Учебная программа — Изучение истории и культуры Тамбовского края при использовании краеведческого материала.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МБОУ «СОШ № 3 с УИОП» г. Котовска












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИССИПЛИНЫ:

«Практические упражнения по основы правоведения»

Для студентов, обучающихся по специальности

«Бухгалтер» Бух 1-7






















ТАМБОВ 2015 г.






Рассмотрена и одобрена Составлена в соответствии
на заседании методической комиссии Государственными требованиями
Протокол № минимуму содержания и уровня
подготовки выпускника по
От «_____»____________20 г. специальности.

Председатель______________ Заместитель директора по УП

________________ Пунина Н.В.

















Автор: Ковалева Н.И. – преподаватель дисциплины.


Рецензент:






















Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по «Практическим упражнениям по основам правоведения» разработана в соответствии с учебным планом колледжа на основе Государственного стандарта образования. Программа ориентирована для студентов СПО (повышенный уровень) по специальности «Бухгалтер» на один год обучения.
Общее количество часов, отводимое для изучения, составляет 48часов, из них теоретическое изучение 32 часа, 16 часов на практические занятия.

Цель данной программы:
Подготовить сознательных, высокообразованных рабочих, владеющих не только мастерством, но и глубокие и прочными знаниями по предмету Основы правоведения, способных как к физическому, так и к умственному труду для расширения и уточнения правовых знаний, научить разбираться в них, воспитать активных членов общества в политическом, правовом, гражданском образовании, культурой поведения и труда.
Основные задачи:
Последовательное развитие и углубление правовых начал в государственной и общественной жизни, в том числе в сфере управления экономической в условиях хозяйственной самостоятельности предприятий и повышения роли трудовых коллективов, предъявляют возросшие требования к правовой подготовке обучающихся профессиональных учебных заведениях.
Поэтому в программу включены следующие изменения и дополнения: с учетом специфики учебного заведения и углубленных знаний по темам: Прав ребенка, несовершеннолетние и УК РФ, Трудовое право, Нарушение прав человека.
Данная программа предусматривает проведение уроков в различной форме: как традиционных – комбинированных, так, урок теоретического исследования, урок с последующим анализом, урок решение познавательных задач, урок – дискуссия, урок смотр знаний, работа с правовыми документами.
Промежуточный контроль знаний, умений и навыков обучающихся предполагается по окончании разделов, полугодий, курса обучения в следующих формах: лабораторно – практических заданиях, тестовые задания, правовые диктанты, решение проблемных задач, что позволяет обучающимся закрепить теоретические знания.
По окончании курса обучения предусмотрено проведение зачета в письменной форме при помощи тестирования. Зачет проводится за счет времени отведенного на предмет.
Автор данной учебной программы оставляет за собой право вносить коррективы в учебную программу в течение всех лет обучения.
Данная рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения
Преподавателей предметов общеобразовательного цикла.















РЕЦЕНЗИЯ

(внешняя)

На рабочую программу по дисциплине «Основы правоведения»
преподавателя Ковалевой Наталии Ивановны.



Рабочая программа дисциплины «Основы правоведения» составлена в соответствии с требованиями Госстандарта для студентов специальности . «Основы правоведения» и охватывает изучение вопросов, связанных с понятием правового регулирования в сфере профессиональной деятельности, знания законодательных актов и других нормативных документов, регулирующих правоотношения в процессе правонарушений.

В программе содержится учебный материал, позволяющий научить студентов знать, Правовое отношение субъектов предпринимательской деятельности права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности. Порядок заключения трудового договора и основания его прекращения, правила оплаты труда, право социальной защиты граждан. Понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника.

Особое внимание уделяется получению студентами практических навыков работы на основе поисковой деятельности об прицидентах административных правонарушений и административной ответственности, нормы защиты нарушений прав и судебный порядок решения споров.

В рабочей программе достаточно полно представлены все темы курса, продумана система практических заданий, форм и методы самостоятельной работы, указана основная учебная литература.

В целом рабочая программа, разработанная преподавателем Ковалевой Наталии Ивановны, соответствует курсу изучаемой дисциплины и может быть использована в практической работе.





Рецензент___________________

___________________________


Содержание дисциплины

«Основ правоведения»




Раздел № 1 Государство и право.
Студент должен:
Иметь представление, знать:
Содержание, задачи и значение предмета Основы Российского законодательства. Тематика, распределение времени и порядок его изучения. Особенности изучения предмета в разных профессионально - квалификационных группах обучающихся.
Понятия и сущность государства, его задачи и функции. Основные формы государственного устройства. Декларация о государственном суверенитете России. Состав и территория РФ. Государственная власть. Декларация и каковы ее основные признаки. Органы государственного управления: Президент России, правительство России, министерства, Краевая, областная администрация, Местное самоуправление.
Признаки правового государства. Принцип разделения властей. Независимая власть – основная гарантия формирования функционирования государства. Роль прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов в становлении правового государства.
Понятие права и его роль в обществе. Нормы права. Источники права. Законы и другие правовые акты. Отрасли права. Взаимосвязь государства и права. Гражданин РФ и его права. Защита прав человека и органы по защите прав человека. Конвенция ООН по правам ребенка. Презумпция невиновности. Судебная защита прав и законных интересов граждан РФ.


Раздел № 2 Правовая ответственность.
Студент должен:
Иметь представление, знать:
Налоги, прямые и косвенные для чего они нужны. Понятия о браке. Порядок и условия его заключения. Недействительность брака. Права и обязанности супругов. Основания и порядок расторжения брака. Решение споров о воспитании детей. Установление опеки и порядок попечительства.
Трудовое право, что оно регулирует, значение трудовой дисциплины, коллективный договор и контракт, льготы для несовершеннолетних в сфере трудовой деятельности.
Рабочее время и отдыха. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Понятие и основания административной ответственности. Административные правонарушения. Виды административных взысканий, органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Порядок обжалования административных взысканий.
Понятие и основания уголовной ответственности. Понятие преступления. Наказание, его цели и виды. Обстоятельства, смягчающие или отменяющие уголовную ответственность. Ответственность за отдельные виды преступлений: кражу, разбой, грабеж, хулиганство, умышленные телесные повреждения, употребление и распространение наркотических и психотропных веществ и др.







Раздел № 3 Политика и власть.

Студент должен:
Иметь представление, знать:
Что такое политика? Каковы основные функции политики. Связь политики с другими сферами общества.
Политический характер общества, понятие « система» и « системный подход» общества, особенности политической системы современного Российского общества.
Что такое гражданское общество, самореализация. Гражданин и гражданство.
Что такое республика, особенности президентской и парламентской республики.
Демократия и каковы ее основные признаки, либеральная демократия, особенности Российской демократии. Что такое тоталитаризм, авторитаризм.
Политические партии, что это такое, какие политические партии бывают. Человек и участие его в политике. Какие люди успешно занимаются политикой, что такое политическая культура человека.
Понятие о праве на собственность. Права и обязанности собственника. Коллективная собственность. Виды собственности. Государственная собственность. Способы образования государственной собственности. Право на интеллектуальную собственность.
Понятие приватизация предприятий, ее цели объекты и субъекты приватизации. Порядок, механизмы приватизации. Момент возникновения права собственности.
Общая характеристика законодательства об охране окружающей среды. Объекты природы, способы и методы их охраны. Государственные и общественные органы, осуществляющие охрану окружающей природной среды.
Виды юридической ответственности за нарушения законодательства об охране окружающей природной среды.


Раздел № 4 Защита прав потребителей.

Студент должен:
Иметь представление, знать:
Основные права потребителя, кто является потребителем. Право на информацию, право на безопасность, право потребителя на возмещения вреда. Режим работы продавца, исполнителя. Ответственность продавца за нарушение прав потребителей. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя. Последствия продажи товара ненадлежащего качества.
Право потребителя при покупке некачественного товара, сроки устранения недостатков товара. Гарантированный срок товара, срок годности товара, срок службы товара. Претензии потребителя, срок претензий. Основной порядок возмещения морального вреда. Обращение в суд, рассмотрение иска в суде, обжалование решения суда, судебные расходы.










Рассмотрено и одобрено
На заседании методической комиссии «УТВЕРЖДАЮ»
Протокол № ____________ Зам. Директора по УПР
От «____»______________20 г. ______________Пунина Н.В.
Председатель
Преподаватель спец-дисциплин
___________________



Тематический план дисциплины: «Основ правоведения».

Наименование разделов и тем
Общее
количество
часов
Теория
Лабор – практич.
занятия

1
2
3
4

Раздел № 1 Государство и право.

·




Тема: Государство и право
1-1
1


Тема: Конституционное право
1-2
1


Тема: Разделение властей
1-3
1


Тема: Избирательное право
1-4
1


Тема: Права человека
1-5
1


Тема: Политические права
1-6
1


Тема: Экономические, социальные, культурные права
1-7
1


Тема: Права ребенка
1-8
1


Тема: Нарушение прав человека
1-9
1


Тема: Защита прав человека
1-10
1


Тема: Гражданское право
1-11
1


Практическая часть


1

Раздел 2 Правовая ответственность.




Тема: Налоги
1-12
1


Тема: Семейное право
1-13
1


Тема: Трудовое право
1-14
1


Тема: Административное право
1-15
1


Тема: Уголовное право
1-16
1


Тема: Политическая система общества
1-17
1


Практическая часть


1

Раздел 3 Политика и власть

1


Тема: Политическая система общества
1-18
1


Тема: Формы государственного правления
1-19
1


Тема: Политические партии
1-20
1


Тема: Приватизация
1-21
1


Тема: Правовые основы окружающей среды
1-22
1


Практическая часть


1

Раздел № 4 Защита прав потребителей




Тема: Основные права потребителей.
1-23
1


Тема: Законодательство о защите прав

1


потребителей
1-24
1


Тема: Права потребителей при некачественном товаре
1-25
1


Тема: Права потребителей при нарушении сроков
1-26
1


Тема: Права потребителей при выполнении работ, услуг
1-27
1


Тема: Права потребителей при обнаружении недостатков
1-28
1


Практическая часть


1

Тема: Порядок и сроки предъявления претензий
1-29
1


Тема: Государственная защита прав потребителя
1-30
1


Тема: Обращение в суд
1-31
1


Зачет
1-32
1





Темы рефератов:

1.Власть над собой и власть над людьми: что труднее.
2. Всегда ли народ достоин своих правителей.
3. Как добиться реального исполнения принимаемых законов.
4. Каково происхождение слова « право».
5. Закон и совесть.
6. Знаменитые конституции России и мира.
7. Что зависит от способа принятия конституции.
8. Почему между правительством и парламентом нередко возникают трения и даже конфликты.
9. Почему так много желающих быть избранными в Государственную Думу среди финансистов, промышленников, чиновников.
10. При каких условиях выборы смогут обеспечить приток во власть истинно честных, порядочных, достойных людей.
11.Кому нужны права человека бедным или богатым.
12. Рыночная экономика и право на свободные передвижение.
13. Может ли человек быть абсолютно неверующим.
14. Почему тоталитарные политические режимы не уживаются с церковью.
15. Благотворительность: анахронизм или насущная необходимость.
16. Дети жертвы войны.
17. Могут ли права ребенка равны правам взрослого человека.
18. Судьба известных правозащитников в нашей стране.
19. Собственность и нравственность.
20. Предпринимательства и общественная польза.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ и ВНЕАУДИТОРНЫЕ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ I- КУРСОВ


Раздел № 1 «Введение».
- Индивидуальные карточки-задания ( 30 билетов по 6 вопросов)
- Задания дифференцированные ( 6 вариантов по 8 вопросов)
Раздел № 2 «Правовое государство».
- Индивидуальные карточки-задания ( 30 билетов по 6 вопросов)
- Решение проблемных задач
Раздел № 3 «Основы конституционного строя».
- Индивидуальные карточки-задания ( 30 билетов по 6 вопросов)
- Задания дифференцированные ( 6 вариантов по 8 вопросов)
Раздел № 4 «Гражданское право».
- Индивидуальные карточки-задания ( 30 билетов по 6 вопросов)
- Групповая работа по индивидуальным темам
- Решение проблемных задач
Раздел № 5 « Экономическое правоведение».
- Индивидуальные карточки-задания ( 30 билетов по 6 вопросов)
- Решение проблемных задач
Раздел № 6 «Семейное право».
- Индивидуальные карточки-задания ( 30 билетов по 6 вопросов)
- Задания дифференцированные ( 6 вариантов по 8 вопросов)
- Групповая работа по индивидуальным темам
Раздел № 7 «Трудовое право».
- Индивидуальные карточки-задания ( 30 билетов по 6 вопросов)
- Групповая работа по индивидуальным темам
Раздел № 8 «Административное право».
- Индивидуальные карточки-задания ( 30 билетов по 6 вопросов)
- Групповая работа по индивидуальным темам
- Решение проблемных задач
Раздел № 9 « Уголовный кодекс в РФ».
- Индивидуальные карточки-задания ( 30 билетов по 6 вопросов)
- Групповая работа по индивидуальным темам
- Решение проблемных задач
















Итоговые вопросы (аттестации):

Что такое правосудие, кем оно осуществляется в РФ?
Назовите основные принципы организации и деятельности суда?
Что такое арбитраж?
Кто в РФ осуществляет надзор за точным и неуклонным исполнением законов?
Что, какое конституционное право?
Каков порядок приема на работу?
Имеет ли право администрация перевести работника на другую работу без его согласия?
Назовите основания увольнения с работы?
Перечислите виды рабочего времени?
Назовите виды времени отдыха?
Какие льготы установлены для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением?
Какие вы знаете специальные нормы по охране труда несовершеннолетних?
Что такое гражданское правоотношение и какие его виды?
Что такое дееспособность граждан?
Назовите признаки юридического лица?
Какое имущество может находится у граждан на праве личной собственности?
Какие произведения науки, литературы или искусства охраняются нормами РФ авторского права?
Перечислите права начальника цеха, руководителя предприятия?
Что такое административный проступок?
Как отличить административный проступок от дисциплинарного и преступления?
Каковы основания для привлечения к административной ответственности?
Назовите виды административных взысканий?
Кто правомочен налагать административные взыскания?
Назовите задачи уголовного законодательства?
Что такое преступление, каковы его основные признаки?
Почему и с какой целью государство наказывает лицо, совершившее преступление?
Какие вы знаете обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность?
Какие преступления против жизни и здоровья человека наиболее опасны?
В чем опасность мелкого хулиганства?
Что такое необходимая оборона?
Кто является соучастником преступления?
В чем сущность принципа неотвратимости наказания?
Какие принципы лежат в основе семейного законодательства в РФ?
Какие правоотношения регулируют семейное законодательство?
Назовите основные формы и основания приобретения жилья в собственность?
Что относится к правоохранительным органам?
Назовите принудительные меры воспитательного воздействия?
Чем призваны заниматься адвокаты?
Какими функциями наделены нотариусы?
Назовите, что является основным фундаментом правовой культуры гражданина, человека?









ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



А.Ф. Никитин. « Право и политика». «Просвещение». Москва 2005 г.
М.И. Шилобод, А.С. Петрухин, В.Ф.Кривошеев» Дрофа». Москва 1988г.
А.И.Яковлев. Основы законодательства о защите прав потребителей. Москва 2002г.
« Гражданский кодекс РФ». Издательство «Экзамен», Москва 2007 г.
« Уголовный кодекс РФ». Издательство «Феникс», г. Ростов – на - Дону 2005 г.
« О защите прав потребителя». Издательство сибирское университетское издательство». Г.Новосибирск 2005 г.
« Трудовой кодекс РФ», издательство «Феникс». г. Ростов–на - Дону 2005 г.




































«Политическая система общества»

Цель урока: 1) ввести в тему, что изучает политика 2) пробудить интерес к теме 3) определить основные направления политической системы России.
Тип урока: рассказ
Время урока: 1 час
Оснащение урока: учебник « Право и политика» А.Ф.Никитин
Организационный момент: заполнение журнала

Изучение нового материала:
Система - это целое, составное из частей, элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующихся в отношениях и связях друг и другом.
Политическая система состоит:
Государство - с тремя видами центральной власти.
Форма правления
Идеи, принципы, идеология
В Российской системе общества можно отметить особенности:
- РФ по Конституции – демократическое правовое государства с республиканской формой правления
- Возможности общества контролировать власть
- Политическая активность граждан

Государство

Закон

Президент

Парламент

Судебная власть

Местные органы самоуправления



Закрепление: фронтальный опрос

Подведение итогов: анализ ответов

Домашнее задание: учебник «Право и Политика», стр.157











« Семейное право»


Цель урока: 1) Пробудить интерес у обучающихся к изучаемому материалу 2) достижение усвоения ключевых понятий темы 3) воспитать положительное отношение к браку
Тип урока: урок теоретическое исследование

Время урока: 1 час
Оснащение урока: учебник «Право и Политика»
Организационный момент: заполнение журнала
Проверка домашнего задания: опрос

Изучение нового материала:
Основным правовым актом, регулирующие семейные отношения, является Семейный кодекс РФ.
Брак – это добровольный союз мужчины и женщины, с целью которого является создание семьи, который порождает права и ответственность как друг другу так и к детям.

Рассказ учителя об обычаях вступления в брак в других странах.

Закон РФ требует соблюдения ряда условий для вступления в брак:
18 лет, взаимное согласие, присутствие обоих при вступлении в брак
С момента регистрации супруги вступают в права и обязанности.Права порождают личные и имущественные права (личное, совместное).

Брак расторгается: 1. В Загсе 2. в Суде
Если в семье есть, несовершеннолетние дети суд определяет с кем из родителей будут жить дети и кто из родителей будет выплачивать алименты




Закрепление: опрос
Подведение итогов: оценки
Домашнее задание: учебник «Право и Политика» стр. 104


















Перечень самостоятельных и творческих работ.

Что значит быть патриотом.
Отношение людей к Богу и к Родине.
Особенности современного общества.
Из истории становления гражданского общества.
Экономическая основа общества.
Общие враги человечества.
Б.Н. Чичерин о государстве.
Что нужно защищать правозащитнику.
Частная собственность «за» и «против».
Предпринимательство: «Старое» и «Новое».
Из истории налогов.
Зачем нужны деньги.
Зачем нужна власть? Аксиомы власти.
Власть в современном мире.
Размышления о монархии и о республике.
Сила и слабость монархического правления.
Государства с тоталитарными режимами.
Участники гражданско – правовых отношений.
Об основах семейного законодательства.
Об основах трудового законодательства.
Уголовный закон как принцип справедливости.
Об основах государственной службы РФ.
Формула культура и понятие «правовая культура».
Дискриминация и трудовой кодекс.
Принцип вины.
Принцип гуманизма.
Заполните таблицу «Прямая и представительная демократия».
При каких условиях выборы смогут обеспечить приток во власть истинно честных, порядочных, достоянных людей.
Роль в жизни человека ценностные ориентиры.
Гуманизм как принцип поведения.
Частное и публичное право.
Предпринимательство – добро или зло.
Нормы предпринимательской этики.
Развитие личности в межличностном общении.
Гуманистический смысл религии.
Семья как приоритетная форма воспитания детей.
Личное (семейное) потребление.
Социальная политика нашего государства.
Образованный человек и выполнения им его гражданских обязанностей
Связь свободы и ответственности гражданина.





15