Формирование учебно — познавательной мотивации на уроках истории в рамках ФГОС


Формирование учебно - познавательной мотивации на уроках истории в рамках ФГОС.
Образование не стоит на месте. Каждый год мы сталкиваемся с новшествами, которыми насыщается образовательный процесс. На сегодняшний день перед нами поставлена новая задача, которая четко определяется стандартами второго поколения. Личность способная оценивать, анализировать, отвечать за свои действия – тот идеал, к которому важно придти в процессе обучения. Научить учиться - главная цель стандартов второго поколения. На смену «заставить» приходит - «мотивировать», «обязательно знать» заменяется - «оценить свои знания, уметь действовать». Для того, чтобы ребенок получил знание-можно дать ему их, рассказав о том или ином событии, но ведь можно поступить иначе-научить его получать знание самостоятельно и использовать их на протяжении всей жизни. В связи с этим появляются новые ценности в процессе результатов образования – самообразование, саморазвитие и умение проектировать свою деятельность. Безусловно, именно эти ценности и лежат в основе системно - деятельностного подхода, который и помогает выделить основные результаты обучения и воспитания, соотнесенные с задачами. Одной из особенностей деятельностного подхода является замена репродуктивного информацинного знания (передача информации через перессказ) на действие, в результате которого знание будет играть важную роль (будет востребовано).
В процессе организации системно-деятельностного подхода на уроке учитель создает необходимые условия для мотивированной, проблемной, самостоятельной, групповой деятельности. Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, решают поставленные на уроке задачи с помощью информации, полученной из разных источников, в том числе, обращаясь (по мере необходимости) к учителю. Учитель направляет учащегося на поиски недостающей информации. Современные технологии, чаще всего информационно - коммуникативные, являются основными средствами поиска информации (благо каждая школа имеет возможность для этого). Контролировать и оценивать свои действия в процессе обучения - ещё одна особенность стандартов второго поколения. Формирование умения «учить учиться» означает овладеть универсальными учебными действиями.
Говоря о системно-деятельностном подходе, необходимо отметить, что именно мотивация является ключом к его реализации. Ведь важно побудить интерес учащегося к изучению того или иного материала, чтобы сложить всю деятельность воедино и применить знания. Каждый урок должен служить открытием новых знаний, что ляжет в основу формирования устойчивой мотивации и познавательному интересу к теме и предмету в целом.
Педагогическая проблема:
Формирование учебно - познавательной мотивации на уроках истории.
Условия возникновения, становления опыта
Возникновение и становление опыта проходило в МКОУ «Середейская средняя школа». На сегодняшний день школа является одним из институтов социализации и адаптации обучающихся.
Актуальность опыта
Наличие положительной мотивации учащихся ведет к самостоятельной деятельности, результатом которой станет познание нового, через анализ, а значит, будет использоваться в дальнейшем и полученная информация станет личностно значимой.
Наряду с этим можно выделить и тот факт, что, в процессе обучения по стандартам, ученик сам не только находит пути решения проблем, но и оценивает их эффективность в различных условиях.
Мотивация отражает процесс того, как учитель должен поступить, для того, чтобы пробудить интерес учащихся к той или иной деятельности.. Перспективность опыта
На сегодняшний день крайне важно помнить о том, что ученик не является роботом, способным воспроизвести весь материал. Гораздо важнее становится научить его добывать знания самостоятельно. Сохраняя старые методы обучения, процесс обучения можно свести к нулю. С появлением новых «гаджетов» учеников трудно чем - то еще удивить. Объем информации постоянно увеличивается, часто много ненужной. Активность ученика должна раскрыть его творческую способность. Сделать процесс обучения интересным – задача учителя, стать участником этого процесса-значит помочь ученику в поиске его творческого «я».
Технология проблемного обучения способна решить конфликт, который часто возникает в педагогической практике: при изложении материала учителем, теряется самостоятельность учеников при организации своей деятельности, что в свою очередь приводит к отрицательной мотивации. Полученные на уроке знания редко применяются учащимися вне стен школы. В своей деятельности я тоже часто сталкиваюсь с этим.
Самыми распространенными проблемами в преподавании истории являются:
Большой объем информации, полученной на уроке, противоречит современной информации по различным вопросам истории.
Большой объем теоретических сведений часто приводит к неустойчивым знаниям, практически отсутствует возможность повторения и закрепления знаний, полученных на уроке.
Проблема дефицита учебного времени при изучении курса истории.
На своем опыте убедилась в том, что существует ряд проблем, которые остаются перспективными и требуют решения. Такими, например, являются: отсутствие интереса к предмету, недостаточный объем базовых знаний, дифференцированная подготовка учеников по предмету. Все это снижает мотивацию к изучению предмета в целом.
Но существует и ряд противоречий, на решение которых и направлен принцип мотивации:
- между потребностями и другими побуждениями человека и способами их удовлетворения;
- между имеющимся и требуемым уровнем сформированности мотивационной сферы;
- между актуальными и потенциальными состояниями мотивации.
Для формирования мотивации на уроке необходимо создать такие условия, благодаря которым появятся мотивы и цели к обучению, и, что самое главное, ученик сам осознает их значимость. Если рассматривать конкретные мотивы, то, прежде всего, стоит отметить, что основным ведущим мотивом в деятельности будет являться интерес. Интерес зависит от уровня знания о том или ином событии.
Новые методы обучения, нетрадиционные, инновационные будут способствовать формированию устойчивого уровня учебно - познавательной мотивации.
Цель опыта: организовать работу по внедрению различных методов изучения материала на уроках истории в целях развития мотивации.
Задачи:
1. Способствовать формированию навыка постановки проблемного задания, поиска пути решения, анализа, построение логической структуры ответа.
2. Способствовать формированию навыков организации своей деятельности, умения работать в группе, в паре.
3. Развитие основных компетенций ребенка, включение детей со слабой мотивацией в работу.
Концептуальность опыта
Повышение уровня мотивации приведет к положительной динамике. За счет этого повышается уровень, как на самом уроке, так и во внеурочное время. Возникает все больше возможности для творческой реализации, например, в исследовательской деятельности. Заинтересованность в изучении предмета приведет к более высоким результатам.
Теоретическая база.
Труды отечественных педагогов - М.А.Данилова, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского – характеризуют мотивацию как неотъемлемый компонент всестороннего развития личности. Работы психологов - Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, П.М.Якобсона - содержат теоритические вопрсы мотивационной составляющей личности учащегося. Зарубежные ученые Б.Вайнер, Д.Брунер, Т.Новацкий, К.Томашевский, Х.Хекхаузен и другие, работавшие над теорией мотивации, внесли свой вклад в общее дело.
«Психологический закон гласит: прежде, чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», - писал Л.С. Выготский.
Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не бывает». Говорил о том, «что мотив вообще – это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным».
Поиск приемов и медотов обучения занимает достаточно много времени. Нацелить ученика на понимание процессов жизнидеятельности общества, научить анализировать события, применять знания с целью предвидения будущего-то, чего можно добиться благодаря повышению устойчивого уровня мотивации.
На своих уроках я пытаюсь решать проблему отсутствия мотивации, используя различные методы и приемы.
Для формирования положительной мотивации к изучению предмета и дальнейшей качественной подготовки к домашнему заданию организую проверку домашнего задания, используя игровой метод «Хочу спросить»- желающий задает вопрос однокласснику по теме, начиная со слов «Хочу спросить (имя) о…». Далее следует ответ, если же ответа нет, то отвечает ученик, который поднимет руку. Дети активизируются достаточно быстро. На следующий урок они приходят с более полным «списком» вопросов по теме, а, следовательно, с более качественно подготовленным домашнем заданием.
Начиная урок, часто обращаюсь к жизненному опыту. Изучая «Семейные отношения», задаю вопрос «Почему же так важно изучать семейные отношения? Что такое современная семья?» в ответ получаю «Нам еще рано!». «А вы знаете, почему у нас более ста тысяч детей-сирот?». Дети активно начинаю обсуждать проблему, и постепенно приходит осознание того, что они тоже станут родителями, а, значит, будут напосредственными уастниками семейных отношений.
Урок нового знания предполагает постановку проблемы, которую можно применить в условиях современности. Например, проводя урок в 10 классе по теме «Смутное время», ученики отвечают на вопрос «Смута-это закономерный, или спонтанный процесс?». Обсуждая условия, причины возникновения смуты, учащиеся делают вывод о том, что было бы, если общество приняло смуту как должное, и не встало на защиту интересов своей страны, то ситуация в корне могла бы повлиять на жизнь общества в целом.
Построение урока по теме «Цена и значение Великой победы» в 11 классе начинаю с проблемного вопроса «В чем, на ваш взгляд, историческое значение Великой победы?». Используя различные источники, ученики раскрывают причины победы, приходят к пониманию того, что события войны напрямую связаны с современной жизнью, если в обществе будут разногласия, то в итоге все это может привести к конфликтам, которые породят новую войну.
Одним из любимейших методов на уроке является метод интеллект - карт. При изучении объёмных тем такие карты отличный помощник. Например, при изучении быта людей учащиеся записывают в центре листа ключевое слово, используя стрелки, характеризуют основные элементы (одежда, жилище, еда, досуг).
Урок в 5 классе «Афинская демократия при Перикле» строится на решении проблемы «Действительно ли участие в управлении страной простого народа может говорить о свободе?». Урок базируется на основе имеющихся знаний о том, что такое демос, и знания помогают оценить сегодняшний режим в стране. Сравнить его с той «демократией», которая существовала в Афинах. Ученики, подводя итог, анализируют деятельность народа и приходят к выводу о том, что такой путь, который был предложен афинянам - единственный верный в условиях развития свободного государства.
При изучении материала, посвященного деятельности Ивана IV Грозного в 10 классе, на основе различных мнений можно охарактеризовать деятельность и личность самого царя. Пример:
-Существуют различные оценки деятельности Ивана IV. Прочитайте, проанализируйте высказывания писателей, ученых. Как они оценивают правление Ивана IV?
«Грозный, писал А.Н.Толстой,-…завершил дело, начатое его отцом и дедом,-… он разломал обветшавший застой удельной Руси, разгромил вотчинников - князей и самовластное боярство, основал единое русское государство и единую государственность с новыми порядками и новыми задачами огромного размаха».
Английский посланник Джером Горсей, долго живший в Москве в эпоху Ивана Грозного, писал: «Строй и управление Русским государством так изменились против прежнего, что можно было назвать это государство совсем новым... Иоанн значительно расширил государство на все стороны; старался заселить его и завел обширную торговлю со всеми странами...»
«Тот путь централизации … по которому повёл страну Иван Грозный, был гибельным, разорительным для страны. Он привёл к централизации в таких формах, которые не поворачивается язык назвать прогрессивными». (Кобрин В.Б. “Иван Грозный”)
“…..лютый царь” разорял русские города и сёла, пуще турецких басурманов. “Не произнесёт историк слово оправдания такому человеку.” (Соловьёв С.М. “История России с древних времён”)
«… положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, как можно было бы думать…. Важнее отрицательное значение этого царствования…»
«Царь совершил ...еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений» (Ключевский В.О. “Курс русской истории”)
Учащиеся делают выводы на основе имеющихся знаний, и знаний, в которых они нуждаются (для определения таких знаний на уроке ставят задачи, которые предстоит решить).
Вызвать интерес к изучению материала позволяют различные методы. Один из них - деление класса на экспертные группы. Рассмотрение ситуации с точки зрения юриста, свидетеля, прохожего. Создание условий для вовлечения и погружения ученика в то время, о котором идет речь на уроке. Разыграть небольшую сценку из прошлого на основе документа и подвести к постановке проблемы на уроке.
Например, в 6 классе при рассмотрении темы, посвященной политике Ивана Грозного - «Опричнина», стоит рассмотреть материал с точки зрения проблемно - ролевой игры. Одни - представители бояр, другие - участники событий, третьи - свидетели событий и экспертное мнение. Используя текст учебника, документы, иллюстрации ребята сравнивают события, оценивают, предлагаю на суд экспертам, которые отвечают на проблемный вопрос «Можно ли было избежать Опричнины?».
Еще один метод на уроке - метод синквейна. Само слово «синквейн» означает «стихотворение». Но стихотворение необычное, написанное строго по правилам (часто 5 строк). Например, характеризуя личность в истории можно использовать именно этот метод. На примере характеристики В.И.Сталина составляем синквейн.
Тема или предмет, обычно существительное - В.И. Сталин.
Пара прилагательных, как описание мысли - государственный, жесткий.
Три глагола, для описания действия- репрессировал, уничтожал, преследовал.
Предложение из 4 связанных слов – «Есть человек, есть проблема».
Итог, чаще смысловое существительное – Джугашвили.
Результативность опыта.
Применение на уроках перечисленных методов дало положительные результаты. Повысился интерес учащихся к изучению предмета. В качестве экзамена историю стали выбирать чаще. Ребята участвуют в исследовательской деятельности, олимпиадах. Мотивация в изучении предмета наблюдается и у тех учеников, которые ранее не включались в работу, теперь они активно обсуждают проблему и чаще высказывают свое мнение.
Исходя из всего вышесказанного, хочется отметить, то в процессе становления моего опыта возникало немало трудностей. Прежде всего, связано с психологическими и возрастными особенностями обучающихся. Постановка вопросов проблемного характера не всегда отвечала тем знаниям, которыми обладали ребята. Приходилось искать пути выхода. Учащиеся иногда впадали в ступор от того, что они не могут сформулировать свою мысль по данной проблеме. Боязнь высказать ошибочную точку зрения могла привести к тому, что мотивация, которая начала вырабатываться, снова сошла бы «на нет». Организация групповой работы, подчас, дает более высокий уровень мотивации, чем индивидуальная работа.
Если говорить о качественной подготовке учащихся по предмету, то стоит отметить, в результате более мотивированной деятельности обучающихся качество знаний учащихся возросло с 69% до 73 %.
Заключение.
Меняется жизнь, меняется общество. Подготовить к успешной жизни, успешному будущему ученика - вот что навсегда останется неизменным. Сегодня, в насыщенный век информации сложно не потеряться, выбрать действительно значимое. Современные методы обучения позволяют выбрать самое главное, сделать вывод из того множества, что-то подчеркнуть, а что-то оставить неизменным.
Литература.
Выготский Л.С. : Лекции по психологии, http://www.klex.ru/t2Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006
Канарская О.В. Теоретические основы формирования положительной учебной мотивации (инновационный подход). СПб. – 2002.
Леонтьев А.Н. — «Лекции по общей психологии»,   http://www.klex.ru/v6   
Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.