Открытый урок по технологии на тему Бытовая швейная машина (5 класс)


Урок технологии по теме "Устройство бытовой швейной машины. Работа на бытовой швейной машине". 5-й класс
Тип урока:  комбинированный: урок сообщения новых знаний.
Цель: знакомство учащихся с историей и устройством бытовой швейной машины, создание условия для формирования навыков работы на ней.
Задачи:
Ознакомить учащихся с устройством бытовой швейной машины, правилами организации рабочего места швеи, правилами техники безопасности при работе.
Способствовать формированию у учащихся навыков работы на бытовой швейной машине
Содействовать воспитанию у учащихся аккуратности в работе, бережного отношения к оборудованию, интереса к швейным работам..Форма обучения: групповая.
Методы проведения занятия:
объяснительно - иллюстративный (рассказ, беседа, демонстрация);
метод стимулирования и мотивации интереса к обучению;
метод контроля и самоконтроля;
Межпредметная связь: ИЗО, русский язык, история.
Материально - техническое оснащение: швейная машинка, мультимедийный проектор,
Ключевые понятия проводимого занятия: швейная машинка, устройство швейной машинки, техника безопасности при работе на швейной машинке.
Планируемые результаты: Личностные
- проявлять интерес к содержанию предмета занятия;
- осознать потребность в изучении темы;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения.
Метапредметные
Познавательные умения:
- отвечать на вопросы пдо, используя свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию, обобщая её.
Регулятивные умения:
- определять цель деятельности;
- с помощью пдо планировать предстоящую практическую деятельность;
- учиться высказывать своё предположение на основе опытов;
-учиться совместно с пдо и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности;
- определять степень успешности выполнения своей работы и работы других.
Коммуникативные умения:
- учиться слушать и слышать пдо и одногруппников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;
- сотрудничать, договариваться;
- доказывать свою точку зрения, подбирая аргументы для объяснения.
- конструировать небольшие устные речевые высказывания на основе проведённых экспериментов.
Предметные
- знать историю происхождения швейной машинки;
- владеть знаниями об устройстве швейной машинки;
- знать и применять технику безопасности при работе на швейной машине.
Средства диагностики: практическая работа . Рефлексия
Этапы работы Содержание этапа
1. Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цели и задачи, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
– создать положительный эмоциональный настрой;– помочь принять правильную рабочую позу;– напомнить о важности санитарно-гигиенических требований к работе и аккуратности.
Методы организации работы учащихся на начальном этапе урока: словесные, объяснительно-иллюстративные Проверяет готовность обучающихся к уроку; создает эмоционально-психологический настрой учащихся на изучение материала
Добрый день! Я рада снова видеть вас всех и надеюсь на взаимность.Здравствуйте, садитесь. Самый внимательный и благодарный человек тот, кто сам пережил радость творческих удач и открытий. И я сегодня призываю вас совершить для себя маленькое открытие. Собственный творческий поиск поможет вам в этом.
Слайд 1.
Я вижу интерес у Вас в глазах.
А время как всегда так быстро мчится!
Хоть два часа отведено нам на часах,
Как говорится - дело мастера боится!
Приветствие: партнёру по плечу улыбнитесь, а присутствующим – помахать руками
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цель, которую учитель ставит перед учениками на данном этапе урока: продемонстрировать полученные знания и умения по теме «Построение чертежа фартука».
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить знания, обучающихся по теме «Построение чертежа фартука»; – выявить затруднения, возникшие при изучении темы
Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: устный опрос, практическая работа учащихся
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: похвала
Методы оценивания ответов учащихся в ходе опроса: вопросы Сегодня нас ждет удивительно творческая работа. Но прежде чем к ней приступить я вам предлагаю проверить свои знания по теме предыдущего урока «Построение чертежа фартука», сыграв в игру.
1. Каждая из вас получит чертеж фартука, разрезанный на части. Части перемешаны. Образца чертежа у вас не будет. Вспомните, как выглядит чертеж фартука, и соберите пазл. Оценить работы, отметить лучшее время сборки.
2. Игра называется умницы и умники. Для этого я вам буду задавать вопрсы вы поднимаете руку, отвечаете и если отвечаете правильно, то получаете жетон это будет ваша оценка. Если кто-то из девочек сомневается ответить или не знает как ответить, то отвечают другие ученицы.
1) Назовите основные линии фигуры человека. (Линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен.)
2) Назовите детали фартука (Нагрудник, н.ч.фартука, карман, пояс, бретель.)
3) Какую функцию выполняет фартук в одежде. (Это бытовая домашняя одежда служит для выполнения кулинарных и других домашних работ.)
4) Какие мерки необходимы для построения чертежа фартука? (Дн - длина нагрудника Днч - длина нижней части Ст - полуобхват талии Сб- полуобхват бедер)
5) Из какой ткани лучше шить фартук? (Льняное полотно (лен) и х/б (сатин, ситец) - изделия из таких тканей имеют красивый внешний вид, хорошо стираются и гладятся). 6) Чем можно украсить фартук? ( Тесьма, вышивка, кружево, ткань, др. цвета, отделка деталями (аппликация на ткани).Молодцы девочки! Вспомнили предыдущий материал.
3. Изучение нового учебного материала
А) Формулировка цели и задач урока
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: продемонстрировать полученные знания и умения по теме «Построение чертежа фартука».Цель, которую хочет достичь учитель: – мотивирование учащихся на изучение нового материала;– способствовать развитию познавательных способностей учащихся.
Методы: активизации познавательной деятельности Слайд 5. Учащимся предлагается угадать загадки и попробовать сформулировать тему урока и цели урока.
Он по комнате ползет,И гудит, и пыль сосетЧерез длинный гибкий нос.И зовется … (пылесос)
Хоть ворчит, но без угроз,А внутри его – мороз,Потому-то в нем едаОчень свежая всегда. (Холодильник)
Если мятая одежда,На него одна надежда.Юбка, брюки, покрывало…И морщин как не бывало! (Утюг)
Проведение беседы: Назовите одним словом - пылесос, холодильник, утюг, телевизор, компьютер, будильник–это? (Бытовые предметы – машины)
– Для чего они предназначены? (Они помогают нам облегчить наш труд, ускорить время выполнения той или иной работы, качественно выполнить работу)
Да, вы правы. Эти машины предназначены для облегчения домашних работ, для создания комфорта в повседневной жизни человека, высвобождают его для отдыха, занятий спортом, любимым делом.
Отгадайте еще одну загадку про бытовую машину, которая тоже является помощником в доме:
На полянке шерстянойПляшет тонконожка,Из-под туфельки стальнойВыползает стежка  (Швейная машина)
О какой машине идет речь? (о швейной машине).
- Хотелось бы вам научиться шить на швейной машине? (ДА)
- Как вы думаете пригодиться ли вам в будущем умение работать на швейной машине? (ДА)
- Формулирование темы урока: А сейчас подумайте и скажите, как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока?
Слайд 6. Правильно, тема урока «Бытовая ш/машина»
- А для того что бы мы могли работать на швейной машине, что мы должны знать и уметь?
Целеполагание. Слайд 7. Правильно. Сегодня на уроке мы познакомимся со швейной машиной, с историей ее появления, мы будем учиться готовить машину к работе ,т.е овладеем знаниями об устройстве швейной машинки;
- выучить технику безопасности и применять её при работе на швейной машине,
выполнять тренировочные упражнения в шитье на машине без ниток.
Ваши успехи в шитье во многом зависят от того, насколько хорошо вы научитесь пользоваться швейной машиной.
Б) Изложение нового материала
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: – знать основные этапы в изобретении швейной машины;– знать устройство бытовой швейной машины и правила безопасной работы на ней.Цель, которую ставит перед собой учитель:– ознакомить с историей создания швейной машины и их современной классификацией;– ознакомить учащихся с устройством швейной машины;– способствовать запоминанию видов швейных машин, основных деталей;– способствовать развитию первоначальных навыков работы на швейной машине;– создать условия для формирования умения работать в паре; – Развивать внимание, умение, анализировать, оценивать себя и товарища.– содействовать воспитанию аккуратности в работе, внимательности, бережного отношения к оборудованию, интереса к швейным работам.
Методы: рассказ, метод иллюстрации и демонстрации (в сопровождении слайдов презентации), показ приемов безопасной работы, практическая работа учащихся И так, швейная машинка приветствует вас!
-Откуда же появилась швейная машинка, попробуем ненадолго вернуться в прошлое.
История создания швейной машинки.Видеоролик
- Теперь вы знаете, кто и когда придумал швейную машинку.
Швейная машина – основной инструмент для работы с тканью. Швейные машины служат для стачивания деталей из ткани при пошиве различных изделий.
Применение швейных машин позволяет ускорить и облегчить труд, повысить качество работы. Машинные швы ровнее, прочнее и аккуратнее ручных. Швейные машины в школьной мастерской
В домашних условиях используют бытовые швейные машины с ручным, ножным, электрическим приводами. Чем они отличаются?
Слайд 8. Привод - это устройство, с помощью которого машина приводится в движение.
-А как вы думаете, какие еще швейные машины бывают?
Слайд 9. Виды швейных машин. Классификация современных швейных машин 
– электромеханические;– компьютеризированные;– швейно-вышивальные.
-Следующие наши знания будут об устройстве швейной машины.
Устройство бытовой швейной машины. Видео ролик
Швейные машины бывают промышленные и бытовые.Бытовые швейные машины разнообразны по своей конструкции, техническим возможностям и внешнему виду. Но их устройство, наладка и правила эксплуатации имеют много общего.Бытовые предназначены для стачивания тканей, выполнения декоративных строчек, для вышивания и штопки
Объяснение с одновременной демонстрацией устройства швейной машины
(Эффект анимации на слайде позволяет одновременно видеть номер детали на рисунке швейной машины и читать название детали.)
– Соотнесите название деталей на слайде и на швейной машине кабинета технологии.
Знакомство с правилами безопасной работы на швейной машине
- Изучив швейную машинку, мы так же должны знать технику безопасности при работе за ней.
- Как вы думаете, какие правила нужно применять при работе за швейной машинкой?
Слайд 10. Правила техники безопасности при работе на швейной машинке.
4. Закрепление учебного материала
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: – различать устройства ручного и электрического приводов машины;– знать названия деталей швейной машины;– уметь демонстрировать правила безопасной работы на швейной машине. Цель, которую ставит перед собой учитель:– способствовать закреплению изученного материала и демонстрации на практике приемов безопасной работы.Методы: рассказ, метод иллюстрации и демонстрации (в сопровождении слайдов презентации), показ приемов безопасной работы, практическая работа учащихся Практическая работа учащихся (учебник стр. 120)
Задание 1.Откройте учебник стр.120. Рассмотрите рисунок 69 внимательно и изучите основные детали машины и найдите эти детали на машине, которая стоит у вас на столе. Задание 2. Напишите в рабочей тетради название основных деталей швейной машины.
5. Физкультминутка
Учащимся предлагается посмотреть «Супер физминутка» (видеоролик) и выполнить ряд упражнений.
6. Практическая работа учащихся
Цель для учащихся (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока):– освоить приемы работы на швейной машине;– уметь выполнять безниточные строчки на бумаге.Цели, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:– создать условия для формирования у учащихся навыков работы на швейной машине и выполнения безниточных строчек;– способствовать формированию навыков безопасной работы на швейной машине. Методы: практическая работа, работа в парах Работа в парах1. Сядьте правильно за швейную машинку.2. Покажите приемы холостого и рабочего хода.3. Запустите и остановите швейную машинку.4. Выполните безниточные строчки на бумаге.
– Оцените работу товарищей сигналами.– Оцените свою работу.– Совпали ли мнения?
7. Рефлексия
Цель для учащихся (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока): осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса Методы: беседа – Какую цель и задачи мы ставили в начале урока?– Удалось ли их решить?– Что нужно сделать еще?– Появилось ли у вас желание работать на швейной машине?– Хотите шить красивые вещи?– Это и будет целью следующих уроков технологии, в результате которых мы научимся шить фартук.– Как вы оцениваете свою работу?– А работу класса в целом?
6. Задание на дом
Цель самостоятельной работы учащихся: – закрепить знания об устройстве швейной машины; – закрепить навыки выполнения безниточных строчек
Цель, которую хочет достичь учитель, задавая задание на дом:– развивать умение выполнять безниточные строчки.– отличать рабочий ход машины от холостого. – Сегодня мы проделали большую работу. – Предлагаю вам дома изучить п.19 стр. 119-120.– Потренироваться в выполнении безниточных строчек на бумаге (можно и на ткани), соблюдая правила техники безопасности.– К следующему уроку принести нитки, лоскутки, ткань для выполнения следующих операций на швейной машине.– Занятие окончено!– До свидания!
Техника безопасностина урокеПравила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами
Иглы и булавки
   1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой.Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.
5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
 Ножницы
 1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
 
                                                             
  Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе на швейной машине
Санитарно-гигиенические требования
 1. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
2. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.
3. Стул должен стоять против иглы.
4. Расстояние между работающим и машиной должно быть 10-15 см.
5. Ноги должны опираться всей ступней на пол или подставку.
Правила безопасной работы
1. Волосы спрятать под косынку.
2. На швейную машину не класть посторонние предметы.
3. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл.
4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины.
5. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса.
6. Перед работой проверять исправность электрического шнура.
7. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении ее браться только за корпус штепселя.
8. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.
Правила работы на швейной машине.
1. Маховое колесо вращать только на себя.
2. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью.
3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки.
4.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета).
5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы — с правой стороны.
6. Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 8—10 см.
7. По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону, подтягивать нити и обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве швейной машины.
8. Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки.
9. По окончании работы подложить кусочек ткани под лапку и выключить электрическую швейную машину.
       
 
Правила безопасности при работе электрическим утюгом
 
1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура.
2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.
3. Ставить утюг на подставку.
4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
5. По окончании работы утюг выключить.