Методика подготовки к сжатому изложению


Методика подготовки к сжатому изложениюСамахова Е.Ю,учитель высшей категории, МАОУ «СШ №42»Г.Петропавловск-Камчатский Сокращение (сжатое изложение) будет учить школьника «отличать красоты выражения от занимательности содержания, мелкие подобности предмета, важные для живости его изображения, от существенных, характеристических линий, его составляющих, отличия, будет приучать давать приобретённым мыслям свою оболочку; следовательно, здесь опять многосторонняя работа для памяти, для соображения, для чувств и стиля» М.Чистяков Умения и навыки:-верно понимать и передавать основную мысль текста.-правильно выбирать микротемы.-владеть навыками компрессии текста.-логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы сжатия.-выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство и соблюдать речевые нормы.-строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме.1.Особенности подготовки к сжатому изложению Комплексный анализ текста – это востребованная форма всесторонней подготовки учащихся к ОГЭ.Систематическая и планомерная работа с текстом стимулирует интеллектуальное развитие учащихся и их усилия по преодолению пробелов в знаниях, активизирует речемыслительную деятельность, рождает стремление к саморазвитию учащегося. 2.Комплексный анализ текста_- одно из средств саморазвития учащихся и приём подготовки к сжатому изложению… Эффективными в этом случае оказываются упражнения, в которых ,перед тем как написать сжатое изложение текста, сначала надо:восстановить смысловую связь между предложениями или аб­зацами;правильно расположить тезисы и аргументы в рассуждении;исправить нарушенную логику;подобрать вступление или заключение.Пересказывая тексты, ученики сокращают содержание, либо исключая слишком подробную информацию, либо обобщая частную. 3.Система упражнений по теме при подготовке к сжатому изложению Основные способы сжатия текста 5 – 6-й классы1.Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Разбейте текст на абзацы.2.Замените ряд однородных членов обобщающим словом; (где нуж­но, измените форму согласующихся слов)7-8 классы1. По данному началу определите основную мысль текста.2. Письменно продолжите текст, озаглавьте его. 3. Отредактируйте текст.8-9 класс1.Упражнения для отработки содержательных приёмов сжатия текста2.Упражнения для работы над языковыми приёмами компрессии исходного текстаУпражнения Это способствует развитию умения опознавать такие слова в незнакомых текстах и, зная их назначение в тексте, сохранять их в изложении, что помогает сделать пересказ близким к тексту4.Словарная работа при подготовке к изложению 1.Внимательно прослушайте текст.2.Определите тему и основную мысль текста.3.Вдумайтесь в название текста (именно в нем обычно заключается тема или идея).4.Установите причинно-следственные связи в содержании текста.5.Определите, к какому типу речи относится текст, и обязательно сохраняйте особенности этого типа при написании изложения.6.Разделите текст на композиционные и смысловые части.7.Начинайте работу по сжиманию текста. Выполняя это задание, помните, что, сжимая текст, вы должны передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом; заменить конкретное и отдельное обобщающим, а также исключить несущественное.8.Постарайтесь сохранить особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении. Перед вами не ставится задача сохранения авторского стиля, однако вы должны использовать авторские ключевые слова и словосочетания. 5.Последовательность работы над изложением:  1.Прочитайте исходный текст, определите его тему и главную мысль, выделите изобразительные средства выразительности.2.Подумайте, кому будет адресовано ваше сжатое изложение. Какова его задача.3. Прочитайте текст еще раз. Выделите в тексте все микротемы (Помните: сколько абзацев, столько микротем).4.Составьте план сжатого изложения (Помните: сколько микротем, столько пунктов в плане).5.В каждой микротеме выделите главное, подчеркните авторские слова, которые обязательно надо будет включить в новый текст.6.Отметьте то, что в микротеме можно опустить или объединить.7.Подберите обобщающие слова и предложения. 8.Попытайтесь сжато пересказать текст, пользуясь планом.9.Изложите сжато каждую микротему на черновике. Памятка « Как работать над сжатым изложением» 10.Перечитайте написанное. Выделите ошибкоопасные места в тексте, вспомните правила написания. Используйте в работе изобразительные средства выразительности!11.Проверьте:- есть ли речевые связки между предложениями и абзацами текста, -соответствует ли абзацное членение микротемам, -уменьшилось ли количество слов в вашем изложении по сравнению с исходным текстом, -не нарушилась ли при этом целостность текста. Все ли в нем будет понятно тому, кто будет читать ваше изложение?12. Аккуратно перепишите текст в тетрадь.