Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится


Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится.
Нас всех объединяет чудо языка. В нем наш труд и заботы, шум лесов и цветение поля, волны народного горя и благоденствия. В нем радость народа, его кровь и воля. В нем живет, негодует, верит, смеется сам народ. Русский язык окрашен переживаниями людей и не внимает равнодушно добру и злу. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и язык бессмертны.
Вы только вчитайтесь, вдумайтесь в русские слова, ставшие истинным украшением русской речи. Долетают до слуха отрывочные выражения из разговора двух людей на улице про третьего:
-Сам виноват: весь свой век бил баклуши – вот теперь и поделом попался впросак.
- Грех да беда на кого не живет, огонь и попа жжет. Погоди, будет и на его улице праздник.
О чем же здесь говорится? Слышится бессмыслица: будто бы огню дано особое преимущество : и попа жечь, а стало быть, может найтись и такой, перед которым бессилен горящий и палящий огонь. Наконец, что это за баклуши и какой такой просак? И где эта улица, на которой полагается еще и праздничное время? Будем любопытны и заглянем в историю слов.
Огонь попа жжет. В 1616 году одному архимандриту Дионисию было поручено исправить Потребник – книгу, содержащую в себе царские требы. В молитве на освящение вода было написано: « Сам и ныне, владыко, приди и освяти воду сию духом твоим святым и огнем». Правщики обратили внимание на слово огнем. Оно показалось им лишним. После долгих споров это слово решили залепить или закрасить. Так и сделали. Но старые священники продолжали говорить « с огнем», за что получали наказание. Когда доходили в молитве до этого места, то точно горячий блин проглотил поп. Так и сложилась в то время насмешливая поговорка: в книгу глядит, а огонь говорит. С тех пор начал огонь жечь попа в особину. Стала ходить в народе пословица о неизбежности для всякого человека беды и горя с новым привлеком.
А что значит « впросак попасть»? оказывается, в старину в г. Ржеве при изготовлении из пеньки веревок задействовано было очень много людей. Сколько людей, столько новых нитей навешено с боков и над головами. Было очень трудно разобраться, избави Бог попасть в « просак»! то есть вся эта прядильня с людьми – веревочный стан. Если попадет волос или пола одежды в « просак» , - не выберешься. Нижний стан одежду отрывает прочь, пока не остановятся люди и колесо. Отсюда и впросак попасть, т.е. в неудобное положение.
А « на улице праздник»? В старину улиц в современном понимании не было, а были « концы», которые образовывали своеобразные общины. Например, в Ливнах черкасские хаживали на ямскую. Возникло понимание, что черкасские пошли на улицу, где были праздники с пирогами, гулянием. Так и пошло в народе: « Не горюй, будет и на нашей улице праздник».
Интересное объяснение « баклуши бить» , т.е. бездельничать. На самом деле, это было промысловым делом: заготавливали болванки из дерева для будущих ложек, чашек, и в долгие зимние вечера крестьянская семья готовила к продаже деревянную посуду.
Таков он наш богатый русский язык. И не гоже нам, русским, засорять его иностранными словами, коверкать и сквернословить.
Тамара Бобкова, учитель.