Родителское собрание Детская агрессия и пути ее устранения


Тема: Причины и последствия детской агрессии.
Цель: профилактика детской агрессии.
Задачи:
обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка;
формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности и возможных путей её преодоления.
Вопросы для обсуждения:
причины детской агрессии;
профилактика детской агрессии;
пути преодоления детской агрессии.
III. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать с разговора о проблеме агрессии, так как мы все чаще с ней сталкиваемся не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду с экранов телевизоров и компьютеров. Ее проявляют даже дети. Давайте разберемся, что такое агрессия? Обратимся к определению понятия «агрессия».
Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ».
Агрессия – это способ выражения гнева, протеста. В основе лежат боль, унижение, обида, страх, которые возникают от неудовлетворения человеческой потребности в любви и нужности другому человеку.
Агрессивное поведение у детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребёнок справиться не в силах.
Причины:
1. Заболевание центральной нервной системы.
2. Агрессивность как средство психологической защиты ( самая распостраненная в д/с) Это чаще холерики и сангвиники- дети с сильным типом НС.
3. Различные нарушения семейного воспитания.
Алкоголизм родителей.
Разрушение эмоциональных связей в семье как между родителями и ребенком, так и между самими родителями (частые скандалы в семье).
Неуважение к личности ребенка.
Некорректная и нетактичная критика ребенка, оскорбительные и унизительные замечания. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и свои силы.
Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. (Чаще у жестких, властных родителей).
Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
4. Нарушенная исследовательская активность ребенка.
Чаще встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы - они не могут оценить эмоциональные последствия своей активности (ткнул собаку ногой и отбежал - что будет?).
5. Случаи, когда за агрессивность принимают что- то другое.
Например, детское упрямство (в возрасте 2-4 лет) - «не хочу», «не буду», «я сам» и др.
6. Запрет на физическую активность.
Энергия ребенка обязательно должна находить выход, иначе накопившийся переизбыток энергии перейдет в агрессию.
7. Отказ в праве на личную свободу.
Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать на них. Но не меньше свободы ему нужны определенные нравственные нормы и границы, чтобы он сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс.
8. Подсознательное ожидание страха.
Недостаточная защищенность матери во время беременности, переживание трагедии, горя в семье, частая и длительная госпитализация ребенка. В результате у детей вырабатывается комплекс страхов - боязнь остаться один, врачей, испытание боли и др.
9. Эмоциональная нестабильность, колебания эмоций.
Настроения ребенка могут меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Негативные эмоции считаются в семье недопустимыми, их всячески подавляют.
10. Неуверенность в собственной безопасности в семье, где частые ссоры.
Личный отрицательный опыт (дома отец бьет, это стиль жизни).
11. Недовольство собой.
При отсутствии эмоционального поощрения от родителей, воспитателей. При этом дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования - немотивированно. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И поэтому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.
12. Повышенная раздражительность.
13. Чувство вины.
VII. Профилактика агрессивного поведения.
Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка.
Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям.
Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.
Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей.
Помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля.
Дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды.
Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился».
Не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. он будет так же вести себя с другими детьми.
Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка.
Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление.
Методы для выражения подавленного гнева:
Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.
Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе.
Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.
Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.
Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.
Советы родителям «Как управлять поведением своих агрессивных детей»:
обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;
обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;
следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;
быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;
поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет
Х. Подведение итогов.
Подходит к концу наша очередная встреча хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому. Вручение памяток родителям (приложение2).
XII. Принятие общего решения родительского собрания для протокола.














Приложения к родительскому собранию «Причины и последствия детской агрессии».
Приложение 1
Памятка для родителей по предупреждению детской агрессии.
Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было условий.
Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.
Не шантажируйте своего ребёнка своим отношением к нему.
Не бойтесь поделиться со своим ребёнком чувствами и слабостями.
Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.
Памятка для родителей 2
Уважаемые папы и мамы!
Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок во втором классе, еще не поздно!
Агрессивность ребенка проявляется, если:
ребенка бьют; I
над ребенком издеваются;
над ребенком зло шутят;
ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
родители заведомо лгут;
родители пьют и устраивают дебоши;
родители воспитывают ребенка двойной моралью;
родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
родители не умеют любить одинаково своих детей;
родители ребенку не доверяют;
родители настраивают ребенка друг против друга;
родители не общаются со своим ребенком;
вход в дом закрыт для друзей ребенка;
родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;
родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.
Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

Приложение 7.
Карточка отзыва.
Я узнал, что .
Новым для меня стало то, что .
Я убедился, что .
Меня не смогли убедить в том, что .
Я категорически против того, чтобы .
Я возмущен тем, что _______________ .

























Используемая литература:
Ожегов С.И., Шведова М.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1993
Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1999
Психодиагностика детей: Пособие для психологов, педагогов, студентов / Сост. А.С. Галанов. М.: ТЦ «Сфера», 2003
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. М.: Владос, 1999
Родительские собрания: 2 класс / Авт.- сост. С.Р. Рябова. – М.: ВАКО, 2008
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008




15