Разработка урока по литературному чтению в 4 кл на тему Путешествие Гулливера

МОУ «Старокиреметская средняя школа»













Открытый урок по литературному чтению.
«По следам Гулливера»
(заочное путешествие)
в 4 классе














Учитель начальных классов
Маланчева Алия Ибрагимовна.

















Тема: «По следам Гулливера».Заочное путешествие. (Книги о путешествиях и путе-шественниках,настоящих и вымышленных).Слайд №1
Цель: учить вдумчивому,осознанному чтению книг;
развивать творческие способности детей,воображение,речь;
расширять кругозор;
воспитывать любовь к книге,потребность в чтении. Слайд №2
Оборудование:магнитофон, кассета с шумом моря, «капитанская» фуражка, подсвечник со свечками, компьютер, звуковые колонки, презентационный диск.
Ход урока.

1.Сообщение темы и цели урока.
-Наверное,нет такого человека,который с детства не мечтал бы о далёких странах и городах,не хотел бы увидеть ,как живут другие народы.Став взрослыми,многие люди осуществляют свою мечту- путешествуют по свету.Но путешествовать можно не только куда-то уезжая.Путешествовать человеку помогают книги.
Вот и мы сегодня отправляемся в заочное путешествие по морю Творчества вслед за Гулливером. Слайд №3
Трёхмачтовый корабль «Бригантина» готов к отплытию.
Я беру на себя роль капитана корабля.Экипаж опытный, бывалый,надеюсь,меня не под-ведет.
Наш девиз: «Пусть не будет скуки на борту у Бригантины».
Полный вперёд!(Музыка, шум моря)
Слово учителя на фоне музыки:
-Мы в открытом море,друзья! За окнами плещутся волны,летают чайки.

«Путешествие».
Остров Встреч.
-Впереди какой-то остров.Прочтём название хором. Слайд №4
-Что за чудеса?На этом острове даже света нет.Прошу всех соблюдать спокойствие и оставаться на своих местах.На нашем корабле всё есть,выйдем из положения.Зажигаем свечи!(Учитель зажигает свечи.Стук в дверь.Входит учащийся в роли Джонатана Свифта)
-Добрый день , господа! Имею честь представиться! Джонатан Свифт.Очень рад ,что помнят меня, моего героя, читают мои книги.Я ужасно горд!
-Я уверена, что каждый из ребят желал бы встретиться с писателем прочитанного
произведения, узнать о его творчестве.Расскажите,пожалуйста,о себе.
-О себе? С большим удовольствием! Яродился в Ирландии,в 17 веке, в городе Дублине. Отец к тому времени уже умер. Семья жила очень бедно.Дядя взял меня к себе
на воспитание.Меня заставили изучать богославие, хотя я этого не хотел.Позже переехал
в Англию.Там начал писать.Потом судьба меня опять забросила вИрландию.Жил я в бед-ной деревушке,работал священником.Свой роман «Путешествие Гулливера» я написал в 18 веке.
-Как у вас возникла мысль написать эту книгу,что помогло?
-Что мне помогло?Я использовал народные сказки о карликах и великанах,книги о путешествиях.Но,хочу заметить,роман мой очень серьёзный.
-Спасибо.Несмотря на серьёзность вашего романа,он очень интересен и занимате-лен,поэтому стал одной из самых весёлых и любимых детских книг.
(Включается свет,потушить свечи).
Остров Вопросов.
-Русская народная пословица гласит: «Не на пользу книги читать,коли только вершки в них хватать».Как вы её понимаете?(Ответы детей).
Книги надо читать внимательно,вдумчиво.Посмотрим,кто же более внимательно
читал книгу «Путешествие Гулливера».
1. На каких кораблях плавал Гулливер?(«Антилопа», «Добрая Надежда», «Ласточка».)
Слайд № 5
2.Кем был по профессии Гулливер?(Корабельным врачом) Слайд № 6
3. Как прозвали лилипуты Гулливера?(Человек-Гора,Куинбус Флестрин) Слайд № 7
4.Какую фразу заучил Гулливер в плену первым делом?( «Ваше величество,я умоляю от-пустить меня на свободу») Слайд № 8
5. На что был похож новый костюм Гулливера?Почему?(На лоскутное одеяло,так как его шили из нескольких тысяч кусков материи). Слайд №9
6. Какую забаву устроил Гулливер императору,чтобы скорее получить свободу?(на носовом платке устраивал военные игры).
7. Как называлось соседнее с Лилипутией государство?(Блефуску). Слайд №10
8. Чем занимался Гулливер на корабле во время путешествия?(читал книги,изучал жизнь чужих племен,записывал приключения). Слайд №11
9.Как звали детей Гулливера?(Бетти, Джонни). Слайд № 12
10.Какую награду получил Гулливер за то,что увел блефускуанские корабли?(Три нити-красную,синюю,зелёную.)Куда он нитки надел?(На палец)Слайд № 13
Остров Кино.
-По многим произведениям сняты кинофильмы и диафильмы .Слайд №14
Наши учащиеся тоже «сняли» свой диафильм на уроках рисования.
Ученики должны «прокрутить», показать нам свой диафильм и озвучить его.
Остров Чудесных находок.Слайд №15.
- У берега какой-то предмет. О, да это же бутылка. Что же в ней такое, как вы думаете?
Что там такое?
-А это опись предметов, которые нашли лилипуты у Гулливера при обыске. Кусочки этой
описи и оказа лись в бутылке, смотрите, и надписи сделаны вкось.(Дети читают листки, угадывают, о каких предметах идет речь).
В левом кармане жилета мы видели вещь, похожую на решетку дворцового сада.(Расческа.)
Мы обнаружили у Человека-Горы большой круглый ящик. С одной стороны ящик был серебряный,а с другой- ледяной,но этот лёд не тает.Сквозь лёд можно разглядеть 12 больших черных знаков и 2 копья. Внутри ящика сидит какое-то животное, которое всё время стучит не то зубами, не то хвостом.(Часы)
В правом кармане камзола Человека-Горы мы нашли большой кусок грубого холста, который по своей величине мог бы служить ковром для парадной залы дворца Бельфаборок. (Носовой платок.)
В правом кармане штанов найдена неизвестная нам машина из железа и дерева.(Пистолет).
Остров Сочинений. Слайд №16.
Читая книгу, вы не могли не заметить , что Гулливер был очень грамотным человеком. Он знал много языков, даже лилипутский язык выучил. Он не просто путешествовал , а изучал обычаи других народов, записывал свои приключения на обратном пути.
Нам очень симпатичен этот главный герой. Гулливеру не поставлен памятник, как
многим другим литературным героям. И вот мы решили посвятить ему свой рассказ (учащиеся читают свои сочинения.)
Остров Сокровищ.Слайд №17.
-Мы прибыли на остров Сокровищ. О каких сокровищах мы будем говорить?
Да, это книги. А почему книги называют сокровищем?
Человек, который читает вдумчиво,много,духовно богат, а это самое главное богатство.
Человек с богатым внутренним миром интересен в общении , он никогда не предаст и не подведет.
А кто является главной хранительницей сокровищ у нас в школе? (Библиотекарь).
Надежда Михайловна- наш библиотекарь- подготовила нам выставку книг о путешественниках.Некоторые из них вы уже прочитали, а ещё больше предстоит прочитать.
Кто из вас прочитал «Путешествие Гулливера в страну великанов» ?
Подведение итогов.Слайд №18.
Путешествие наше подходит к концу.
Спасибо вам, ребята , за хорошую работу.Вы уже многое умеете.Я хочу вам пожелать успехов в учебе.
А сейчас споём песню о книге.

Нам интересно с книгой веселой.
Она скучать не дает никогда.
Читают книги деревни и села.
Читают книги большие города.

Нам книга стать помогает умнее.
Она, как друг, за собою ведет.
И тот, кто с книгой по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет.