Конспект урока по детской риторике

Урок детской риторики.

Тема: Похвала (комплимент).
Цели: 1. Организовать деятельность учащихся для знакомства с комплиментом (похвалой) как речевым жанром, направленным на подбадривание собеседника, на создание у него хорошего настроения, поддержание и установление контакта.
2. Путём постановки и решения учебной задачи продолжать развивать самостоятельность в суждениях, в целом в речевой деятельности.
3. Способствовать воспитанию культуры общения.
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге (диалог, коллективный способ обучения, работа в группах).
Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссия (самостоятельная работа в группах).
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с учениками.
Оборудование: волшебный микрофон, герой урока – Риторик, индивидуальные доски, таблички с пояснительными словами, текст отрывка из сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».


План урока.
Организационный момент (речевая зарядка).
Сообщение темы, цели и главной задачи урока.
Уточнение области знаний (обратная связь).
Решение учебной задачи.
Физминутка.
Творческое преобразование.
Итог урока.
Домашнее задание.



Организационный момент.
- Сегодня, как и всегда, мы начнем урок детской риторики с речевой зарядки.
Прочтите хором:
- Со словом обидным – нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться.
(строки Н.Рыленкова)
а) тоном совета
б) тоном ответа на обидные слова.

II. Сообщение темы, цели и главной задачи урока.
- Ребята! Вы сегодня хорошо настроились на урок. Все дружно говорили хором. Верно использовали тон совета и ответа на обидные слова. Лёша очень хорошо сегодня выглядит. У него новая прическа. Она ему очень идет.
- Кто из вас догадался, как можно назвать те высказывания, которые я только что произнесла? (Похвала, комплимент).
- Итак, тема нашего урока: «Похвала, комплимент».
(Звенит звонок сотового телефона).
- Извините, пожалуйста!
- Алло! Конечно, конечно.
Мы видеть Вас желаем.
И на урок Вас приглашаем.
-Это риторик. Он попросился к нам на урок. На этот раз Риторик выступает в качестве журналиста. Телевидение ему поручило подготовить передачу «В гостях у 3 А». И вот он у нас со своим волшебным микрофоном.
- Я надеюсь, что мы сегодня в процессе нашего общения сумеем дать ответ Риторику на самый важный и главный вопрос урока: «Какую роль играют комплименты в общении?
III. Уточнение области знаний (Проверка домашнего задания).
Игра «Разговор по телефону». (Работа в парах. Обратная связь).
- Оцените своего собеседника.

IV. Решение учебной задачи.
а) Введение термина «комплимент». Оценивая друг друга, вы хвалили тех, кто постарался, кто с большой ответственностью подготовил это задание.
- А что такое похвала? Давайте сверим свои ответы с определением в учебнике.
(Чтение в учебнике с.63 «Это добрые, приветливые и обязательно правдивые слова).
- А что такое комплимент?
В словаре С.И.Ожегова дано следующее определение:
комплимент – любезные, приятные слова, лестный отзыв.
Лестный – содержащий похвалу, одобрение.
- Приходилось ли вам выслушивать комплименты в свой адрес?
- А вы сами хвалил кого-нибудь?
- За что?
б) Похвала и комплимент бывают разными.
И в этом мы можем убедиться. На книжных полках достаточно много литературы, которая помогает нам узнать, какие комплименты бывают.
- Итак, заглянем на книжную полку.
1) Назовите сказочников, чьи сказки мы читали на последнем уроке внеклассного чтения. (Сказки братьев Гримм).
- Давайте прочитаем отрывок из сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и постараемся найти комплименты (похвальные слова).
(Дети подчеркивают похвальные слова, которые произносят гномы при встрече с Белоснежкой. В них они выражают чувство настоящего восторга от встречи с Белоснежкой. Это помогает установить контакт с Белоснежкой.
2) Басни какого великого баснописца мы читали с вами на уроках литературного чтения?
-Давайте обратимся к басне «Кукушка и петух».
(дети читают в лицах отрывок из учебника №66 с.63)
- Правдивы ли слова Петуха и Кукушки? Хорошо ли так хвалить?
- Это неправдивая похвала, а лесть – неискренняя похвала, которая произносится из каких-то корыстных побуждений.
Вывод: льстивые слова обманывают, поэтому они неприятны.
Льстивые слова вредны. Похвала должна быть искренней, правдивой.
в) Игра «Сыграем в комплимент» (вы посылаете комплимент и получаете его обратно).
-Кому приятно было получить комплимент? Кто желает озвучить?

V. Физминутка.
Напряженье улетело
И расслаблено всё тело,
Будто ты лежишь на траве.
Греет солнышко сейчас,
Руки тёплые у нас
Дышится легко ровно глубоко
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется
Нам понятно, что такое
Состояние покоя!

VI. Творческое преобразование.
а) Работа с учебником № 68 с. 64 (используются индивидуальные доски)
б) Есть ли у тебя любимый литературный герой, герой мультфильма? Скажи ему комплимент.
в) Похвала, комплимент оценивают положительные качества собеседника, одобряют его работу, выражают восхищение хорошими поступками.
Комплимент может быть составной частью благодарности, прощания и т.д.
Инсценирование .
I ряд – комплимент в приветствии № 72 с. 67.
II ряд – комплемент в просьбе № 73 с. 67.
III ряд – комплимент в благодарности №74 с. 68.
г) Групповая работа:
I группа - № 75 с.68.
II группа - №76 с.68.
III группа - № 77 с. 69.
IV группа - № 78 с. 69.

VII Подведение итогов.
- какую роль имеют комплименты в общении?
-Сможете ли вы теперь сказать комплимент своим друзьям, родным?
- Вам понравился урок?
- Как вы думаете, придётся ли вам в жизни использовать то, чему мы научились сегодня на уроке?
В заключении звучат слова стихотворения Б. Окуджавы «Пожелания друзьям».
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться,
Давайте говорить
Друг другу комплименты –
Ведь это всё любви счастливые моменты.
VIII. Домашнее задание
№71 с. 66











13PAGE 15


13PAGE 14515




15