Конкурсная познавательная программа «Старая пословица ввек не сломится»

МКОУ «Большедворская ООШ»
Конкурсная познавательная программа
«Старая пословица ввек не сломится»

Подготовила: Кононова Г.А. – учитель начальных классов

Ведущий:
Пословица недаром молвится, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы Сегодня вспомним их друзья!

Пословицы и поговорки знакомы нам с детства. Они возникли в давние времена, еще до того как появилась на Руси грамота. Народ, не умевший ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу, передавал мудрые наставления от отца к сыну, от деда к внуку, учил подрастающее поколение уму – разуму.
Старинные пословицы живут в языке и сегодня – и в разговоре, и в книге. Когда мы слышим пословицу, то невольно ее запоминаем: ведь из нее всегда узнаешь что – то важное и нужное, что может пригодиться в жизни не один раз. Молод ты или стар, болен или здоров, опечалился или обрадовался – на всякое твое переживание, на любое событие сразу отзовется пословица: даст разумный совет, наставит на ум, утешит, развеселит.
Пословицы отзываются на все случаи жизни, поэтому их так много. Когда люди стали собирать и записывать пословицы, выяснилось, что их более 30 тысяч!
Пословицы отражают различные чувства, характеризуют разных людей, хвалят и порицают, сочувствуют, а главное – учат, но не грубо, а мягко, ненавязчиво.
В старину говорили: «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит». Понятно, что пословица относится к любому мальчику и любой девочке: упустишь золотое время, не узнаешь чего-нибудь – потом уж, не наверстаешь.

Лев Николаевич Толстой считал, что произведения русского народного творчества интересны и полезны, прежде всего, детям. В книги, которые Толстой создал для обучения ребятишек в Ясной Поляне, он включил много пословиц.
Чтобы вам было проще понять их смысл, на каждую пословицу писатель придумал небольшой рассказ. Послушайте и вы несколько поучительных историй.

1 рассказчик: Взял мальчик косу и задумал траву косить. Порезал себе ногу и заплакал. Баба увидела и сказала: «Не тебе косить. Тебе еще батюшке завтраки носить. Знай сверчок, свой шесток».

2 рассказчик: Горел дом. А в доме остался ребенок. Ни кто не мог войти в дом. Солдат подошел и сказал: «Я пойду». Ему говорят: «Сгоришь!» Солдат сказал: «Два раза не умирать, а раз не миновать». Вбежал в дом и вынес ребеночка!

3 рассказчик: Ездил барин за границу. Приехал к себе и задумал рожь руками сажать. Мужики сказали: «Ворон на море летал, умнее не стал».

4 рассказчик: Волк съел овцу, охотники поймали волка и стали его бить. Волк сказал: «Напрасно вы меня бьете, я не виноват, что сер». А охотники сказали: « Не за то бьют, что сер, а за то, что овцу съел».

Ведущий: А теперь проверим, как внимательно вы меня слушали. Я прочитаю несколько таких историй, а вы догадайтесь, на какую пословицу она придумана.

Задание 1. Девочка без матери зашла в погреб и выпила молоко. Когда мать пришла, девочка потупилась, и не глядит на мать. И говорит: «Матушка, что-то кошка лазала в погреб, я ее выгнала. Не поела б она молоко». Мать сказала(Знает кошка, чье мясо съела).

Задание 2. Бежал заяц от собак и ушел в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел еще лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, полез в чащу в овраге – и наскочил на волка. Волк схватил его. «Видно, правда, - подумал заяц, - что хотел лучше спрятаться и вовсе пропал. Было мне хорошо, хотел, чтобы было еще лучше. А ведь верно говорят, что (От добра, добра не ищут).

Ведущий: Давайте теперь поговорим о поговорках. Они очень похожи на пословицы, но кое-чем и отличаются. Во-первых, в пословице всегда выражается целая, законченная мысль, а поговорка – только фрагмент его. Поговорку, как правило, легко заменить одним-единственным словом. Например: «У него ума палата» - «умный», «надулся, как мышь на крупу», - «обиделся» и многое другое.
Поговорки, как и пословицы, тоже украшают нашу речь, делают ее богатой, образной, интересной. Одна команда должна будет «изобразить» поговорку, а другая – угадать ее и объяснить ее смысл.

Задание 1:
Работать спустя рукава. (Работать лениво, нехотя).
Клевать носом. (Дремать, засыпать).
Задание 2:
Воды в рот набрать. (Упорно молчать).
Кусать локти. (Жалеть о чем либо).

Ведущий:
Ребята, сейчас я раздам карточки. На одних из них написаны начала пословиц, на других – окончания. Вы должны из них составить цельные пословицы, объединив начало с окончанием.

Задание 1:
Будет зима (будет и лето)
Готовь сани летом (а телегу зимой)
Невелика капля (а камень долбит)
Семь раз отмерь, (один раз отрежь)
Один в поле (не воин)
Без труда (не вытащишь рыбку из пруда).
Тише едешь (дальше будешь)
Сила есть (ума не надо).
Дело мастера (боится).
Близок локоть, (да не укусишь).
Солнце летом греет(а зимой морозит)
Лето собирает (зима съедает)
В зимний холод (всякий молод)
Кто много читает     (тот много знает.)
Книгу читать   (как на крыльях летать.)
Поздно встанешь   (мало сделаешь.)
Мир освещается солнцем,    (а человек знанием.)
что одному не под силу    (легко   коллективу.)
Не красна изба углами, а     (красна пирогами.)

Ведущая: В сундуке лежат предметы.
Задание: достать предмет и вспомнить в какой пословице он упоминается, (рядом с сундуком список пословиц, можно воспользоваться подсказкой).
Дети достают предметы из сундука.

РЕШЕТО. (Решетом воды не наносить.)
ШИЛО. (Шила в мешке не утаишь.)
ЧАСЫ. (Делу –время, потехе – час.)
100 РУБЛЕЙ. (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.)
РУБАШКА. (Своя рубаха ближе к телу.)
КАМЕНЬ. (Под лежачий камень вода не течет.)
ШАПКА. (На воре шапка горит.)
ЛОЖКА. (Дорога ложка к обеду.)

Ведущая: Надо в пословице найти неправильное слово и исправить ошибку. (показывает по четыре пословицы каждому капитану). 1. Аппетит проходит (приходит) во время еды. 2. Город (голод) не тетка. 3. Дружба дружбой, а кабачок (табачок) врозь. 4. Знает мошка (кошка), чье мясо съела. 5. Лес рубят – кепки (щепки) летят. 6. Машу (кашу) маслом не испортишь. 7. Соловья башнями (баснями) не кормят. 8. По одежке протягивают рожки (ножки).

И г р а.
По двум словам отгадать всю пословицу: коса камень     (Нашла коса на камень.) лес дрова     (Чем дальше в лес, тем больше дров.)
шило мешок     (Шила в мешке не утаишь.)
язык дело        (Не спеши языком, торопись делом,)
дело мастер      (Дело мастера боится.)
труд лень   (Труд   человека   кормит, а лень портит)

Игра «Семь и один».
Назвать четыре пословицы, в которых употреблены числа семь я один.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семь бед один ответ.
Семеро с ложкой, один с сошкой.

Сценка «Кончил дело гуляй смело».
Действующие лица:
Мальчик-ученик,
Солнышко,
Птичка,
Вишенка.
Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает Солнышко.
Солнышко. Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
Мальчик. Нет, ясное солнышко, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.
Птичка. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?
Мальчик. Нет, милая пташечка, нет! Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок!
В и ш е н к а. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?
Мальчик. Нет, Вишенка, нет, теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.
Наконец урок окончен, Мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну и кричит: «Ну-ка, кто меня манил?»
Все говорят: «Кончил дело, гуляй смело!»
Ведущая. Я хочу поблагодарить всех участников. Надеюсь, что сегодняшняя встреча доставила истинное удовольствие. Вы ещё раз убедились в том, Что пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя. Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают. Порой чему-то поучают И от беды нас берегут.
15