Беседа по теме Кто такой — вежливый человек?
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. РУЗЫ»
Беседа по теме:
«Кто такой – вежливый человек?»
Провела: воспитатель группы продленного дня
МБОУ «СОШ № 2 Г. Рузы»
Притеева Светлана Николаевна,
2013 г.
Тема: «Кто такой – вежливый человек?»
Цель: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы; развивать речь детей, мышление, словарный запас; воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.Дата проведения: январь 2013 г.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость кот Леопольд. Кот Леопольд хочет рассказать вам о очень важном качестве любого воспитанного человека. Сравните две ситуации: 1) Денис сказал: – Никита, дай карандаш, и побыстрее. 2) Саша попросил: – Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.Воспитатель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? (первая невежливая, а вторая вежливая). Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему? Поднимите руку, кто уже догадался, о чём вам расскажет кот Леопольд. Воспитатель: Сегодня вы узнаете о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. Ребята, а что значит вежливый?
Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный.
Воспитатель: А где должны соблюдаться привила приличия? (везде) Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.Воспитатель: Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? (жесты, мимика, вежливые слова) Какие вежливые слова вы знаете? Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.
Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: «» (Привет!) А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, » (Здравствуй!) К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «» (До свиданья!) Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «» (Извини!) Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: «» (Спасибо!) Чудно пел среди ветвей Голосистый соловей, И ему на всю дубраву Воробьи кричали: «» (Браво!) Толстая корова Лула Ела сено и чихнула. Чтобы не чихала снова, Мы ей скажем: «» (Будь здорова!)
Воспитатель: Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы.
Валентина Осеева "Волшебное слово".
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке. – Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:– С тобой что-то случилось? – Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик. – Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то... – Еще бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому. – Убежишь? – Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!– Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит. – Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой... Павлик засопел от обиды. – Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет. – Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!» Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал. – Что же, не берет тебя брат? – А почему вы все спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду: – Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово... Павлик раскрыл рот. – Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза...– А какое слово? Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил: – Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его. – Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой. Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зеленые, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.«Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймет волшебное слово!..» Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: – Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала: – Ка-кую тебе? – Мне синюю, – робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове. «Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?» Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал: – Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста. Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке. – Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок. Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки. «Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил: – Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся. – Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит! – Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми. – Пожалуйста, – повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся! «Помогло! Опять помогло!» Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки. Воспитатель: Почему Павлику хотел убежать из дома? Чем он был расстроен? Какое волшебное слово старик сказал Павлику? Как нужно говорить волшебное слово? (глядя прямо в глаза, тихим голосом)Как помогло Павлику волшебное слово? Почему Павлик захотел вернуться к старику? Воспитатель: Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то. А что такое просьба?
Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.
Воспитатель: Ребята, как можно выразить просьбу? (жесты, мимика, слова) Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить. (перед занятием учитель предупреждает двух ребят) Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место. Воспитатель: С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами.
Учитель: Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?». Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба. Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись.Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и, как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе?Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле?Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом.Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Кате?Воспитатель: Вот и подошла к концу наша беседа. 1. Кто такой вежливый человек? 2. Как правильно составить просьбу? 3. Назовите вежливые слова.
{ђЗаголовок 315