План — конспект урока по обслуживающему труду на тему Бытовая швейная машина (7 класс)

7 класс
08.11.2016г.
Тема 3.2. Бытовая швейная машина (1 час).
Применение зигзагообразной строчки для обметывания срезов и выполнения аппликации. Применение приспособлений к швейной машине: обметывание петель, пришивание пуговиц, подшивание потайным швом, штопка. Выкраивание и стачивание косых беек, правила безопасности работы на швейной машине, режущими и колющими приборами. Пр.работа. Бытовая швейная машина. Приспособления к швейной машине. Образцы зигзагообразной строчки, машинной аппликации, косых беек. Правила безопасной работы. ОРМ, СГТ при изготовлении ИЦ.

Цели: познакомить учащихся с устройством швейных машин, выполняющих зигзагообразную строчку, сферой применения зигзагообразной строчки при изготовлении различных швейных изделии; учить выполнять обметывание срезов ткани зигзагообразной строчкой в зависимости от ее вида (толстая, тонкая, сыпучая) на швейной машине «Чайка» ; проинструктировать учащихся по охране труда с тканью.

Оборудование: швейная машина «Чайка-142, 143», ткань для образцов, готовые образцы, таблица «Швейная машина «Чайка-142, 143», швейные нитки, ножницы, альбом, рабочая тетрадь, учебник.

Словарь: зигзагообразная строчка, флизофикс.

Ход урока
Организация урока.
-Проверка готовности учащихся к уроку.
-Сообщение темы и цели урока.

2.Повторение пройденного материала.
Опрос учащихся по вопросам:
Для чего необходимо на одежде указывать символы ухода за изделием?
Как правильно ухаживать за изделиями из искусственных волокон?
Как правильно ухаживать за изделиями из синтетических волокон?
Нарисуйте набор символов по уходу за изделиями из ацетатных волокон.

3.Изучение нового материала.
Сообщение теоретических сведений.
Учитель. Современные швейные машины позволяют не только стачивать куски ткани, но и обметывать осыпающиеся срезы, пришивать пуговицы, изготавливать петли, штопать, вышивать и выполнять еще целый ряд всевозможных операций.
Для этого машины оснащаются специальными приспособлениями: в конструкцию вводятся механизмы, позволяющие быстро настроить швейную машину на тот или иной режим работы, перейти с одного вида строчки на другой.
В зависимости от того, какие операции может выполнять швейная машина, различают машины прямострочные, машины с прямой и зигзагообразной строчкой и машины, выполняющие прямую, зигзагообразную и декоративные строчки.

Сегодня на уроке вы познакомитесь со швейной машиной «Чайка-142 (143)», предназначенной для сшивания хлопчатобумажных, льняных, синтетических, шерстяных и шелковых тканей и выполняющей как прямую, так и зигзагообразную, декоративную строчки.
По сравнению со швейными машинами, выполняющими только прямую строчку, «Чайка-142(143)» имеет следующие особенности:
-игла устанавливается в иглодержатель длинным желобком к работающему;
-на рукаве машины расположены ручки регулятора строчки, регулятора ширины зигзага, ручка установки вида строчки;
-челночный комплект расположен не слева, как на прямострочных машинах, а напротив работающего.
(Во время объяснения учитель показывает по таблице и непосредственно на швейной машине ее конструктивные особенности).
На этой швейной машине можно выполнять 12 видов строчки. Сегодня вы научитесь выполнять обметывание срезов ткани зигзагообразной строчкой на швейной машине «Чайка-142(143)».
Обметывание срезов зигзагообразной строчкой - самый распространенный в домашних условиях способ предохранения срезов от осыпания. Существует много разных видов ткани: сыпучая и с низкой осыпаемостью, тонкая и плотная. В зависимости от вида ткани выбирают длину и ширину зигзагообразной строчки. Чем более сыпучая ткань, тем шире и чаще делают стежок. На толстых плотных тканях ширину стежка и частоту устанавливают максимальные. На очень тонких тканях срезы, обметанные зигзагообразной строчкой съеживаются. Во избежании этого строчку прокладывают на расстоянии 5 мм от среза, а затем срезают припуски близко к стежкам.
Изучение образцов ткани с обработанными срезами.
Учащиеся рассматривают образцы ткани с обработанными срезами зигзагообразной строчкой, определяют , какая в данном образце была поставлена ширина и частота зигзага.
Демонстрация приемов работы. Учитель демонстрирует приемы выполнения операций: обметывания срезов разных видов тканей на швейной машине «Чайка-142(143)», приутюживание клеевой прокладки (флизофикса).

4.Инструктаж по охране труда.
Учитель. Перед началом работы на швейной машине повторим санитарно-гигиенические требования:
-свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди;
-сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову спереди;
-стул должен стоять напротив иглы;
-расстояние между работающим и столом машины должно быть 10-15 см.
-ноги должны опираться всей ступней на пол или подставку.

Инструктаж по охране труда при работе с тканью и электроутюгом проводится по прилагаемым инструкциям.

5.Практическая работа.
1. Учащиеся выполняют практическую работу №11 ( учебник, стр.68-69).
В процессе работы учитель делает целевые обходы.
Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.
Третий обход: проверить правильность выполнения работы и осуществления самоконтроля.


6.Итог урока.
1. Закрепление изученного материала.
Беседа с учащимися по вопросам:
-Какой строчкой можно выполнить обметывание срезов?
-На какой машине можно выполнить зигзагообразную строчку?
-Каким образом вы устанавливали ширину зигзага?
-Каким образом вы устанавливали частоту зигзага?
-Проанализируйте выполненные образцы. Почему была выбрана та или иная ширина и частота зигзага?
2. Анализ урока.
Учитель анализирует работу учащихся на уроке, отмечая правильность организации рабочего места, соблюдение правил по охране труда, правильность выполнения практической работы, комментируя допущенные ошибки.
3.Выставление оценок, их аргументация.

7. Домашнее задание: