Проект по литературе по роману М.А. Булгакова Мастер и Маргарита


государственное автономное учреждение
Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»
Литературный проект
«Мастер и Маргарита». Я там был…»
( посвящается 125-летию со дня рождения М.А. Булгакова и Году кино)
Учебная дисциплина «Русский язык и литература»

Разработчик проекта:
преподаватель русского языка и литературы А.Б. Фалалеева Калининград
2016-2017 учебный год
Актуальность проекта.
Критерием успешности для будущего специалиста является не столько результативность в изучении учебных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами, выработка у студентов стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания.
При традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, ориентированных на классно - урочную форму занятий, это невозможно. Необходимо вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным для изучения художественной литературы в рамках учебного предмета «Русский язык и литература» является метод творческого литературного проекта. 
Проблема: низкий уровень мотивации к чтению художественной литературы студентов колледжа.
Противоречия:
- между содержанием учебного предмета «Русский язык и литература» и отводимым на него временем обучения (1год для студентов СПО);
- между запросами современного образования в креативном мышлении специалистов и недостаточными технологиями обучения творческому мышлению студентов;
- между классно-урочной системой обучения и сложностью придерживаться временных рамок урока при изучении литературных произведений следующих жанров: повестей, романов, романов-эпопей.
Цели проекта:
- развитие общекультурных компетенций студентов: аналитического, синтетического и критического мышления, формируемого через прочтение и осмысление литературного текста;
- формирование междисциплинарных, межпредметных, надпредметных компетенций, так как литературно-художественный текст многофункционален (создан для развлечения, наслаждения словом, имеет занимательный сюжет, предполагает философское обобщение по прочтении, возможность создания сценария и театрализации отдельных глав романа);
- повышение познавательного интереса и творческого потенциала студентов.
Задачи проекта:
- построить образовательный и воспитательный процесс на основе мотивации к чтению художественной литературы, что позволит перейти от механического изучения языковой системы к целостному восприятию «языка в действии», обусловливающему формирование компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.
- создать условия дополнения литературно-художественного текста другими материалами: визуальными, видео, аудио, Интернет-ресурсами.
- установить связь с другими видами искусства: музыкой, кино, что будет способствовать созданию эмоционального восприятия студентами художественного текста и устранению «холодности» печатного слова;
- создать условия для творческого мышления, развивая способность работать в команде, формирования собственных суждений о прочитанном тексте, связанных с выработкой общекультурных компетенций;
- совершенствовать коммуникативные способности студентов, критическое мышление, укреплять межпредметные и надпредметные связи.
Гипотеза проекта:
Технологии развития творческого мышления в преподавании литературы будут способствовать интенсификации самостоятельной познавательной деятельности, повышению компетентности и творческого потенциала личности.
Участники проекта:
Студенты 1-2 курсов групп ГС13-15, ГС 15-16, ГС16-16, ПИ7-15, п8, п9; в качестве жюри приглашены студенты 3 курса групп ГС11, ГС12.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
(сентябрь 2016 года)
Выбор и обоснование темы, целей и задач проекта, изучение психолого-педагогической литературы, мониторинг навыков чтения и анализа текстов студентами в ходе учебного процесса, изучение источников, публикуемых в сети Интернет по данной теме.
Основной
(октябрь- 21 ноября 2016 года)
1. Проведение уроков с использованием современных педагогических технологий развития творческого воображения, повышающих эффективность учебного процесса, познавательный интерес и творческий потенциал обучающихся.
2.Запись студентов на участие в номинациях проекта:
- регистрация на онлайн-чтения в системе Google для участия в Общероссийских чтениях романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова; - определение чатом, в какую сцену романа попадают студенты для участия в проекте «Я там был»;
- онлайн-чтения в системе Google;
- флешмоб «Читающий колледж»;
- проверка IQ студентов колледжа по литературе;
- костюмированное шоу (косплей) «На подиуме – герои романа М.А. Булгакова»;
- чтение романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» с элементами театрализации;
-участие в итоговой конференции «Мы любим русский язык и литературу» (подведение итогов проекта);
3. Назначение ответственных за номинации проекта.
4. Подготовка сценария, костюмов, музыкального оформления к театрализации глав романа «Мастер и Маргарита».
5. Просмотр фильма режиссёра В. Бортко «Мастер и Маргарита».
6. Репетиции театральных сцен и чтения романа.

7. Чтение романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Заключительный
(с 21 по 30ноября 2016 года – участие в декаде ПЦК)
Подведение итогов, анализ результатов, диагностика эффективности проекта.
Программа участия в декаде ПЦК общих гуманитарных и социальных наук:
Литературный проект «Мастер и Маргарита». Я там был…» (125-летию со дня рождения автора и Году кино посвящается):
а) чтение с элементами театрализации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»;

24.11.2016. 15.30, каб. 24 («Нехорошая» квартира №50 по улице Садовой), 2 корпус.
б) костюмированное шоу (косплей) «На подиуме - герои романа
М.А. Булгакова».
24.11.2016, на переменах в актовом зале 2 корпуса.


3. Интеллектуальный уровень (IQ) студентов по литературе и культуре речи. (Интервью со студентами-старшекурсниками проводят первокурсники).
В течение декады (с 21.11 по 30.11)
4. Традиционный проект «Читающий колледж»:
- флешмоб
21.11, 22.11, 23.11 (на переменах в коридорах 2 корпуса).
- итоговая конференция «Мы любим русский язык и литературу».
(Итоги флешмоба «Читающий колледж», проекта «Я там был…», проверки IQ, встреча с авторами-студентами).
30.11.2016 в 15.30, 24 каб., 2 корпус.
Выводы:
1. Литературный творческий проект развивает творческое мышление студентов, способствует интенсификации самостоятельной познавательной деятельности, повышению компетентности и творческого потенциала личности.
2. Проект имеет практическую значимость, так как может использоваться преподавателями в педагогической деятельности для изучения произведений художественной литературы согласно Рабочей программе учебной дисциплины «Русский язык и литература» с целью повышения творческих способностей студентов, развития коммуникативных компетенций, что ведет к положительной динамике качества знаний и повышению активности обучающихся.