Открытый урок по литературному чтению в 4-Б классе Дж.Свифт Путешествие Гулливера


Тема:
Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»
Цели:
познакомить с новым разделом учебника; учить прогнозированию содержания раздела; познакомить с понятием «зарубежная литература», с жизнью и творчеством Дж. Свифта; развивать умение характеризовать героя и его поступки; пересказывать текст от имени героя, составлять картинный план; прививать интерес к зарубежной литературе; продолжить формирование навыков связной речи, отрабатывать навыки выразительного чтения.
УУД:
предметные: знание зарубежной литературы, определение ее особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица главных героев, самостоятельное составление рассказов о герое с использованием авторского текста; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги, К — ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы;
личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг, портрет Дж. Свифта,
видеофрагмент мультфильма «Путешествие Гулливера», толковый словарь.
Ход урокаОрганизационный момент
Прозвенел уже звонок- начинается урок!
*Речевая разминка.
Прочитайте стихотворение жужжащим способом.
Случайно на ноже карманном
Найдешь пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман.
А. Блок
Прочитайте с интонацией с сердитой интонацией, с веселой, выразительно.Как вы думаете, о чем идёт речь в этом стихотворении?
Какой раздел мы изучали? (Раздел «Страна Фантазия».)
II. Проверка домашнего задания
*Игра «Микрофон»
1ряд .Корреспондент Юлиана
* Кто написал «Приключения Электроника»?( Е.С. Велтистов)
*Как зовут писателя Велтистова?( Евгений Серафимович)
*Определите жанр произведения «Путешествие Алисы» (фантастическая повесть)
*Значение слова «контрабас».(струнный смычковый музыкальный инструмент)
*Каковы причину нападения кустиков (.Их забыли полить.)
*Электроник прыгнул с ... этажа.( со второго)
2 Ряд.Корреспондент Адиле.

* Кто написал произведение «Путешествие Алисы»?( Кир Булычев)
*В этом произведении рассказывается об удивительных приключениях мальчика-робота. («Приключения Электроника»)
*Кто такой кибернетик?(специалист по кибернетике)
*Когда поют кустики? (когда надвигается песчаная буря)
* С помощью чего Алиса успокоила кустики?(лейки)
*Кем был папа Алисы? (космобиологом…директором космического зоопарка)
*Подберите синонимы к слову «прозрачный». (Чистый , кристальный)
3 Ряд Корреспондент Назим*Вставьте пропущенные слова в отрывок.
Профессор заметил удивленное лицо директора ... помахал ему рукой. (успокаивающе)
*Назовите героев произведения.«Приключения электроника» (профессор , Громов .Электроник)
*Какую ошибку совершил профессор?(Включил в разетку с мщьностью 220 вольт,что очень много )
*Из какого произведения этот отрывок?
У них были длинные, серебристые с изнанки листья и довольно короткие, толстые корни легко выходили из песка. (Кир Булычев «Путешествие Алисы»)
III. Знакомство с новой темой, новым разделом учебника.
Если сказка в дверь стучится
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка –птица
Чуть спугнёшь и не найти.
- Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир зарубежной литературы.И первым пунктом назначения будет  страна лилипутов из произведения Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера»
-Как вы думаете о чём пойдёт речь на уроку?
-О чём мы узнаем ,что узнаем?
(Слайд 1)
- А как нам это сделать? ( прочитать отрывок из произведения Джонатана Свифта « Путешествие Гулливера»)
Но сначала я хочу вас немного познакомить с автором этого произведения.
— Что вы о нем знаете о Джонатане Свифте.?*Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Свифта(Сообщение делает ученик Алимов Саид) (Слайд2.)
Краткий обзор биографии Дж. Свифта
Джонатан Свифт — величайший английский сатирик, родился в 1667 г. в ирландском городе Дублине в семье англичан. Будучи двоюродным братом поэта Джона Драйдена, Свифт обучался в колледже Святой Троицы в Дублине, где у него были неприятности из-за нарушения дисциплины. Затем Свифт стал секретарем сэра Вильяма Темпля. Находясь у него на службе, Свифт написал свои первые значительные сатирические произведения — «Битву книг» и «Сказку бочки», которые были опубликованы в 1704 г. Когда в 1699 г. Темпль умер, Свифт стал священником и получил приход в Ирландии. Он часто ездил в Англию, где серьезно занимался политикой и литературой.
В «Путешествиях Лемюэля Гулливера» (1726) сатирический талант Свифта раскрылся наиболее полно. Его страстная любовь к языку вылилась в изобретение наречий для всех неизвестных стран, которые посещает Гулливер, а увлечение политикой нашло отражение в сатире на интриги в английском правительстве (описание двора в Лилипутии). Его недоверие к теоретической науке проявилось в сатирическом изображении Великой Академии в Лагадо, пародии на Лондонское королевское общество.
Ничто не отражает характер Свифта лучше, чем эпитафия которую он написал для себя: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этой кафедральной церкви, и суровое негодование уже не раздирает его сердце».
Физкультминутка
«Хомка», «Ветер дует нам в лицо…»
\/.Работа над произведением «Путешествие Гулливера»
Сегодня мы прочитаем отрывок из произведения Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». на с. 160 учебника Главный герой которого — английский врач и моряк Гулливер, который попадает в удивительные страны, где с ним происходят разные истории. Одну из них мы услышим сейчас.
(Слайды из презентации  № 3, 4,5)
 Все приготовились к чтению.  Как настоящие путешественники мы будем делать остановки по пути. Значит, читать будем с  комментарием и беседой.  Итак, мы отправляемся в захватывающее путешествие, в неизвестную страну и нам с вами встретятся слова, значение которых необходимо объяснить.
*Словарная работа в паре (Мухаммед и Андрей)
КОЛЧАН — (футляр для стрел).
ВРАССЫПНУЮ — (в разные стороны (о разбегающихся)).
МАЛЬЧИК-ПАЖ— (молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе, монархе).
лилипут — человек очень маленького роста, карлик.)Какое слово вошло в наш язык благодаря Дж. Свифту и что оно означает?
(Слайд 6)
*Чтение произведения с попутным обсуждением событий текста, составление плана.
1 часть
Почему пробуждение Гулливера было непривычным?
Что необычного произошло дальше?
Кого увидел Гулливер
Что сделал Гулливер и что предприняли лилипуты в ответ?
2 часть
Что построили лилипуты и зачем?
Как вы думаете, о чем читал маленький человек? Как повел себя путешественник. Покажите, как он это сделал
Существует язык жестов. Этот язык помогает людям понять друг друга , даже тогда когда они не могут понять друг друга с помощью слов Существуют  такие жесты , которые понятны в любой стране. И Гулливер как опытный путешественник согласился с намерениями маленьких хозяев, кивнув головой, и заверил их в доброжелательном отношении, приложив руку к сердцу.
3 часть
Чем потчевали лилипуты своего гостя?
Почему они принесли ему так много еды?
Ребята, а как вы думаете, можно ли выбить дно  у бочки и осушить ее за несколько глотков?
Давайте посчитаем, какова была высота лилипутской бочки, если она была меньше привычной  человеческой бочки в 12 раз. Высота средней человеческой бочки равняется96 см
Сразу сможем ответить на вопрос задачи? 96:12=8 см
(Слайд 7)
4 часть.
Что произошло с Гулливером после еды?
Почему корабельный врач не отреагировал на человечков, мешающих ему спать? Как вы думаете , зачем они усыпили Гулливера?
\/I. Первичное закрепление с проговариванием .*Характеристика героя.
- Но наши с вами приключения не закончились. Я предлагаю вам составить характеристику нашего героя « Солнышко героя»
*Определение основной мысли произведения.
- Ребята, а какова основная мысль прочитанного произведения?(Все люди разные –большие, маленькие, злые, добрые но уважать нужно всех и тогда язык общения совершенно не важен.)
(Слайд № 8)
* Работа в группах(3 группы)
-А теперь нас ждет еще одно небольшое интересное  испытание. Я предлагаю вам смоделировать обложку книги, с отрывком из которой мы познакомились.
Работа в творческой группе.
Представление обложки.
\/II. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Мы с вами закрыли книги. И наше путешествие тоже закончилось. А как его можно продолжить?
- взять книгу в библиотеке и прочитать
- придумать самому продолжение
-доделать нашу обложку и составить план.
А вам хочется его продолжать?
Какое у вас сейчас настроение?
Какие трудности возникли на уроке.
Заполните, пожалуйста, таблицу и оцените свою работу на уроке.
*Продолжите предложения.
Сегодня на уроке я узнал...
На этом уроке я похвалил бы себя за...
После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел
\/III. Подведение итогов урока.
-Какой раздел мы начали изучать?
-С каким писателем познакомились?
-Что вы о нем узнали?
IХ. Домашнее задание.
Перечитать текст, нарисовать иллюстрации к нему.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Добровская школа-гимназия имени Я.М.Слонимского»Симферопольского района Республики Крымул.Комсомольская, 1-А, с. Доброе, Симферопольский район, РК, 297571тел/факс 0(652) 31-12-24, e-mail: dobrovskimvk@;mail.ru ИНН9109008822
Неделя аттестуемого учителя.
Урок литературного чтения в 4-Б классе
Тема: Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»
Учитель: Трофименко Мария Викторовна
2016-2017 у.г.