Рабочая программа по детской риторике


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 95» г. Оренбурга
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ.
на заседании методического объединения с заместителем
директора на педагогическом совете и рекомендовано к утверждению Директор МОБУ «СОШ № 95»
по учебно-воспитательной работе. Протокол №____от «___»_______20___г Приказ №____от «___»_____20___г
Протокол №____от «____»________20___г. Зам. дир. по УВР _______________ Директор МОБУ «СОШ № 95» Директор МОБУ «СОШ № 95»
Руководитель МО ______________ . _________________
. ________________.
.. « __»_____20____г. Рабочая программа учебного предмета (курса)
детская риторика
(наименование учебного предмета \ курса)
__________третий___________
(классы)
_________2016 - 2017______
(срок реализации программы)
Составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования;
- с учётом авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.:Баласс, 2012);
- в соответствии с Положением о рабочей программе по учебному предмету в МОБУ «СОШ № 95».
Учебник: Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник - тетрадь для 3 класса. В 2 ч. – Изд. 3-е, / Т.А. Ладыженская и др. – М.: ООО «Баласс»; Издательство «Ювента», 2015
(указать реквизиты)
Программу составила ________Никульшина Г.П.______________
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Оренбург
2016 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету, курсу «Детская риторика» 3 класс составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования;
- с учётом авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.:Баласс, 2012);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016г., регистрационный №40936);
- в соответствии с Положением о рабочей программе по учебному предмету в МОБУ «СОШ № 95».
Учебный предмет «Детская риторика» входит в образовательную область «Филология».
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».
Общая характеристика учебного предмета.
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Согласно учебному плану ОУ на изучение предмета «Детская риторика» в 3 классе выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для <…> решения учебных и практических задач» и т.д.;
– на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе.
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии с условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки.
Тематическое планирование
№ п/п Раздел, тема Кол-во часов, отводимых на освоение темы
1 Общение 17
2 Текст 17
Приложение № 1
График контрольных работ
№ п/п Название контрольной работы Кол-во часов Сроки проведения
1 Входная контрольная работа № 1. Повторение изученного во 2 классе. 1 сентябрь
2 Административная контрольная работа № 2 по итогам 1 полугодия 1 декабрь
3 Административная контрольная работа № 3 по итогам учебного года. Что узнали, чему научились в 3 классе? 1 май
Приложение № 2
Тексты оценочных работ
Входная контрольная работа № 1. Повторение изученного во 2 классе.
1. Ассоциации.
Запиши, какие слова ты вспоминаешь, когда произносишь слово текст.
2. Вспомни, чему учит риторика.
Какой ответ ты считаешь более точным? Докажи свою точку зрения. Выдели правильный ответ рамкой или цветом.
Риторика учит говорить.
Риторика учит умело, искусно, успешно говорить и писать.
Риторика учит хорошо говорить и писать.
3. Как ты понимаешь пословицу?
Речи вести – не лапти плести.
4. Ответь на вопросы анкеты – поставь плюс, если «да» или минус, если «нет».
Анкета
I. Замечал ли ты, что кто-то говорит
слишком громко_____________________________________
слишком тихо_______________________________________
не тем тоном_______________________________________
II. Замечал ли ты, что кто-то не умеет вежливо
слушать___________________________________________
поздороваться______________________________________
попросить_________________________________________
отказать__________________________________________
поблагодарить______________________________________
извиниться_________________________________________
III. Приходилось ли тебе слышать хорошие, интересные
рассказы___________________________________________
сказки_____________________________________________
загадки-описания____________________________________
скороговорки________________________________________
что-то ещё_________________________________________
IV. Может быть, тебе удалось самому сочинить
рассказ____________________________________________
сказку_____________________________________________
загадку____________________________________________
скороговорку_______________________________________
5. Ответь подробно на один из вопросов анкеты.
Это может быть запись рассказа, считалки, своих наблюдений, впечатлений, разговора и т.д.
Озаглавь свою запись. Подумай о шрифтовых выделениях и рисунках.
6.Риторическая задача.
Мама увидела в Машиной тетради двойку и очень расстроилась.
-Что же мы будем делать, дочка?
Ответьте за Машу.
7.Риторическая задача.
Проблемная ситуация.
Сергей пришёл домой радостный. Через полчаса придут с работы мама с папой, и он им расскажет о том, как он только что смог перепрыгнуть через большущую яму во дворе, а Петька и Андрей не смогли. Если бы это были соревнования, то Сергей точно занял бы первое место. И его наградили бы медалью или даже кубком. Вот таким. Как эта ваза. Сергей достал из серванта китайскую вазу и поднял её над головой, как это делают чемпионы.
Эту вазу мама с папой привезли из зарубежной поездки. Они очень ей гордились, показывали родственникам, друзьям – всем. Мама говорила, что эта ваза приносит удачу и семейное счастье. Сергей поставил вазу на стол. Полюбовался ею. Потом он представил, что ковёр – это стадион, а он, Сергей, сейчас совершит настоящий чемпионский прыжок и завоюет этот кубок. Он разбежался и прыгнул, как мог, изо всех сил. Прыжок получился такой длинный, что Сергей, приземляясь, врезался ногами в ножку стола, стол вздрогнул, а знаменитая папамамина ваза полетела на пол и разбилась на два больших и несколько маленьких осколков.
-Что теперь будет?!! Папа с мамой вот-вот придут. Что делать?!!
Выбери вариант, с которым ты согласен.
1).Спрятать осколки.
2).Сказать, что это Мурзик столкнул.
3).Заболеть чем-нибудь. А когда они увидят, то не будут больного наказывать.
4).Ничего не говорить, а когда мама увидит и спросит, то сказать:
-Это не я!
5.)Начать первым, не дожидаться, когда родители сами увидят вазу.
Подготовить родителей к неприятности, рассказать всё, что произошло, что вы при этом чувствовали. Дать оценку своим действиям. Попросить прощения, совета, помощи в том, как теперь быть.
6).Извиниться:
-Извините меня, я больше не буду.
Разыграй сценку «Сергей объясняется» вместе с друзьями
Административная контрольная работа № 2 по итогам 1 полугодия
1.Закончи предложение. Риторика – это наука, которая учит правильно …
А. Петь. Б. Плясать. В. Говорить. Г. Ходить.
2. Выбери правильную схему общения:
А. Кто-что-кому. Б. Кто-что-как. В. Кто-зачем-почему. Г. Кто-где-зачем.
3. Кто такой АДРЕСАТ?
А. Кто получает информацию. Б. Кто передает информацию. В. Кто прячет информацию. Г. Кто задерживает информацию.
4. Кто такой АДРЕСАНТ?
А. Кто получает информацию. Б. Кто отправляет информацию. В. Кто прячет информацию. Г. Кто задерживает информацию.
5. Закончи пословицу: Тише едешь - дальше …
А. Прыгнешь. Б. Сходишь. В. Будешь. Г. Сбегаешь.
6. Важные свойства устной речи.
А. Тон, темп, громкость. Б. Тон, темп, скорость. В. Тон, темп, грубость. Г. Тон, темп, острота.
7. Дополни предложения: Один говорит, другой …. Один пишет, другой ….
А. Пляшет, поет. Б. Кричит, молчит. В. Плачет, смеется. Г. Слушает, читает.
8. Что такое ПАНТОМИМА?
А. Движения тела, жесты, мимика. Б. Движения тела, жесты, смех. В. Движения тела, размах руками, улыбка. Г. Игра, кривляния, молчание.
9. Твои речевые роли. Слушаю рассказ учителя. Я - …
А. Мечтатель. Б. Читатель. В. Диктор. Г. Слушатель.
10. Текст, в котором рассказывается о событиях, поступках героев, называется …
А. Анекдот. Б. Сказка. В. Легенда. Г. Повествование.
11. Текст, в котором описываются люди, природа, предметы, называется …
А. Повествование. Б. Сказка. В. Описание. Г. Повесть.
12. Текст, в котором объясняются причины событий, явлений, доказывается что-либо, называется…
А. Повествование. Б. Описание. В. Рассуждение. Г. Роман.
13. Пересказ бывает …
А. Подробный, краткий. Б. Подробный, смешной. В. Сжатый, подробный. Г. Большой, маленький.
Административная контрольная работа № 3 по итогам учебного года. Что узнали, чему научились в 3 классе?
1.Найдите правильную последовательность речевой ситуации:
А. Кто-кому-что-зачем. Б. Что-где-когда-как. В. У кого-почему-кем-как. Г. Кто-кому-что-почему.
2. Продолжи пословицу: Речи вести – не лапти …
А. Делать. Б. Лепить. В. Ткать. Г. Плести.
3. Речь состоит из:
А. Говорения, слушания, чтения, письма. Б. Говорения, пения, слушания, письма. В. Говорения, слушания, пения, письма. Г. Повторения, слушания, чтения, письма.
4. Кто такой АДРЕСАНТ?
А. Кто говорит. Б. С кем говорят. В. Что говорят. Г. О чем говорят.
5. Кто такой АДРЕСАТ?
А. Кто говорит. Б. Кому говорят. В. О чем говорят. Г. Что говорят.
6. Твои речевые роли:
А. Слушатель, рассказчик, читатель, писатель. Б. Слушатель, певец, читатель, писатель. В. Танцор, рассказчик, читатель, слушатель. Г. Слушатель, мечтатель, рассказчик, читатель.
7. Закончи пословицу: Слово не воробей, а вылетит – не …
А. найдешь. Б. схватишь. В. поймаешь. Г. спрячешь.
8. Части текста:
А. Вступление. Основная часть. Заключение. Б. Начало. Середина. Конец. В. Первый. Второй. Третий. Г. Верхний. Средний. Нижний.
9. Текст делится на части. Самая маленькая часть называется …
А. Слог. Б. Предложение. В. Абзац. Г. Часть.
10. Как называют чужие слова и высказывания в собственной речи.
А. Анекдоты. Б. Цитаты. В. Шутки. Г. Правила.
11. Что такое АННОТАЦИЯ.
А. Эпилог. Б. Пролог. В. Эпиграф. Г. Краткое изложение содержания книги.
12. Разговор двух или более лиц называют…
А. Цитата. Б. Эпиграф. В. Монолог. Г. Диалог.
13. Рассказ от одного лица называют…
А. Диалог. Б. Монолог. В. Цитата. Г. Эпиграф.
14. Рассуждать – значит …
А. Кричать, шептать. Б. Молчать, говорить. В. Объяснять, доказывать. Г. Сообщать, излагать.
15. Типы планов:
А. Большой, маленький, красивый. Б. Веселый, грустный, серьезный. В. Короткий, длинный, сжатый. Г. Словесный, картинный, схематический.
Приложение № 3
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
Учебная литература
Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник тетрадь для 3 класса. В 2 ч. – Изд. 3-е, / Т.А. Ладыженская и др. – М.: ООО «Баласс»; Издательство «Ювента», 2015
Методическая литература
1. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента.
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.
Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с.
Электронные ресурсы
http://www.school.edu.ru Российский общеобразовательный портал
где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней
http://www.viki.rdf.ru Детские электронные книги и презентации
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.solnet.ee Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и
образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных
http://www.prazdnik.by Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.
http://www.it-n.ru/ Сайт творческих учителей. Разные сообщества.
Приложение 4. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п Тема урока Дидактические единицы УУД Дата проведения
Стандарт Примерная программа Личностные Метапредметные Предметные План Факт
Общение (I часть – 17 часов)
1 Проверь себя.
Слушание (аудирование) Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Оценивать свои поступки как «хорошие» или «плохие» с позиций общечеловеческих ценностей, познания нового. Ставить учебную задачу урока после предварительного обсуждения; прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. (Р)Анализировать свои поступки с позиции общечеловеческих ценностей. (П) Учиться подчинять свое высказывание задаче взаимодействия. (К) Уметь рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей. 10.09 2 Что мы помним о речевой ситуации. Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Определять степень вежливости при общении людей; осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений Ставить учебную задачу урока после предварительного обсуждения; прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. (Р)Анализировать основные приёмы подготовки устного выступления, учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д (П) Критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.(К) Уметь называть свои речевые роли в разных ситуациях общения. 17.09 3 Входная контрольная работа № 1. Повторение изученного во 2 классе. Твои речевые роли Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Определять степень вежливости при общении людей; осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений Уметь корректировать и оценивать степень выполнения своей работы и работы своих товарищей. (Р)
Анализировать основные приемы подготовки устного выступления; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. (П) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе и с помощью ИКТ. (К) Уметь приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях. 24.09 4 С какой целью? Зачем?
Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Определять степень вежливости при общении людей; осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений Учиться проговаривать последовательность действий на уроке (Р) Анализировать основные приемы подготовки устного выступления; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. (П) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе и с помощью ИКТ. (К) Называть задачи общения. Называть некоторые коммуникативные профессии. Уметь реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи. 01.10 5 Неподготовленная речь.
Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения. Учиться ставить учебную задачу урока после предварительного обсуждения (Р) Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые сведения. (П) Учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия. (К) Различать подготовленную и неподготовленную речь Знать особенности неподготовленной речи.
08.10 6 Подготовленная речь. Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения. Уметь прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (Р) Уметь перерабатывать информацию; аргументировать свою точку зрения; делать выводы на основе обобщения знаний; пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением. (П) Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли. (К) Различать подготовленную и неподготовленную речь Знать особенности неподготовленной речи.
12.10 7 Приёмы подготовки. Слушание (аудирование)Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения. Уметь прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (Р) Уметь перерабатывать информацию; аргументировать свою точку зрения; делать выводы на основе обобщения знаний; пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением. (П) Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. (К) Называть приёмы подготовки устного высказывания. Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания. 19.10 8 Говорим подробно. Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации. Уметь прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (Р)Уметь перерабатывать информацию; аргументировать свою точку зрения; делать выводы на основе обобщения знаний; пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением. (П)Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. (К) Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда- кратко. 26.10 9 Говорим кратко. Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации. Уметь прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (Р) Уметь перерабатывать информацию; аргументировать свою точку зрения; делать выводы на основе обобщения знаний; пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением. (П)
Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. (К) Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда- кратко 09.11 10 Похвала (комплимент).
Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Уметь анализировать тактичность речевого поведения. Уметь выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить. (Р) Уметь делать выводы на основе обобщения знаний. (П).Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.(К) Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения .
Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией.
16.11 11 Слушаем, вдумываемся.
Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации. Уметь критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.(Р) Уметь наблюдать и делать самостоятельные выводы. (П) Уметь определять цели, функции участников, способы взаимодействия .(К) Называть задачи слушания.
Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации.
Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя . 23.11 12 Слушаем по-разному. Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения. Уметь предвидеть возможности получения конкретного результата при выполнении заданий. (Р) Уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. (П)Уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.(К) Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах.
Оценивать свои особенности как слушателя . 30.11 13 Читаем учебные тексты.
Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации. Уметь формулировать и удерживать учебную задачу.(Р) Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. (П) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе и с помощью ИКТ. (К) Анализировать роль различных выделений в учебных текстах .
Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план.
07.12 14 Учимся писать, редактировать.
Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Уметь осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово. Уметь преобразовывать практическую задачу в познавательную. (Р)Уметь самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.(П) Уметь читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: -выделять главное; -составлять план; -ставить вопросы к тексту и искать ответы. (К) Объяснять, зачем нужно исправлять текст.
14.12 15 Как исправить текст?
(Правка текста.) Административная контрольная работа № 2 по итогам 1 полугодия Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Уметь осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово Уметь использовать речь для регуляции своего действия. (Р) Уметь анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые сведения; перерабатывать информацию. (П)Уметь редактировать текст; сотрудничать в поиске и сборе информации.(К) Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).
Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами.
21.12 16 Что такое вежливость.
Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Уметь определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо). Перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста. (П)Уметь использовать речь для регуляции своего действия.(Р) Уметь критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.(К) Давать определение вежливости.
28.12 17 Добрые дела – добрые слова. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам. Уметь формулировать и удерживать учебную задачу.(Р) Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо– невежливо–грубо) в разных ситуациях (П)Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.(К) Понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. 11.01 Текст (II часть – 17 часов)
18 Проверь себя. Тексты разные нужны.
Текст. Особенности текста-повествования и текста-описания. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.(Р) Уметь анализировать информацию, представленную в разных формах. (П)Критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.(К) Уметь называть признаки текста, типы текстов. Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты. Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления. 18.01 19 Диалог и монолог. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. Планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.(Р) Извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения. (П)Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.(К) Различать диалог и монолог.
Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.
25.01 20 Пиши правильно!
Создание простейших текстов различного типа в соответствии с условиями общения в учебной и бытовой сферах, Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения. Уметь выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.(Р) Анализировать, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего. (П)Уметь управлять поведением партнёра, оценивать его действия.(К) Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению.
01.02 21 Произноси правильно!
Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации. Уметь использовать речь для регуляции своего действия. (Р) Уметь делать выводы на основе обобщения знаний.(П) Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.(К) Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.
08.01 22 Употребляй слова правильно! Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации. Критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.(Р) Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным(П) Уметь планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.(К) Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём .
15.02 23 Пересказ.

Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. (Р) Уметь перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста. (П)Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.(К) Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.
Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста. 22.02 24 Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)
Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Уметь анализировать тактичность речевого поведения. Уметь корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи. (Р) Уметь перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста. (П)Уметь пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением(К) Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста . 01.03 25 Цитата в пересказе. Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения. Уметь в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работ.(Р) Уметь аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты. (П)Уметь предлагать помощь и сотрудничество.(К) Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе.
Вводить в пересказ эффективные цитаты 15.03 26 Кратко о книге (аннотация). Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Уметь анализировать тактичность речевого поведения Уметь планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.(Р)Осуществлять анализ и синтез.(П) Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблем. (К) Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги.
22.03 27 Поздравляю кого?
С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?
Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. (Р) Уметь строить рассуждения. (П)Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.(К) Анализировать структуру поздравления – устного и письменного.
Оценивать поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации. 05.04 28 С днём рождения!
С Новым годом!
С праздником 8 Марта! Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Оценивать свою вежливость. Корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи. (Р) Уметь строить поздравление. (П)Уметь предлагать помощь и сотрудничество.(К) Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление). 12.04 29 Рассуждение,
вывод в рассуждении.
Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово. Учиться работать по предложенному учителем плану. (Р)Осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов. (П) Пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением.(К) Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом.
19.04 30 Правило и цитата в доказательстве.
Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово. Планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем. (Р) Аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты.(П) Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства(К) Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении .
Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами. 26.04 31 Сравни и скажи.
Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Формулировать самому простые правила общения в коллективе; оценивать и объяснять, что хорошо и что плохо. Учиться в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работы.(Р) Анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) (П)Пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением.(К) Анализировать сравнительные описания, их структуру. 03.05 32 Административная контрольная работа № 3 по итогам учебного года. Что узнали, чему научились в 3 классе? Правила сравнения. Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Формулировать самому простые правила общения в коллективе; оценивать и объяснять, что хорошо и что плохо. Корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи.(Р) Извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения. (П)Учиться в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.(К) Называть правила сравнения . Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения. 10.05 33 Как строятся сравнительные тексты. Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово Учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. (Р) Продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры.(П) Уметь управлять поведением партнёра, оценивать его(К) Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.
Реализовывать сравнительное описание разными способами . 17.05 34 Повторение за год. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений Учиться в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работ. (Р)Анализировать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач.(П)Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.(К) Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры .
Разыгрывать риторические игры.
24.05