Конспект урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО по теме: Значение суффиксов


Класс 5 Предмет: русский язык
Тема урока: Значения суффиксов.
Цель деятельности учителя:
создать условия для формирования устойчивых представлений о роли морфемы в словах и значениях наиболее употребляемых суффиксов.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока (образовательные):
находить (видеть) в словах суффиксы , объяснять значение суффикса .
Планируемые результаты:
Регулятивные:
Формулировать тему, проблему урока.
Искать пути её решения.
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Определять степень успешности работы.
Познавательные:
Давать определение понятиям омонимичные и синонимичные суффиксы, использовать слова с данными суффиксами для создания собственного текста.
Коммуникативные УУД:
Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Методы работы на уроке:
проблемная ситуация, «Инсерт», игра «Третий лишний»,
Формы работы на уроке:
фронтальная, парная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы:
Учебник. «Русский язык 5 класс» под редакцией Р.Н.Бунеева.
Морфемно - орфографический словарь под редакцией Н.Тихонова
http://www.slovorod.ru/russian-suffixes.html , http://tutrus.com/morfemika/suffiksy-imen-sushhestvitelnyx
Оборудование, наглядность:
Проектор, компьютер, учебник.
Ход урока.
(Урок начинается с приветствия учителем учащихся)
Здравствуй, тепленький денек!
Здравствуй, милый мой дружок!
Мы в отличном настроенье
Начинаем наш урок!
Постановка учебной проблемы.
Запись даты в тетради, вида работы.
1. Создание проблемной ситуации через решение лингвистической задачи.
Поэт Велимир Хлебников в начале 20 века создал слова, связанные с авиацией: летьбище, летоба, летавица. Обсудите в парах и попробуйте дать предметам современные названия, если известно соотношение:
Летьбище –стрельбище
Летоба- учеба
Летавица- красавица.
а) Какие части слова помогли вам различить значения однокоренных слов?
б) Сравните свои варианты с подсказкой.
в) Придумайте свои слова с этими суффиксами.
г) Самостоятельно составьте небольшой рассказ, используя данные слова так, чтобы был понятен смысл.
Сформулируйте тему урока.
Открытие темы урока. ( Значение суффиксов)
Постановка цели :На экране слова-подсказки:
Познакомиться
Уметь объяснять
Уметь …
2.Собери слово:
Зайчтель
Двор онокУчи ёнокКамен щикКот икГазет ник
Ключ чик
Запиши полученные слова.
Выдели морфему.
На какие группы по значению суффиксов можно разделить эти слова?
Сравни свой вариант с эталоном:
-онок- - ёнок- – детеныши зверей
-щик- - тель- - ник- – названия профессий
-ик- – уменьшительно-ласкательный суффикс
Ребята, обратите внимание на суффиксы второго ряда, которые имеют сходное значение. Как можно назвать такие суффиксы? (Синонимичные суффиксы.)
( Если учащиеся затрудняются в ответе, задаем наводящий вопрос: «Вспомните, как называются слова, сходные по значению, но разные по звучанию».)
Сравним наши выводы с текстом учебника. Читая текст учебника, используйте значки:
V
+
?
Что вы уже знали?
Что нового узнали?
А были ли трудности?
Приведите примеры слов с омонимичными суффиксами( 1 вариант) и синонимичными суффиксами(2вариант).
3. Давайте поиграем в третий лишний.
В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения?
медальончик, 2) захватчик, 3) магазинчик
В каком слове суффикс –тель- не имеет значения «название профессии»
1)учитель, 2) родитель , 3)строитель
3) В каком слове суффикс не синонимичен остальным?
1)писатель, 2)переплетчик ,3)родникПодумайте, с какой целью мы выполняли это задание? (Мы учились находить омонимичные и синонимичные суффиксы)
А действительно ли суффикс – важная часть слова?
4.Людмила Фирсова –Сапронова тоже считает , что суффикс – важная часть слова. Послушаем это стихотворение.
Суффикс – важная часть слова,Как крючок для рыболова,Как для реченьки – водицаИ как крылья певчей птице.Им без суффикса так плохо,Не красиво, одиноко…Суффикс – это интересно.Одинок принц без принцессы,А король без королевы…Девочка есть там, где дева.Где есть кошка, там котята,А у рыбок есть рыбята.Как загадка, суффикс этот,С ним волшебно на планете.Он – в цветочке аленьком,В ручеёчке маленьком…
Вот и тигр, а с ним – тигрята.Заяц – зайка с ним, зайчата.Суффикс есть и в слове – львята,А ещё в каких, ребята?
С чем сравнивает значимость суффикса поэтесса?
Найдите суффиксы и обозначьте их графически в выделенных словах.
Значение какого суффикса вызвало затруднение? Водица
1. Постарайтесь выяснить значение этого суффикса. К каким источникам информации вы будете обращаться? Подберите как можно больше слов с данным суффиксом и составьте текст, используя эти слова.
Это и будет нашим домашним заданием.
2. Упражнение 186.
Какой была тема урока? Какие цели мы ставили? Достигли ли мы их?
Какие трудности в изучении языка сегодня преодолели?
Я сегодня на уроке ….