Программа по детской риторике 4 класс


Планируемые результаты освоения обучающимися программы
по риторике
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
– на уровне личностных результатов – овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.;– на уровне метапредметных результатов – овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; опираться на использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач и т.д.;
– на уровне результатов в предметной области «Филология» –овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и т.д.
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– делать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Содержание учебного предмета
№ п/п Тема Количество часов
Общение 9 ч
Текст 10 ч
Речевые жанры 8 ч
Обобщение 7ч.
Итого 34 ч.
Календарно-тематическое планирование по детской риторике
на 2016-2017 учебный год
Количество недельных часов 1,
годовых часов 34
№ урока Дата Тема урока Практическая часть Перечень контрольно-оценочных средств Примечание
Общение 9 ч
Предметные УУД:
Называть компоненты речевой ситуации. Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным. Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику. Называть словесные и несловесные средства устной речи. Объяснять роль пауз, логических ударений. Называть этикетные формулы утешения. Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Оценивать себя как слушателя. Оценивать себя как читателя.
Познавательные: Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт т.д.
Коммуникативные: Определять уместность определения несловесных средств при устном общении. Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации.
Личностные УУД:
Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения. Демонстрировать уместное употребление несловесных средств.
1 01-07.09 Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего … ты общаешься 2 08-14.09 Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего … ты общаешься. Урок - театрализация 3 15-21.09 Улыбнись улыбкою своей ИКТ
4 22-28.09 Особенности говорения. Урок - театрализация 5 29-05.10 Речевые отрезки и паузы 6 06-12.10 Успокоить, утешить словом. ИКТ
7 13-19.10 Утешить – помочь, утешить – поддержать. 8 20-28.10 Какой я слушатель . Урок-игра 9 07-12.11 Я – читатель. ИКТ
Текст 10 ч
Предметные УУД:
Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев. Называть признаки текста. Подбирать завершающиеся предложения (абзацы) к незавершённым текстам. Различать знаки – символы и знаки – копии. Называть языковые знаки. Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков. Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное. Различать описания разных стилей. Реализовывать описания двух разных стилей. Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: Анализировать жанр запрета, его соответствия речевой ситуации. Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости. Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств.
Познавательные: Объяснять значения известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни.
Коммуникативные: Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д.
Личностные УУД:
Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения. Реализовывать рассуждения с несколькими доказательствами.
10 14-19.11 Типы текстов. 11 21-26.11 Яркие признаки текста 12 28-03.12 Абзацные отступы, завершающий абзац 13 05-10.12 Запреты – предостережение, запрет – строгий и мягкий. 14 12-17.12 Знаки вокруг нас, дорожные знаки. Урок-игра 15 19-24.12 Знаки-символы и знаки-копии ИКТ
16 26-14.01 Опорные конспекты. 17 16-21.01 Составляем опорные конспекты. Урок - проект 18 23-18.01 Описание - деловое и художественное. 19 30-94.02 Вежливая оценка. Урок - театрализация ИКТ
Речевые жанры 8 ч
Предметные УУД:
Создавать словарную статью к новым словам. Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию. Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: Анализировать словарную статью. Анализировать типичную структуру рассказа.
Познавательные: Анализировать информационные жанры, их соответствия речевой задаче и жанровым особенностям.
Коммуникативные: Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях в жизни.
Личностные УУД:
Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д.
20 06-11.02 Скажи мне, почему. Основные части рассуждения. Аргументы 21 13-18.02 Во-первых, во-вторых, в-третьих. Вступление и заключение. 22 20-25.02 Словарная статья. Урок-игра 23 27-04.03 Рассказ и его части 24 06-11.03 Сочиняем рассказ. Урок - конференция 25 13-18.03 Служба новостей, что такое информация. Газетная информация, факты, события и отношение к ним. 26 20-24.03 Информационные жанры: хроника, заметка. ИКТ
27 03-08.04 Подпись под фотографией. Обобщение 7 ч
Предметные УУД:
Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности. Называть изученные речевые жанры. Называть этикетные речевые жанры. Формулировать правила эффективного общения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются.
Познавательные: Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1 - 4-м классах жанрам.
Коммуникативные: Оценивать свои речевые привычки.
Личностные УУД:
Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач.
28 10-15.04 Говорю, пишу, читаю, слушаю. Урок-КВН 29 17-22.04 Слово 30 24-29.04 Речевые жанры. ИКТ
31 01-06.05 Этикетные жанры и слова вежливости. 32 08-13.05 Этикетные диалоги. Урок-инсценировка 33 15-20.05 Речевые привычки 34 22-31.05 Учись красноречиво. Майская газета ИКТ
Лист корректировки программы
№ Тема урока Дата Причина Способ корректировки
план факт