Урок-практикум «Путешествие в страну Геомерию», 1 класс



Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение.
(В. Произволов)
Путешествие в страну ГЕОМЕТРИЮ


Урок-практикум по математике в 1 «В» классе


Тема: Обобщение, уточнение и расширение знаний о геометрических фигурах.

Цель урока:
Закрепить полученные знания о геометрических фигурах.

Обучающая: обобщить знания о геометрических фигурах, учить зрительному анализу с помощью практических задач

Развивающая: развивать практические навыки построения геометрических фигур на плоскости, развивать смекалку и находчивость.
Развитие восприятия, наблюдательности, пространственных представлений, умения выделять главный признак, классифицировать, обобщать

Воспитывающая: воспитывать трудолюбие, интерес к геометрии.
.

Оборудование: Набор плоских геометрических фигур разного цвета, верёвка ,проволока, На каждой парте конверт с набором треугольников, у каждого ученика 1 лист белой бумаги , тетрадный лист и 2 листа – цветной . Линейки, угольники. «волшебный» сундучок.



Ход урока.
Слайд 1
Учитель:
В огромном мире Математики есть очень интересная страна с красивым названием Геометрия.
Эту страну населяют не числа, а различные линии и фигуры, плоские и объёмные.
Сегодня, путешествуя по стране Геометрии, мы посетим города, в которых живут плоские фигуры и различные линии, отрезки, которые располагаются на плоскости.
- Вот названия, в которых мы побываем во время нашего путешествия: Линии, Треугольники, Круги, Многоугольники.
Слайд 2
Линии. Треугольники. Круги. Многоугольники.





Устный счёт: Из « Волшебного сундучка»

вынимаются карточки с изображением геометрической фигуры, определить, к какому городу относится данная фигура и решить пример на сложение и вычитание , затем прикрепить её под названием города на доске.
Слайд 3

Учитель:
Итак, в путь. Первый город, который мы посетим, называется Линии.
1 Ученик:
Я и мой друг хотим вам показать что – то.
( ученики берут за два конца верёвочку, натирают её мелом, оттягивают, а затем отпускают – на доске остаётся след прямой линии)

- Как называется такая линия? ( Прямая)
- А как выдумаете, сколько таких прямых можно провести через одну точку? (Разные ответы)
- Попробуйте это сделать на листе бумаги, и вы узнаете кто прав.
Правильный ответ: сколько угодно, много.
Слайд 4
2 Ученик: -А сколько прямых можно провести через две точки?
( Одну. Две. Много.) Посмотрим, кто прав.
Поставьте на своём листке две точки и соедините их по линейке.
В чём вы убедились?
( Через две точки можно провести одну прямую.)
-Есть ли у прямой начало и конец? (Нет, её можно продолжить с двух сторон бесконечно)

Учитель:
Если же от верёвки отрезать кусок, то получится отрезок. У него есть и начало и конец.
-Начертите два отрезка: длина первого –3см, а второго - на 2 см больше. Какой длины получился отрезок? (5см)
Тетрадный лист 3 Ученик:


4 Ученик: -А я хочу спросить, знаете ли вы, что такое луч? (У луча есть начало, но нет конца)
Белый лист


Начертите три луча, которые бы начинались бы в одной точке.
Уч-ся выполняют задание.


Учитель:
А если верёвочку не натягивать, то какая получится линия
( Кривая) 1 Ученик:

Сколько кривых линий можно провести через две точки?
( Сколько угодно)
Слайд 5

Учитель:-К каким выводам мы пришли через ваше исследование:
Вывод: Через одну точку можно провести бесконечное число прямых и кривых линий.
А через две точки можно провести только одну прямую линию и множество кривых линий.

(На доске нарисовать ломаную линию.) Показать измерительную линейку – метр)

Слайд 6

Позвольте показать вам ещё один вид линий. Как называется такая линия? ( Ломаная)
Правильно. Из чего она состоит? ( Из отрезков)
Сколько отрезков в этой линии? ( 5)
Учитель:

Начертите на своих листках с помощью линейки ломаную линию, состоящую из 5 отрезков.
Слайд 7


Показать две линии: Замкнутую ломаную и незамкнутую ломаную. В чём их отличие?
( Одна линия замкнутая, другая - незамкнутая)






Учитель:
Мы познакомились с различными линиями, отрезками, лучом, теперь отправимся в следующий город под названием . А вот название вы определите сами

5 Ученик:
Загадка.
Три стороны и три угла,
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Слайд 8

Уч-ся: Этот город называется «Треугольники»
6 Ученик: Если вы были внимательны, то, наверное, догадались, что треугольник образуется тремя отрезками ломаной линии.
Проволоку сгибает так, чтобы получилась ломаная линия, состоящая из трёх отрезков. Три стороны. Три угла, три вершины. (Показывает)
Слайд 9 Виды треугольников

- Предлагаю поближе познакомиться с нашими жителями
( Показывает равносторонний треугольник)

Слайд 10 Равносторонний треугольник
шаблоны

Учитель:
Что особенное вы видите в этом треугольнике? Посмотрите на его стороны.( Все стороны у этого треугольника равны)
Правильно.
Такой треугольник называется равносторонним.
Измерьте длину каждой стороны треугольника и убедитесь, что стороны действительно равны

Задание: Сосчитай треугольники
Слайд 11



Слайд 12
Учитель:
А теперь посмотрите на другой треугольник.
( Показать треугольник, у которого равны две стороны)Такой треугольник называется равнобедренным
Слайд 13
Учитель:
А теперь обратите внимание, у вас на столах лежат угольники. Один из углов является прямым. Какой?
Проверим, все ли верно показали прямой угол.

- Возьмите лист цветной бумаги вот такой формы (Квадрат), согните его так, чтобы получилось два равных треугольника.
( дети сгибают по диагонали, разрезают по линии
сгиба, получают два треугольника.)
Какие у вас получились треугольники?
( Рав
·нобедренные)



Слайд 14
Следующее задание – самое интересное. В конвертах лежат различные треугольники. Составьте вместе с соседом
какую – нибудь интересную фигурку. (Показать образец)










Составление и наклеивание фигур на лист цветной
бумаги.
Слайд 15 Физминутка.
Раз, два – стоит ракета,
( Руки вверх, ладони образуют « купол» ракеты)
Три, четыре – самолёт.
( руки в стороны)
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт
( Руки на пояс )
Раз, два, три, четыре-
( Наклоны в стороны)
Руки выше, плечи шире
Раз, два, три, четыре-
( Наклоны в стороны)
И на месте походили

Из замечательного города
Треугольников мы отправляемся дальше. И нас встречает город многоугольников
Слайд 16 Многоугольники

7 Ученик: Прошу узнать, как называются жители этого города: 4 стороны, 4 угла, все углы прямые.
(Показывает несколько разных по размеру, соотношению длины и ширины прямоугольников, прикрепляет к доске.)
Учитель: Слайд 17


А я прошу вас начертить прямоугольник, у которого длина – 6 см, а ширина - 2 см

Учащиеся чертят прямоугольник
Какое интересное свойство вы заметили? (Противоположные стороны равны)

Слайд 18
8 Ученик:
Не овал я и не круг Треугольнику не друг. Прямоугольнику я брат,
А зовут меня... (квадрат)

9 Ученик: Да это особый прямоугольник. У него все четыре стороны одинаково равны. (Квадрат)
- С этой фигурой мы постоянно встречаемся на уроках математики, где находится множество маленьких квадратиков. ( Это клетки в тетрадях)

Учитель:
- Прямоугольники, квадраты – постоянные спутники нашей жизни. Где, в классе вы видите прямоугольники? ( Стены, потолок, пол, доска, крышка стола, планшеты и др.)

Физминутка.
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки все подняли,
В стороны, вперёд, и в бок
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Слайд 19
11 Ученик:Предлагаю игру «Узнай меня» и
Из «Волшебного сундучка»
Я многоугольник. У меня 4 стороны, углы прямые, противоположные стороны равны. Кто я? (Прямоугольник)
Я – многоугольник, имею три стороны. Кто я? ( Треугольник)
Я – многоугольник, у меня 4 равные стороны, углы прямые. Кто я? (Квадрат)

10Ученик: Я тоже вам покажу, как ломаная линия превращается в различные фигуры. ( Сгибает так проволоку, чтобы получилось 5 отрезков и соединяет их) Змейка – игрушка.
Сколько сторон, вершин и углов у этой фигуры? ( Пять)
А можно сделать больше? (Да)
Правильно, получим фигуры, которые так и называют – многоугольниками.
Слайд 20
12 Ученик: А я познакомлю вас с другими многоугольниками. Вот четырёхугольник, у него 4 равные стороны, но углы не прямые (Показывает ромб)



А у этого четырёхугольника (показывает параллелограмм) противоположные стороны равны, а углы – не прямые.
Учитель: А вы знаете , ребята, как получить из треугольника трапецию? ( показывает) Нужно отрезать верхнюю треугольную часть
Слайд 21

Учитель:
А сейчас мы попадём в особый город. Жителей этого города можно найти в часах, в машине, в тарелке. Солнце и луна тоже из этого города. Кто же эти жители? (Круги)

Слайд 22
13 Ученик:
У круга есть одна подруга.
Знакома всем её наружность.
Она идёт по краю круга
И называется – окружность.

14 Ученик: Сейчас я попробую нарисовать круги на доске (Рисует) Что – то неровно получается.
Учитель:
-Нужен специальный инструмент – циркуль.
С его помощью можно нарисовать круги разной величины.
А мы сегодня используем шаблоны – готовые детали – круги.








Слайд 23













Изобразите на доске с помощью кругов Лошарика,
(Ребята выполняют задание на доске)

Слайд 24Учитель:( допол-но)
В завершении нашего путешествия приглашаю на
игру представителей всех городов.
( Показать всем набор геометрических фигур разного цвета и размера, Нужно запомнить расположение фигур)
Слайд 25 Учитель:
Вот и закончилось наше первое путешествие в страну Геометрию.
Работали сегодня на уроке все замечательно!
Понравилось вам путешествовать?
Что понравилось больше всего? Какие задания?
Что нового вы узнали о геометрических фигурах?
Вам ещё не раз придётся побывать в этой стране, сделать немало удивительных открытий! Спасибо вам за урок!
Слайд 26
Ребята гостям дарят аппликационные работы из геометрических фигур















































































































































































































































































































2+3

7-3

4+1

Школа – гимназия №6 им. А. Кунанбаева

2012

Путешествие в страну ГЕОМЕТРИЮ
Открытый урок
по математике
в 1 «В» классе












Учитель первой категории: Гамастинова А. Ю.