Урок-семинар по роману М.Булгакова Мастер и Маргарита

Урок-семинар с элементами исследования
М.Булгакова "Мастер и Маргарита".

Цели:
проверить и оценить систему знаний учащихся по ранее изученной теме;
подготовить учащихся к письменной контрольной работе по теме;
способствовать развитию креативности мышления посредством творческих заданий;
развивать навык коллективной работы учащихся (в микрогруппах) в сочетании с самостоятельной исследовательской работой;
развивать познавательный интерес к изучению литературы;
воспитывать ответственность не только за собственные знания, но и за успешность работы всего творческого микроколлектива.
Задачи:
оценить результаты усвоения данной темы :знание текста, умение анализировать и т. д.;
развивать умение работать с текстом (художественным, публицистическим) и переносить свои знания и опыт работы в группу;
воспитывать у учащихся умение доказать свою точку зрения; понятно, грамотно, аргументировано излагать свои мысли; владение терминологией, логикой, элементами риторики).

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: урок-семинар с элементами исследования.
Оборудование:
текст романа;
портрет писателя;
репродукции к роману;
Учитель
Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" уникален. И, как всякое значительное произведение, таит в себе неизведанные глубины.
Каким образом можно постичь “глубины” произведения, приблизиться к его загадкам?
Итак, нас ожидает урок-исследование Прокомментировать произведение “раз и навсегда” для всех времен и народов невозможно. Но мы и не ставим перед собой такую цель. Наша задача - выработать единую исследовательскую гипотезу относительно идейных и художественных особенностей романа.
Разделившись предварительно на три творческие группы, вы провели самостоятельную работу по анализу рекомендованных литературных источников. Нам предстоит познакомиться с результатами и обобщить их.
При стилевом и художественном многообразии роману Булгакова присуща внутренняя цельность и гармоничное взаимодействие картин, особая атмосфера высокой культуры и чистоты русского языка.
Но где источник этого многообразия, свободы владения всеми средствами изображения (от трагедии до фарса, от эпоса до лирики)? Где источник масштабности мысли и мощной выразительности типов - реально-мифологических, как Понтий Пилат, и фантастических, как Воланд? Где источник нравственной чистоты общечеловеческих идеалов, трагического ощущения хода истории и пронзительных нот грусти и печали, когда речь идет о смысле жизни?
Возможно, мы сумеем найти (в меру своих сил) ответы на эти вопросы в конце урока.
А сейчас обратимся к страницам романавернее, к отдельным моментам его “московских” глав, вспомним героев произведения и проведём небольшую “Интеллектуальную разминку” (каждая группа выбирает 3 участников, которые будут поочерёдно отвечать на вопросы теста.)
Итак, нам предстоит ответить на серьёзные вопросы. Они касаются не только внешних приемов, но и внутренней концепции произведения. Они затрагивают сложнейшей проблемы соотношения субъективного и объективного в творчестве Булгакова и определяют, в конечном счете, философскую концепцию романа и его художественную систему, которую мы должны представлять себе (и анализировать!) в целостном виде, не дробя текст на куски. Так можно зеркало расколоть и лишить его волшебства. Но откуда это волшебство? Где тайна этого чуда?
1 группа. “ Зеркало первое. Загадки композиции романа”.
Внимательный анализ текста романа показывает, что вся калейдоскопичность картин, переход от одной формы изображения к другой имеют свою художественную логику, взаимосвязь. И самое главное -это система волшебных зеркал как способ отражения, определяющий композиционную структуру романа.
По принципу зеркального отражения строится вся композиция романа Булгакова. Если мы внимательно присмотримся к структуре романа, то увидим, что в ней есть определенная закономерность. Сам автор делит роман на две части. Первая часть (с 1-й по 18-ю главу включительно) содержит картины, изображающие в основном события, происходящие в Москве. Фантастика и современность переплетаются. Вторая часть роман (с 19-й главы по 32-ю) содержит квинтэссенцию фантастических событий, связанных с союзом Маргариты с Воландом. Здесь господствует фантастика.
В каждой из частей романа вставлены по две главы на историческую тему. В первой части романа рассказана вся история преступлений Понтия Пилата и иудейских первосвященников, пославших на казнь Иешуа (глава 2 - "Понтий Пилат" и глава 16 - "Казнь"). Во второй части романа мы находим также две главы на историческую тему. Но они идут подряд. В них рассказано, как Понтий Пилат отомстил иудейским первосвященникам (глава 25 - "Как прокуратор пытался спасти Иуду"), и заостренно показано противоречие между Иешуа и Понтием Пилатом (глава 26 - "Погребение").
Исследователи обычно выделяют в романе Булгакова три круга повествования.
1) Это - современность. В художественных приемах господствуют гротеск, юмор, сатира.
2) Это - прошлое, содержащее историю Понтия Пилата и Иешуа. Повествование ведется в строго реалистической манере, а обобщение имеет гипотетический характер.
3) Это - лирическая тема. История любви Мастера и Маргариты. Здесь господствуют лирические приемы повествования.
2 группа. “Зеркало второе. Отражение философских, социальных и нравственных проблем в романе М.Булгакова”.
Философский смысл событий в романе Булгакова развивается более сложно, чем принято думать. В романе "Мастер и Маргарита", можно выделить четыре композиционных узла, которые с особой силой освещают те или иные философские убеждения Булгакова.
1.С первой главы романа Булгакова "Никогда не разговаривайте с неизвестными" (в ней описывается встреча Берлиоза и Ивана Бездомного с Воландом на Патриарших прудах) до главы шестой "Шизофрения" (в ней рассказывается о болезни Ивана Бездомного) повествование имеет целью доказать верность высказывания Воланда о том, что событиями жизни управляют таинственные, непознанные силы. Развивается идея о том, что противостояние между добром и злом - вечный закон жизни. Но внутренняя убежденность автора, что справедливость и истина являются высшими общечеловеческими ценностями, отчетливо, с необыкновенной художественной силой выражена в противопоставлении Понтия Пилата и Иешуа.
2. С седьмой главы "Нехорошая квартира" по 18-ю главу "Неудачные визитеры" расширяется сатирическая система зеркал, отражающая современность. Философский план усиливается, но дробится на отдельные мотивы. Остро звучат нравственные проблемы. В центре оказывается сцена в Варьете с ее отчетливым зеркальным и карнавальным принципом. Противоречия обнажаются. Булгаков фиксирует внимание на проблеме, для него внутренне очень важной, проходящей через все его творчество, - прогресс бессилен изменить натуру людей. А через все главы этой части повествования властно звучит фаустовская тема о пагубной страсти к наживе: "Люди гибнут за металл..." Все повествование проникнуто болью автора, вызванной сознанием, что человечество никак не может избавиться от пагубных пороков. Нравственный аспект в осмыслении вечных истин возрастает.
В этот узел повествования естественно вплетаются главы о Понтии Пилате и Иешуа с ее центральной идеей о вечных противоречиях между любой властью и свободной личностью. Судьба пророков истины и справедливости трагична. В общем повествовании вполне логично появление образа Мастера (в главе "Появление героя"). Между трагической судьбой Иешуа и мучениями, страданиями Мастера возникает параллель. Ассоциативная связь между историческими главами и главами о современности усиливает философские и нравственные идеи романа.
3. Во второй части романа Булгакова, начиная с 19-й главы "Маргарита", все повествование переключается в мир волшебных зеркал, в мир фантастических видений. Маргарита заключает союз с Воландом, соглашается быть королевой на великом балу у Сатаны, чтобы с помощью дьявольской силы вернуть пропавшего без вести любимого Мастера. Трагическое восприятие автором хода истории, законов человеческого бытия достигает здесь высшей степени накала. Ход истории предстает как вечное противостояние добра и зла, их вечное столкновение, их вечная и непреодолимая борьба, подобно свету и тьме. Главы о Понтии Пилате, раскрывающие его отношение к Иешуа и к Левию Матвею, рассказывающие о его мести иудейским первосвященникам (по его приказу зарезан Иуда, предавший Иешуа), по закону отражения фиксируют внимание на нравственных уроках истории, усиливают философское звучание лейтмотивов романа - осмысление вечных законов человеческой жизни. Булгаков, подобно Данте, проникает в потусторонний мир, окунается в ад жизни (глава "Великий бал у Сатаны"), чтобы затем вознестись к небу, показать бессмертие Иешуа как пророка истины и справедливости. Все повествование насыщено драматизмом, овеяно великими идеями.
4. Начиная с 29-й главы "Судьба Мастера определена" и кончая 32-й "Прощание и вечный покой", повествование носит завершающий характер. В фантастической форме выражается убежденность автора не только в неизбежности вечных противоречий добра и зла, но и необходимости снятия этих противоречий. Теза и антитеза (в противостоянии добра и зла) сменяется синтезом: Понтий Пилат прощен, Мастер обрел покой. Все повествование движется к свету. Прошлое как бы остается позади, фантастически исчезает в грохоте обвалов, вызванных сверхмощным свистом Коровьева.
Учитель:
Система волшебных зеркал, взаимосвязь сюжетных событий и образов усиливают в романе Булгакова выразительность художественного слова. В повествовании образуются два пласта - "внешний" и "внутренний" (условно говоря). Они всегда находятся в сложной взаимозависимости. Так в нарисованных картинах, благодаря ассоциативной связи внешнего и внутреннего пласта повествования возникает бездонность, глубина, словно безграничный мир отражается в зеркальной поверхности воды. И сами картины наполняются дыханием эпохи, пронизываются большими идеями.

Таким образом, в романе Булгакова переплетаются в один нерасторжимый узел сложнейшие проблемы. Одно "волшебное зеркало" дополняет другое, и все оказывается взаимосвязанным, зависимым друг от друга. Великие идеи буквально пронизывают всю ткань произведения. Но с особой силой они сказываются в исторической фреске, в романе о Понтии Пилате и Иешуа (написанном Мастером), который параллельно развивается и связан с основными идеями романа Булгакова. Философская проблема вечных противоречий между абсолютной властью и свободой личности, добром и злом, справедливостью и преступлением находит в исторической фреске такую силу художественного воплощения, которой не знала история мировой литературы. Уделим особое внимание этому волшебному "зеркалу".
Но сначала отправимся в небольшое путешествие по страницам “ершалаимских” глав (каждая группа выбирает 3-х участников, которые будут поочерёдно отвечать на вопросы заданий, оформленных в виде презентации “Рукописи не горят”)
3 группа “Зеркало третье. Лики истории ”.
В вопросах религии Булгаков был реалистом. В этой области он стоял на исторической точке зрения. Убежденный сторонник идей христианского коммунизма, проповедник, как и Л. Толстой, добра и справедливости, Булгаков в романе "Мастер и Маргарита" создал образ праведника Иешуа, показал все изуверство иудейских первосвященников, предавших Иешуа на смерть только за то, что он своими проповедями равенства, братства, добрых отношений между людьми (то есть - основных идей христианского коммунизма) подрывал авторитарность иудейской религии. Булгаков в романе пророчески показал неизбежный трагизм иудейской религиозной власти, претендующей на полную монополию в духовной и правовой сфере. Вот почему так многозначим конфликт Понтия Пилата с иудейским первосвященником Каифой из-за Иешуа и обретают пророческий смысл слова прокуратора о провокационном поведении Каифы: "Так знай же, что не будет тебе, первосвященник, отныне покоя! Ни тебе, ни народу твоему... Вспомнишь ты... спасенного Варраввана и пожалеешь, что послал на смерть философа с его мирной проповедью!"
Собственно говоря, историческая фреска в романе Булгакова - драматичная сама по себе - состоит из пяти актов:
I. Допрос Понтием Пилатом Иешуа (сцена имеет экспозиционный характер и особо густо насыщена многозначимыми мотивами).
II. Осуждение Иешуа на казнь (предательство иудейских первосвященников).
III. Казнь Иешуа - проявление святотатственной несправедливости.
IV. Коварство Понтия Пилата. Его месть иудейским первосвященникам, осудившим невинного Иешуа на казнь.
V. Убийство Иуды воинами Афрания (по приказу Пилата).
Имеется и эпилог: объяснение Понтия Пилата с Левием Матвеем, не смирившимся с казнью Иешуа.
Учитель
Итак, в художественном и идейном плане в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" ярко выражена общая концепция о смысле человеческой жизни, о тех вечных законах трагического существования личности, которые, по мнению автора, человечество и в XX веке всё ещё никак не может преодолеть.
Булгаков ярко запечатлел в романе свое трагическое ощущение хода истории. Но в то же время вера в бессмертие вечных человеческих истин, в гуманизм общечеловеческого характера (в духе христианского коммунизма) согревала его душу и была тем самым загадочным источником вдохновения, поиск которого и был целью нашего исследования.
Учитель
Нашли ли мы ответы на вопросы, поставленные в начале урока?
Можно ли утверждать, что ответы эти останутся для нас неизменными на долгие годы?
Совершенно верно “Никогда не будет последнего прочтения, как никогда не будет Последнего суда”.

Домашнее задание: Написать отчёт о своей работе в составе творческой группы при подготовке к уроку.

Библиография
Лакшин В. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита." // Новый мир. 1968. N 6. Он же. Рукописи не горят! // Новый мир. 1968. N 12.
Палиевский П. Последняя книга М. Булгакова // Наш современник. 1969. N 3.
Скорино Л. Лица без карнавальных масок // Вопросы литературы. 1968. N 6.
Вулис А. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита.". М., 1991.
Николаев П. А. Михаил Булгаков и его главная книга // Булгаков М. Мастер и Маргарита. М., Художественная литература. 1988.
Лакшин В. Мир Михаила Булгакова // Литературное обозрение.
15