественной публикации, репортажа, статьи, очерка, презентации (по выбору групп)
3.Формировать положительное отношение к незыблемым ценностям: патриотизму, национальному духу, порядочности, чувству меры в делах и поступках на примере героев рассказа А.И. Солженицына.
Предварительная работа: чтение рассказа А.И. Солженицыны «Случай на станции Кочетовка», знакомство с биографией писателя, подготовка цитат, иллюстраций, сообщений о главных героях
Форма работы: групповая
Целевая аудитория: 10-11 класс
Технологии: Проблемно-диалогическая, проектная (групповые мини- проекты)
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, аудиозапись спектакля (отрывок), текст рассказа, Интернет-класс, сообщения учащихся.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя, сопровождающееся слайдами (Презентация. Слайд №1-2) Вы уже знакомы с биографией А.И. Солженицына. «Случай на станции Кочетовка» был вторым рассказом, опубликованным в январском номере «Нового мира» за 1963 год.
Вы прочитали рассказ. О каком времени идет речь? (Начало войны) Вспомните из истории, каким было начало войны.
(Начало войны было неудачным. Фашистские полчища рвались к Москве, окружая и захватывая в плен тысячи наших солдат и офицеров. Все, что возможно было эвакуировать, отправляли в глубокий тыл. Страна находилась в осадном положении)
А. И. Солженицын утверждал, что случай, легший в основу рассказа, действительно имел место. Писатель несколько раз изменял название.  Рукопись создавалась в ноябре 1962 года, по словам автора, «прямо для журнала, первый раз в жизни». 26 ноября на обсуждении в редакции «Нового мира» было принято решение переименовать рассказ, поскольку Кочетовка ассоциировалась с Всеволодом Кочетовым, главным редактором конкурентного журнала «Октябрь». Как отмечал в своём дневнике Владимир Лакшин, предлагались варианты «Зелёная фуражка» и «На дежурстве», но в итоге название станции просто изменили на Кречетовка. 
2 Аналитическая работа по тексту.
Вспомните содержание рассказа. Давайте послушаем отрывок из радиоспектакля 2011г. и поделимся своими размышлениями о том, почему Зотов вдруг начинает во время разговора произносить реплики «в сторону»? (Слайд № 3) После прослушивания Попробуйте сформулировать исследовательские задачи.
- Зотов патриот. Законы военного времени требуют быть бдительным.
- Вася Зотов молод, он очень правильный человек. И просто не понимает, как может советский человек не знать прежнего названия Сталинграда. Значит он враг.
- Зотов не принадлежит себе. Он даже как-то мельком вспоминает о жене, ждущей ребенка, оставленной в Белоруссии, под немцами. Он весь подчинен одной цели – борьбе с врагом. Поэтому в каждом он прежде всего ищет врага, шпиона.
Тогда давайте перечитаем последний абзац:
- И всю зиму служил Зотов на той же станции, тем же помощником коменданта. И не раз тянуло его ещё позвонить, справиться, но могло показаться подозрительным.
Однажды из узловой комендатуры приехал по делам следователь. Зотов спросил его как бы невзначай:
— А вы не помните такого Тверитинова? Я как-то осенью задержал его.
— А почему вы спрашиваете? — нахмурился следователь значительно.
— Да просто так… интересно… чем кончилось?
— Разберутся и с вашим Тверитиновым. У нас брака не бывает.
Но никогда потом во всю жизнь Зотов не мог забыть этого человека…
Проанализируйте последнюю фразу. Почему писатель заканчивает повествование именно так? Почему она расходится с прослушанным диалогом?
( Выдвижение гипотез в группах. Их озвучивание)
- Зотову очень понравился Тверитинов. Он ни с кем не чувствовал себя так легко и свободно. Поэтому он не мог забыть этого человека.
- Зотов предал человека, поверившего ему. Он сдал его НКВД. Но он сам не понимает, правильно ли он поступил.
- Зотов ведь принял Тверитинова, доброго, интеллигентного человека, даже душу свою раскрыл, а потом спохватился, возможно, побоялся за себя и обманом повел актера к оперуполномоченному, т.е. хороший человек совершает подлость.
Прослушаем заранее подготовленные сообщения (Приложения №1,2)
Давайте обобщим все наши ответы. Вася Зотов честный, добрый, хороший, идейный человек отдает другого честного, доброго, хорошего, но безыдейного стареющего актера Тверитинова Игоря Дементьевича оперуполномоченному НКВД. Что вы можете сказать по этому поводу? Какова учебная проблема урока?
( Почему люди, даже хорошие и добрые, могут совершать злодейство)
http://www.pravmir.ru/malenkij-shedevr-sluchaj-na-stancii-kochetovka/ по данной ссылке выйдите в Интернет и выберите из статьи Ольги Седаковой, преподавателя на кафедре теории и истории мировой культуры философского факультета МГУ, «Маленький шедевр: «Случай на станции Кочетовка» то, что она пишет о главных героях рассказа. (Приложение №3) Сравните с вашими гипотезами. Простройте их доказательства.
3. Самостоятельная работа учащихся по группам.
Каждая группа, опираясь на имеющийся материал, работает над доказательством своей гипотезы и учебной проблемы урока, заполняя проектный лист (Приложение №4) (в телеграфном стиле, т.е. сообщаются основные факты, делаются выводы) Например:
Зотов испытывает симпатию к Тверитинову, но просит подтвердить рассказ материальными доказательствами (фотографии).
Зотов в разговоре с актером раскрывается как человек добрый, отзывчивый, настоящий патриот, человек, не способный к дурному.
Роковой вопрос Игоря Дементьевича о Сталинграде заставляет «советского человек» («социального» у О.Седаковой)» охолонуть сердце» и сделать мгновенный вывод – это шпион, враг.
Но сомнение не оставляет его. Так ли он сделал? Сердце чувствует, что он ошибся. Неслучайно он несколько раз пытается узнать о судьбе Тверитинова.
«У нас брака не бывает!» Брак списывают. Брак уничтожают по акту. О судьбе актера догадываться не приходится. Но Зотов будет жить с чувством вины всегда. Все было сделано по инструкции, во имя Родины, но не во имя Человека. Получается, что и Зотов не прошел испытание на звание Человека.
Вывод по уроку. Хочу привести слова Сергея Васильевича Антипова из статьи «Был ли Христос революционером?»: «И разве потому распяли Христа между разбойниками, что хотел Пилат его унизить? Просто день был такой – распинать, Голгофа – одна, времени мало. И к злодеям причтен». Подумайте об этом, выполняя домашнее задание.
4.Домашнее задание. Используя материал данного урока, созданные вами проектные листы, выполните дома творческую работу. Это может быть эссе, репортаж, очерк, презентация или какой-то другой вид работы по следующим темам:
«У нас брака не бывает!», «И к злодеем причтен», «Кому дано вершить человеческие судьбы?», «Нравственные проблемы, поднятые А.И. Солженицыным в рассказе «Случай на станции Кочетовка». Вы можете сформулировать тему по своему желанию.
5. Рефлексия. (Слайд №4)У вас для каждой группы есть рефлексионные листы с нарисованной веточкой дуба. (Приложение №5) Почему дуба? В сентябре 1995 года А.И.Солженицын посетил бывшее имение своего деда по материнской линии Захара Васильевича Щербака. (Слайд №5) Во дворе усадьбы растет все тот же дуб, который был посажен ещё дедом. Александр Исаевич, как этот дуб, не подвержен времени.
(Слайд №6-7). Каждый член группы выберет тот лист дуба и приклеит его на рефлексионный лист .Значение цвета каждого листа вы можете увидеть на слайде. Листы вывешиваются на доску и обсуждаются, если есть необходимость комментария. Дается оценка работе членам группы самими учащимися.
Литература
1.Абелюк,Е. Солженицын сложен для школьников? Не сложнее Пушкина/ Е. Абелюк –Москва РАН, 2014. – 64 с.   – Библиогр.:с. 60–65. –   ISBN 5-201-14433
2.Бондаренко, В. Стержневая словесность./В. Бондаренко Наш современник. – 1989. - №12. – С. 174
3.Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя/ Е.Л. Мельникова. – М., 2002
4.Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика / Е.Л. Мельникова. Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.:Баласс, 2010. – С.272-282).
5.Сапелкина, К.Г. Инновационные приемы организации самостоятельной деятельности на уроке литературы в старших классах/К.Г. Сапелкина.- Волгоград, Издательство «Учитель», С 52
6.Сараскина, Л. К дискуссиям о месте Александра Солженицына в истории/Л.Сараскина – Москва РАН, 2014.- 10с
7.Солженицын, А. И. Случай на станции Кочетовка/ А.И. Солженицын - Новый мир. 1963, №1.
8.Антипов, С.В. Был ли Христос революционером? [Текст] : статья / С.В.Антипов – М. , 2014. – Режим доступа http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&9.Седакова, О. Маленький шедевр:»Случай на станции Кочетовка» [Текст] : статья / О Седакова- М., 2012 .- Режим доступа
http://www.pravmir.ru/malenkij-shedevr-sluchaj-na-stancii-kochetovka/10.Случай на станции Кочетовка/ аудиоспектакль М., 2011.- РадиоРоссии –Режим доступа
http://www.razym.ru/audiobook/hudau/110955-aleksandr-solzhenicyn-sluchay-na-stancii-kochetovka-audiospektakl.htmlПриложение №1
Герой рассказа «Случай на станции Кочетовка» Вася Зотов, молодой лейтенант, человек не злой, честный, ставящий интересы Родины, тревожится не об оставленной жене в оккупированной Белоруссии, не о потерянном личном имуществе, а о неясности обстановки. Толком никто не мог сказать, где сейчас линия фронта, что делать, если вдруг станция окажется на вражеской территории. Немцы уже бомбили Кочетовку, а дней 10 назад на станцию ворвались два гитлеровских мотоциклиста, расстреливая всех из автоматов. Одного подбили, а другой скрылся.
Васю возмущает, что многие, забыв о совести в это время выменивают вещи у эвакуированных на продукты. Даже окруженцы, забыв о том, как было на линии фронта, грабят муку, которую везут на передовую.
Квартирантка Авдеевых, заведующая столовой, «откормленная воровской сытостью», кладовщик продпункта, «раскормленный волк» Саморуков, бухгалтер Чичишев – безнравственные приспособленцы.Но есть и другие. Сержант Дыгин, болеющий за свой конвой, который уже одиннадцатый день голодают, старик Кордубайло вышел работать «раз надо».
Зотов, сдержанный и дисциплинированный, стесняется своей тыловой должности. Он мечтает попасть на фронт. Он хорошо выполняет свои обязанности,так надо, так требуетсяпо инструкции.
Приложение №2
Неожиданным посетителем для Зотова стал актер Тверитинов Иван Дементьевич, отставший от своего эшелона. Он был артистом московского театра, ополченец. Под Вязьмой попал в котел. С другими фронтовиками сумел выйти к своим. Снова был отправлен на фронт. Отстал в Скопине, когда пошел обменять вещи на съестное. Поезд ушел. Он ехал на попутных поездах, не зная куда. Он обращается за помощью к Зотову. И хотя тот чувствует «невольное расположение к этому воспитанному человеку», все же просит подтвердить рассказ материальным доказательством. Фотографии, которые показал Тверитинов, понравились Васе. «Умным уютом пахнуло на Зотова с этих двух снимков». Он искренне хочет помочь старому актеру. Но то, что Тверитинов не знает Сталинграда, заставляет Зотова остудить сердце и действовать по инструкции: «Значит, не окруженец. Подослан! Агент! Наверно, белоэмигрант, потому и манеры такие». Под предлогом пройти вместе на продпункт, добрый Вася Зотов приводит под конвоем Тверитинова к уполномоченному НКВД, у которого «ещё никто с крючка не срывался»
Приложение №3
Выдержки из статьи О. Седаковой:
«Место действия – узловая железнодорожная станция – это не место обитания, это пункт следования, который все минуют, благополучно или нет. Но больше того, сама земля в это время – переходящая из рук в руки, и неизвестно в чьих руках находящаяся в момент повествования – это тоже не место обитания. Это место наступления или отступления. Тема бездомности, всеобщей снятости с мест, «карусели», как говорит герой повествования, доведена до фантастического напряжения, при этом совершенно реалистически мотивирована».
«Такое время-пространство…  поле невероятных встреч. Таких встреч, о которых говорят – судьба свела. …каким образом могли бы сойтись два протагониста «Случая», юный лейтенант Вася Зотов, откуда-то из северной  глуши (как говорит его оканье), и столичный актер Игорь Дементьевич Тверитинов, встретивший революцию 25-летним человеком? Причем встретиться так, что судьба одного целиком зависит от другого?»
«Мир, который мы здесь видим, мир, сошедший с рельс,– это мир социальный».
«Социальный человек инструктирован в идеале для любой ситуации. Он знает, он в принципе должен знать все необходимое о каждой вещи – и что это такое, и как с этим поступать. Вполне социальный человек не перед чем не должен впасть в недоумение. Он должен узнавать: а, это вот то-то; меня учили так-то; здесь я должен вести себя так-то. Искать выход из непредвиденной ситуации, из недоумения – в самом ли себе или где-то еще, в неведомом социальный человек не может. Не может, поскольку ничто кроме накрепко усвоенной инструкции не представляет для него авторитетной инстанции».
«Он действительно новый человек – не по долгу, не по корысти, а от всей души. Замечательны его слова: «Уцелеть для себя – не имело смысла». Зотов написан внимательно и без предвзятого осуждения. В его отношениях с другими персонажами сочувствие читателя чаще всего будет на его стороне, потому что эти недоработанные, необработанные люди – они явно корыстны, мелки и т.д., и только он целиком принадлежит некоей высшей сфере. Особенно это видно в его истории отношений с беженкой Полиной («Полину, ребенка ее и мать он полюбил так, как вне беды люди любить не умеют»)
«Он не может представить – с чего начинается вся трагедия – каким образом его современник и соотечественник может не знать нового названия города Сталинград. Таких людей у нас просто нет и быть не может. Инструкция отвечает: это враг. Зотов обречен на свою роковую ошибку. Т.е., на самом деле, вот эта идеология или социальность в каждом отдавшемся ей человеке закладывает возможность такого крушения».
«Тверитинов – это вестник, своего рода ангел или что-то вроде того? Мы узнаем характерные черты Посещения. Всегда, когда речь идет о явлении  какого-то посланца из другого – Божьего – мира, его отличает прежде всего простота. Он прост среди крайне сложной, усложненной жизни, среди хитроумных сплетений принятого, практичного, полезного, политичного. Там, где все отлично знают условности и условия существования, он как-то слишком прост. Его простота обнаруживается многими чертами. Он доверчив: «эти доверчивые глаза»; он не ждет подвоха со стороны Зотова до последнего мгновения. У Зотова нет слов, чтобы назвать то, что влечет его и располагает к этому чудному человеку. Он выбирает слово совсем неподходящее – «уравновешенный»: «Зотов уже не сдерживал симпатии к этому уравновешенному человеку». И еще одно слово – «внимательный»
Дальше мы видим, как Зотов, вызывавший у нас несомненное сочувствие своей чистотой, детскостью, – этот самый Зотов ведет себя подло, и сам чувствует собственную подлость  («Его самого резала противная фальшь собственного голоса»). Это поразительное превращение. С таким человеком, как Зотов, что-что, а подлость как-то не связывается. («А лгать Зотов – не умел»). «Случай отвести душу» оказывается «случаем погубить душу».
«Здесь же, в солженицынском «Случае», испытывается не человек сам по себе, не Зотов как таковой, а вот эта самая социальность. Это она,  в своем лучшем воплощении, пережила странную встречу, «случай», и это она угадала – опять же, не Зотов – она угадала в этом вестнике своего опаснейшего врага: совсем не такого врага, как думал бедняга Зотов,  не шпиона, не офицера, а в самом радикальном смысле врага всей этой социальности, врага, которого можно назвать так – живая человеческая жизнь».
Приложение №4
Проектный лист
Проанализируйте диалог Зотова и Тверитинова. Мотивируйте поведение Зотова.
Прокомментируйте некоторые образы в статье О. Седаковой.
Во имя чего Зотов губит Тверитинова?
Почему он не мог забыть этого человека всю жизнь?
Нужна ли нам победа, если «мы за ценой не постоим»?
Каждому человеку в течение всей жизни приходится оценивать свои поступки. Награду и наказание за них выносит жизнь Какова награда Зотова?
Оцените работу группы.
Приложение №5
Рефлексионный лист
-121729543180


12446016510Приложение №5
Рефлексионный лист
Если тема урока взволновала вас и помогла определить свою точку зрения на общечеловеческие ценности, если вы считаете, что любые поступки человека должны совершаться во имя человека, потому что никому из людей не дано распоряжаться чужими судьбами – наклейте зеленый лист.
-34537651078230
Если высчитаете, что жизнь человека ценна, но она должна подчиняться требованиям времени, что жертвы иногда оправданы - наклейте желтый лист.
-3803650265430
Если тема урока показалась вам надуманной и скучной, и по-вашему, нужно жить, четко выполняя все предписания и инструкции, чтобы не отвечать за чужие проступки, что гораздо спокойнее жить, если решения принимают за тебя – приклейте коричневый лист.
Приложение №6
Презентация к проблемному уроку «Случай на станции Кочетовка» по рассказу А.И. Солженицына