Презентация по географическому краеведению


«Народные промыслы Воронежского края».
style.rotation Воронежская область Воронежская область находится в центральной части Восточно-Европейской равнины, в бассейне среднего течения реки Дон. Территория ее занимает 52,4 тыс. кВ. км, население – 2500000 человек, в том числе и городское 1400800 и сельское 1080000 человек. Преобладает русское население 93,5%, а в юго-западной части живут украинцы.
style.rotation
Крупные лесные массивы Наша область расположена в лесостепной и степной зонах. Около 10% площади покрывают леса. Крупные массивы – Шипов лес по реке Осередь, Теллермановский лес по реке Ворона, Усманский бор по реке Усмань, Хреновской бор по реке Битюг и другие –объявлены заповедными.
style.rotation

style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y По территории области протекает знаменитая река Дон, которая упоминается в летописях. Охраняются также нераспаханные участки степей: Богучарская степь, Каменная степь.
Традиционные промыслы Воронежской областиРезьба по деревуВязание платковПлетение из лозыХудожественная керамика
style.rotation



Народный костюмУзорное ткачествоКружевоТрадиционные промыслы Воронежской области
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotationppt_wppt_y Традиционные промыслы Воронежской областиИзделия из камняМеталлообработкаНародные игрушки
style.rotation
style.rotation
style.rotation

Условные обозначенияЕлань-Коленово
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Художественная керамика.
style.rotation
Художественная керамикаСемилуки
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Сменялись поколения мастеров, но живой многовековой опыт передавался, как непрерывная эстафета, как источник дальнейшего творческого развития этого искусства. В 16 веке в Воронеже существовала целая гончарная слобода.Из глины с давних пор делали не только посуду; широкое применение она нашла в строительстве и украшении жилищ, храмов и других зданий.На Руси славился так называемый поливной изразец – керамическая плитка, покрытая «поливой», секрет которой полностью не раскрыт до сих пор.
style.rotation Чаще всего при археологических раскопках люди находят керамические изделия, обычно это посуда. Особенности развития этого искусства в Воронежском крае во многом обусловлены историей освоения территории. В Карачуне жил и работал народный мастер Василий Иванович Лямзин (1927-1999). Его работы - незатейливые свистульки в виде собачек, барашков, оленей, коников, кукольной посуды.
style.rotationppt_wppt_y
Художественная металлообработка.
ppt_xxshearppt_x
Художественная металлообработка
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Для Воронежской области своеобразными музеями-заповедниками, сохранившими многие элементы декоративной отделки зданий конца 19 – начала 20 века, являются города Борисоглебск и Новохопёрск.
style.rotation
style.rotation
Кузнечное дело получило широкое распространение на Руси в 17-18 веках. Издавна оно было окружено различными поверьями. Считалось, что кузнецы находились под покровительством бога Сварога и могли врачевать болезни, ворожить и отгонять нечистую силу. Профессия кузнеца казалась таинственной, связанной с магией огня.
Большой вклад в развитие кузнечного дела внесли мастера производственного обучения Иван Фёдорович Кузовлев и Иван Михайлович Саликов. Умелые руки мастеров способны отлить колокол весом от 7 кг до 32 тонн, с надписями, тонкой художественной отделкой и гарантией – на сто лет. Были свои мастера и по литью колоколов. В конце 19 века в Воронеже колокола отливались на местных литейных заводах. Основал литейное производство молодой воронежский инженер Валерий Анисимов, потомственный хопёрский казак.. За первые 2 года работы завода 200 храмов епархии обрели воронежские колокола
style.rotation
Художественные изделия из камня
Художественные изделия из камня
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Камень широко применялся в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси 10-12 веков для возведения и украшения архитектурных сооружений. Резьбой по камню украшены многие старинные архитектурные памятники 17 века в Москве, например, Грановитая палата и Теремной дворец в Кремле.
ppt_wr
Для художественной обработки применяется камень различных пород: гранит, диорит, туф, песчаник, известняк, алебастр, ангидрит и мрамор.На территории России расположены многочисленные месторождения различных видов камнесамоцветного сырья.Далеко разнеслась слава о знаменитом Павловском розовом граните, перешагнула она границы Воронежской области и даже страны.Мастерами, прославившими гранитное дело, являются Тарачков (город Павловск), Фомичев (город Борисоглебск).
ppt_y

Художественная обработка дерева
style.rotationppt_wppt_y
Художественная обработка дерева
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Художественная обработка дерева – наиболее древний вид декоративного искусства. Отечественные археологи обнаружили на Алтае деревянные скульптуры, изображения зверей и птиц, относящихся к 5 веку.Деревянные птицы стали главным делом жизни Людмилы Пащенко – художника-декоратора, живущего и работающего в Воронеже.И в наше время резьба по дереву находит своих талантливых последователей: Пасенко В.В. из города Анны, В.В. Коротунов из села Нижний Карачан Грибановского района, С.А. Новосёлков, братья Долгиревы, Павел Репин, Павел Шляпкин, В.Н. Мамонов из Борисоглебска.
style.rotationppt_wppt_y
ppt_y
ppt_y
Плотники-древоделы из толстых бревен, иногда достигавших диаметра 50 сантиметров, возводили храмы, терема, строили дома и другие хозяйственные помещения. Дворцы, терема и храмы щедро украшали объемной, рельефной и ажурной резьбой. За красоту и богатство резного убора дворец в Коломенском современники называли одним из чудес света. До наших дней сохранилась деревянная церковь Николая Чудотворца, построенная в 1859 году в селе Тюковка Борисоглебского района.
Воронежские шали и платки
style.rotationppt_wppt_y Воронежские шали и платки
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
На Воронежской земле платок появился примерно в 16-17 веках.Около полутора веков назад шали крепостных ткачих воронежской помещицы Веры Андреевны Елисеевой своими художественными и техническими качествами подняли на высшую ступень авторитет русского народного искусства и в самой России, и за рубежом.
style.rotation
style.rotation
В 40-е годы получило развитие совершенно уникальное рунное узорное вязание пуховых платков. В Воронежской области в основном вязанием пуховых платков занимаются женщины Новохопёрского, Поворинского, Борисоглебского, Терновского районов.В Павловском, Острогожском, Новохопёрском и других уездах Воронежской губернии также ткали полотно и делали набивные платки, подшальники.
style.rotationppt_wppt_y
ppt_y
style.rotationppt_wppt_y
ppt_y Узорное ткачество. Ковроделие.
ppt_y Елань-КоленовоУзорное ткачество.Ковроделие.
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
ppt_y
ppt_y Изделия узорного ткачества мастеров Павловского, Коротоякского, Новохопёрского, Богучарского уездов завоевали в Воронежской губернии большое признание в конце 19-го века. Оригинальное явление современного узорного ткачества представлено Елань-Коленовской ковровой фабрикой.
style.rotation
style.rotation
style.rotation Для хохольских ковров характерны цветочные композиции – букеты, гирлянды, венки. Декоративные предметы современного воронежского ткачества широко бытуют и сегодня, особенно в селах.

Вышивка и кружево. Роспись ткани.
style.rotationppt_wppt_y Елань-КоленовоВышивка и кружево. Роспись ткани
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
ppt_y
ppt_y Возникновение вышивки восходит к древним временам и связано с появлением стежка на одеждах из шкур животных. Позднее каменное и костяное шила сменились на бронзовые и стальные иглы. Также развивались технологии прядения, ткачества и красильного дела.
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
Русские кружева пользовались успехом не только в России, но и в других странах. В советское время кружевной промысел получил развитие в 4 основных центрах: Вологда, Вятка, Елец, Михайлов.
style.rotation Народный костюм
style.rotation Народный костюм
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Традиционный русский костюм, особенно женский костюм на территории России был достаточно разнообразен. Выделяют 4 комплекса одежды: - с паневой; -с сарафаном; - с юбкой – андараком ( андарак – женская поясная одежда типа юбки шился из пяти – семи полотнищ синего, красного, зеленого, полосатого сукна домашнего изготовления. Такие юбки встречались в Архангельской, Вологодской и Смоленской губерниях ); - юбкой – кубельком ( кубелек – женская горничная одежда типа, тафты. Кубелек являлся женской одеждой казачек Нижнего и Среднего Дона до середины 19 века ).

style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Мужской костюм.Мужской костюм, общеславянский в своей основе, был более или менее единообразен на всем пространстве, заселенном русским народом. Его составляла туникообразная рубаха с косым разрезом ворота, неширокие штаны, кожаная или плетеная из лыка обувь, шапка с полями или без полей. Рубаха, как правило, выпускалась поверх штанов и подпоясывалась.
style.rotation
style.rotation
style.rotation

Основной тип женского головного убора состоял из кички, или «сороки», кокошника и богатого набора платков, шалей и подшальников. Кичкообразные головные убора представляли собой сборный комплекс. Нижняя часть являлась твердой, прочной основой, которая придавала всему головному убору устойчивую и удобно сидящую на голове форму. Верхняя часть была сделана из красочных обряженных тканей различной формы.
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation Народные игрушки
style.rotation Народные игрушки
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
В городе Борисоглебске делает игрушки художница Анна Курышникова. Они изготавливаются из дерева, а затем расписываются по сырой заготовке специальными красками, лакируются масляными лаками ярославского производства и сушатся.
style.rotation Игрушка переводится, как « вещь для забавы, игры, потехи». Но народная игрушка – это не только предмет детской забавы, но и подлинного искусства. Мастера – игрушечники при создании образа народной игрушки особое значение предавали форме, цвету, орнаменту украшения.
style.rotation
style.rotation
style.rotationppt_wppt_y Характер росписи матрешек самобытен и не повторяет традиционных подходов, сложившихся в известных центрах художественных промыслов. Художница и в этом находит собственное решение. Роспись игрушки она строит на тактичной интерпретации праздничного народного женского костюма. Поэтому на голове матрешки оказывается красный платок с синими цветами, словно излучающий жар. Такие платки производились в прошлом веке на мануфактуре фабриканта Баранова в селе Шубном Острогоржского уезда Воронежской губернии.
Художественное плетение из лозы и соломки.
style.rotation Художественное плетение из лозы и соломки
style.rotation
style.rotation
style.rotation
ppt_y
ppt_y Известные мастера лозоплетения живут в Новохоперске, Поворино. Распространенным материалом для плетения считалась наряду с лозой соломка. В музеях сохранились не только соломенные куклы, но и фигурки животных и птиц. В ход идет любая соломка, но в России чаще пользовались стеблями спелой ржи. Плели соломенные шляпы, декоративные корзиночки, делали игрушки. В эпоху каменного века, не знаю металлического топора, ножа и шил, человек в совершенстве овладел плетением корзин, сосудов. И главную роль здесь сыграла ивовая лоза. Из лозы черемухи делали более крупные и прочные вещи. В русских деревнях чуть ли не любой мальчишка мог играючи сплести лукошко, корзину для сбора грибов и ягод, а о стариках и говорить нечего.

Ивушка зеленая встречала человека при рождении и оставалась спутницей всей его жизни. По всей Руси мастерили корзины и коробы из тальника. Ивовые прутья и лозу черемухи срезали летом, «на соху», обдирали кору, а осенью и зимой прутья проваривали в котлах, вследствие чего лоза становилась податливой, не ломалась в работе, и плели из нее всякую всячину.Из лозы черемухи делали более крупные и прочные вещи. Черемуха, например, шла на изготовление кузовов для выездных саней и тарантасов. В русских деревнях чуть ли не любой мальчишка мог играючи сплести лукошко, корзину или кошелку для сбора грибов и ягод. Известные мастера лозоплетения живут в Новохоперске – В.В. Давыденко, Станислав Болковой, в Поворино – Иван Бобылев.
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y Выставка работ, выполненных и собранных учениками и учителями МОУ СОШ №54