Рабочая программа по детской риторике 2 класс


Управление образования администрации города Оренбурга
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 95»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ.
на заседании методического объединения
Протокол №____от «____»________20___г.
Руководитель МО ______________
с заместителем
директора
по учебно-воспитательной работе.
Зам. дир. по УВР _______________

« __»_____20____г. на педагогическом совете и рекомендовано к утверждению
Протокол №____от «___»_______20___г
Директор МОБУ «СОШ № 95»
_________________
Директор МОБУ «СОШ № 95»
Приказ №____от «___»_____20___г
Директор МОБУ «СОШ № 95»
________________.
Рабочая программа
по предмету «Детская риторика»
2 класс
2016-2017 учебный год
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.:Баласс, 2012, Положения о рабочей программе по учебному предмету в МОБУ «СОШ № 95».
Учебник: Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник тетрадь для 2 класса. В 2 ч. – Изд. 3-е, / Т.А. Ладыженская и др. – М.: ООО «Баласс»; Издательство «Ювента», 2013.
Программу составил: Назаренко Светлана Николаевна, учитель начальных классов
г. Оренбург, 2016 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Детская риторика» 2 класс для общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) , Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г. Регистрационный № 40937), с учётом авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.:Баласс, 2012.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».
Общая характеристика учебного предмета, курса
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока.
Первый блок – «Общение» даёт представление о:
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о:
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану ОУ на изучение предмета «Детская риторика» во 2 классе выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
2. Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета, курса «Детская риторика»
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности (неуспешности), учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Метапредметные результаты освоения учебного предмета, курса
(регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия)
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или т. класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения учебного предмета, курса
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению
3. Содержание учебного предмета, курса.
Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии с условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).
Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание, умение коротко пересказать текст.
4. Тематическое планирование
№ п/п Раздел, тема Кол-во часов Основные виды деятельности
1
Проверь себя. 1 Приводить примеры важности общения в жизни людей .
Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения
2
Чему учит риторика? 1 Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению. Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) . Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения .
3
Надо ли учиться риторике? Кто – что – кому. 1 Называть адресанта, адресата высказывания .
Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) .
Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях .
Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения .
4 Речевая ситуация. Кому – что. Речевые роли. Кто кого и как приглашает. 1 Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению. Называть адресанта, адресата высказывания .
Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) .
Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях .
Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения .
5
Темп. Громкость.
1 Называть несловесные средства общения.Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях. Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач.
6

Тон.
1 Называть несловесные средства общения.Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях. Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач
7

Мимика, жесты, поза. 1 Называть несловесные средства общения.Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях. Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач
8 Говорящий взгляд. 1 Называть несловесные средства общения.Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях. Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач
9
Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! 1 Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения .Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают .Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения.
Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях.Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст.Анализировать несловесные средства, используемые говорящим .
Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности .
10
Слушаем и стараемся понять 1 Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения. Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают .Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения.
Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях.Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст.Анализировать несловесные средства, используемые говорящим .
Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности
11 Слушаем и выделяем непонятное.
1 Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения .Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают .Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения.
Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях.Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст.Анализировать несловесные средства, используемые говорящим .Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности
12
Слушаем, как говорят 1 Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения .Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают .Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения.
Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях.Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст.Анализировать несловесные средства, используемые говорящим .Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности
13 Слушаем на уроке. Слушаем целый день!
1 Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения .Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают .Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения.
Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях.Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст.Анализировать несловесные средства, используемые говорящим .Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности
14 Просить – умолять – требовать. «Прошу вас...» Ненавязчивая просьба. 1 Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили .Называть речевые формулы вежливой просьбы .
Характеризовать особенности скрытой просьбы .Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения .
15 Просить – умолять – требовать. «Прошу вас...» Ненавязчивая просьба. 1 Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили .Называть речевые формулы вежливой просьбы .
Характеризовать особенности скрытой просьбы .Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения
16 О чем нам говорит шрифт? 1 Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах .Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д..Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) .
17 Рисунки, таблицы, иллюстрации, схемы. 1 Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах .Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д..Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) .
18 Тема и заголовок текста 1 Определять тему и основную мысль текста. Озаглавливать текст.Выделять опорные слова в тексте.Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам .
19 Основная мысль текста. 1 Определять тему и основную мысль текста. Озаглавливать текст.Выделять опорные слова в тексте.
Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам
20 Опорные слова.
1 Определять тему и основную мысль текста. Озаглавливать текст.Выделять опорные слова в тексте.Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам
21 Подробный пересказ 1 Различать подробный и краткий пересказ .Пересказывать текст подробно.Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста. Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста.Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам .Составлять план текста для пересказа.
22 Краткий пересказ. 1 Различать подробный и краткий пересказ .Пересказывать текст подробно.Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста. Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста.Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам .Составлять план текста для пересказа.
23 План. Текст и план. 1 Различать подробный и краткий пересказ .Пересказывать текст подробно.Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста. Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста.Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам .Составлять план текста для пересказа.
24 Согласие или отказ?
1 Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы.Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ .Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ Оценивать степень вежливости отказа.Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие .Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ .
25 Отказывай, не обижая. Ответы на отказ.
1 Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы.Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ .Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ. Оценивать степень вежливости отказа.Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие .Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ
26 Типы текстов 1 Различать повествование, описание, рассуждение.
Объяснять, чем они отличаются .
27 Рассуждение.
1 Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать .Называть части рассуждения .Вводить в рассуждение убеждающие примеры .
Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон.Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников .Различать точные и неточные рассуждения .
28 Примеры и правило в рассуждении.
1 Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать .Называть части рассуждения .Вводить в рассуждение убеждающие примеры .
Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон.Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников .Различать точные и неточные рассуждения
29 Точные и неточные, убедительные и неубедительные объяснения. 1 Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать .Называть части рассуждения .Вводить в рассуждение убеждающие примеры .
Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон.Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников .Различать точные и неточные рассуждения
30 Вопрос «какой?». Понятие об описании.
1 Определять тему, основную мысль описания .Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли.Определять в тексте его описательный фрагмент.Сочинять загадку, в основе которой лежит описание .
31 Основная мысль текста.
1 Определять тему, основную мысль описания .Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли.Определять в тексте его описательный фрагмент.Сочинять загадку, в основе которой лежит описание
32 Описание в объявлении. 1 Определять тему, основную мысль описания .Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли.Определять в тексте его описательный фрагмент.Сочинять загадку, в основе которой лежит описание
33 Было или придумано? Части рассказа. 1 Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком.Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика .Реализовывать рассказ о случае из своей жизни .
34 Хочу вам рассказать.
1 Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком.Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика .Реализовывать рассказ о случае из своей жизни .
Приложение №1
График контрольных работ

п/п Название, вид работы Сроки
1 Административная контрольная работа № 1 по итогам 1 полугодия. Тест. декабрь
2 Административная контрольная работа № 2 по итогам учебного года. Что узнали, чему научились во 2 классе Тест. май
Приложение №2
Тексты оценочных работ.
1. Контрольная работа № 1 по итогам 1 полугодия. Тест.
1. Ассоциации.
Запиши, какие слова вспоминаются тебе, когда ты говоришь слово море.
2. Закончи начатые предложения по образцу.
Образец: Слово веселит, радует.
Слово_____________________________________________
Слово_____________________________________________
С помощью слова можно________________________________________________________________________________
3. Приведи примеры ситуаций, когда слово веселит и т.д.
4. Какие слова приветствия, прощания, благодарности, извинения ты знаешь?
5. Приведи примеры загадок, пословиц, считалок, небылиц, скороговорок, вывесок и других текстов, с которыми ты познакомился в 1 классе.
6. Риторическая задача.
Коля приуныл. Он не может решить пример.
Приободри Колю, утешь его.
7. Риторическая задача.
Проблемная ситуация.
Настя с Андреем на перемене играли в догонялки. Было весело. Они и Диму звали, но он отказался. Ему необходимо было дорисовать поздравительную открытку для папы. У папы завтра день рождения. Дима уже третью перемену рисует. Красиво получается. Осталось только фломастером разукрасить слово «Поздравляю», и всё будет готово.
Дима достал красный фломастер и стал старательно обводить написанное карандашом слово «Поздравляю».
И вдруг кто-то сильно толкнул Диму в спину. Дима ударился грудью о край стола, но самое обидное, что фломастер провёл жирную красную черту по всей, почти готовой открытке.
Дима повернулся и увидел Андрея.
-Ну, я ему сейчас, - подумал Дима со злостью.
Что нужно сказать Андрею?
1).Извини, пожалуйста, я не нарочно.
2).Так тебе и надо, с нами бы играл, ничего не случилось бы.
3).Извини, пожалуйста, я не нарочно, давай помогу тебе сделать новую открытку.
Додумай и разыграй сценку разговора между Димой и Андреем.
2. Контрольная работа № 2 по итогам учебного года. Что узнали,
чему научились во 2 классе.
1. Ассоциации.
Запиши, какие слова ты вспоминаешь, когда произносишь слово текст.
2. Вспомни, чему учит риторика.
Какой ответ ты считаешь более точным? Докажи свою точку зрения. Выдели правильный ответ рамкой или цветом.
Риторика учит говорить.
Риторика учит умело, искусно, успешно говорить и писать.
Риторика учит хорошо говорить и писать.
3. Как ты понимаешь пословицу?
Речи вести – не лапти плести.
4. Ответь на вопросы анкеты – поставь плюс, если «да» или минус, если «нет».
Анкета
I. Замечал ли ты, что кто-то говорит
слишком громко_____________________________________
слишком тихо_______________________________________
не тем тоном_______________________________________
II. Замечал ли ты, что кто-то не умеет вежливо
слушать___________________________________________
поздороваться______________________________________
попросить_________________________________________
отказать__________________________________________
поблагодарить______________________________________
извиниться_________________________________________
III. Приходилось ли тебе слышать хорошие, интересные
рассказы___________________________________________
сказки_____________________________________________
загадки-описания____________________________________
скороговорки________________________________________
что-то ещё_________________________________________
IV. Может быть, тебе удалось самому сочинить
рассказ____________________________________________
сказку_____________________________________________
загадку____________________________________________
скороговорку_______________________________________
5. Ответь подробно на один из вопросов анкеты.
Это может быть запись рассказа, считалки, своих наблюдений, впечатлений, разговора и т.д.
Озаглавь свою запись. Подумай о шрифтовых выделениях и рисунках.
6.Риторическая задача.
Мама увидела в Машиной тетради двойку и очень расстроилась.
-Что же мы будем делать, дочка?
Ответьте за Машу.
7.Риторическая задача.
Проблемная ситуация.
Сергей пришёл домой радостный. Через полчаса придут с работы мама с папой, и он им расскажет о том, как он только что смог перепрыгнуть через большущую яму во дворе, а Петька и Андрей не смогли. Если бы это были соревнования, то Сергей точно занял бы первое место. И его наградили бы медалью или даже кубком. Вот таким. Как эта ваза. Сергей достал из серванта китайскую вазу и поднял её над головой, как это делают чемпионы.
Эту вазу мама с папой привезли из зарубежной поездки. Они очень ей гордились, показывали родственникам, друзьям – всем. Мама говорила, что эта ваза приносит удачу и семейное счастье. Сергей поставил вазу на стол. Полюбовался ею. Потом он представил, что ковёр – это стадион, а он, Сергей, сейчас совершит настоящий чемпионский прыжок и завоюет этот кубок. Он разбежался и прыгнул, как мог, изо всех сил. Прыжок получился такой длинный, что Сергей, приземляясь, врезался ногами в ножку стола, стол вздрогнул, а знаменитая папамамина ваза полетела на пол и разбилась на два больших и несколько маленьких осколков.
-Что теперь будет?!! Папа с мамой вот-вот придут. Что делать?!!
Выбери вариант, с которым ты согласен.
1).Спрятать осколки.
2).Сказать, что это Мурзик столкнул.
3).Заболеть чем-нибудь. А когда они увидят, то не будут больного наказывать.
4).Ничего не говорить, а когда мама увидит и спросит, то сказать:
-Это не я!
5.)Начать первым, не дожидаться, когда родители сами увидят вазу.
Подготовить родителей к неприятности, рассказать всё, что произошло, что вы при этом чувствовали. Дать оценку своим действиям. Попросить прощения, совета, помощи в том, как теперь быть.
6).Извиниться:
-Извините меня, я больше не буду.
Разыграй сценку «Сергей объясняется» вместе с друзьями.
Приложение №3
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
Учебная литература
Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник тетрадь для 2 класса. В 2 ч. – Изд. 3-е, / Т.А. Ладыженская и др. – М.: ООО «Баласс»; Издательство «Ювента», 2013
Методическая литература
1. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента.
2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.
3. Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с.
Электронные ресурсы
http://www.school.edu.ru Российский общеобразовательный портал
где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней
http://www.viki.rdf.ru Детские электронные книги и презентации
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.solnet.ee Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и
образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных
http://www.prazdnik.by Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.
http://www.it-n.ru/ Сайт творческих учителей. Разные сообщества.
http://mail.redu.ru Исследовательская работа школьников
http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://kid. nashcat.ru Все для детей. Детский портал, детские сайты.
http://edu.rin.ru Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.
Приложение №4
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема урока Дидактические единицы Планируемые результаты Дата проведения
Стандарт Примерная основная образовательная программа
начального общего образования предметные метапредметные личностные план факт.
1 Проверь себя Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи.
Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Знать о значении речи, некоторых этикетных средствах.
Уметь приводить примеры по пройденному материалу в 1 классе и объяснять их. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.(Р) Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.(П)
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.(К) Учебно­
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;
10.09 2 Чему учит риторика? Выделение языковых средств выразительности
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи
Знать значение науки риторики.
Уметь объяснить значение риторических умений Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.(Р) Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.(П)
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.(К) Учебно­
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности; 17.09 3 Надо ли учиться риторике? Кто – что – кому. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Знать, что общение – это процесс взаимодействия людей, в котором есть две стороны (кто говорит и кому говорит).
Уметь определять компоненты речевой ситуации (кто – кому – о чем); учитывать в процессе общения того, кому мы адресуем свою речь Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане (Р) Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.(П) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии(К) Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
24.09 4 Речевая ситуация. Кому – что. Речевые роли. Кто кого и как приглашает.
Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Знать, что такое речевая ситуация; функции адресата и адресанта. Уметь анализировать и восстанавливать речевую ситуацию; выявлять особенности речи общающихся в зависимости от того, кто говорит (пишет) – кому говорит (пишет); составлять текст приглашения.
Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.(П) Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.(К) Учебно­
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;
01.10 5 Темп. Громкость.
Выделение языковых средств выразительности
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Знать:- основные средства выразительности устной речи: темп, громкость, тон. - дополнительные средства выразительности устной речи: мимика, взгляд, жесты, поза.
Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.(П)
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии(К)
Учебно­
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;
08.10 6 Тон.
Выделение языковых средств выразительности
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Знать:- основные средства выразительности устной речи: темп, громкость, тон. - дополнительные средства выразительности устной речи: мимика, взгляд, жесты, поза.
Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.(П) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии(К) Ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
15.10 7 Мимика, жесты, поза. Выделение языковых средств выразительности
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Уметь:- различать оттенки тона.
соотносить тон с языком мимики и позы, взгляда говорящего;
- передавать свои чувства, настроение, состояние с помощью основных и дополнительных средств выразительности устной речи Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.(П) Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.(К) Учебно­
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;
22.10 8 Говорящий взгляд.
Выделение языковых средств выразительности
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Уметь:- различать оттенки тона.
соотносить тон с языком мимики и позы, взгляда говорящего;
- передавать свои чувства, настроение, состояние с помощью основных и дополнительных средств выразительности устной речи Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.(П) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию(К) Учебно­
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;
12.11 9 Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! Выделение языковых средств выразительности
Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Знать:
- слушание как вид речевой деятельности;
- участников слушания: адресат и адресант;
- значение слов, называющих разные виды слушания;
- цели слушания;
-роль мимики, жестов, позы слушателя в активном процессе слушания;
Уметь:
- быть внимательными слушателями;
- понимать текст, воспринимаемый на слух:
определять тему звучащего текста;
определять его основную мысль;
спрашивать о том, что непонятно;
- слушать, обращая внимание:
на содержание речи;
на тон, темп, громкость, мимику, жесты, позу Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.(П) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию(К) Учебно­
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
19.11 10 Слушаем и стараемся понять Выделение языковых средств выразительности
Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Знать:
- слушание как вид речевой деятельности;
- участников слушания: адресат и адресант;
- значение слов, называющих разные виды слушания;
- цели слушания;
-роль мимики, жестов, позы слушателя в активном процессе слушания;
Уметь:
- быть внимательными слушателями;
- понимать текст, воспринимаемый на слух:
определять тему звучащего текста;
определять его основную мысль;
спрашивать о том, что непонятно;
- слушать, обращая внимание:
на содержание речи;
на тон, темп, громкость, мимику, жесты, позу Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.(П) Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.(К)
Учебно­
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;
26.11 11
Слушаем и выделяем непонятное.
Выделение языковых средств выразительности
Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Знать:
- слушание как вид речевой деятельности;
- участников слушания: адресат и адресант;
- значение слов, называющих разные виды слушания;
- цели слушания;
-роль мимики, жестов, позы слушателя в активном процессе слушания;
Уметь:
- быть внимательными слушателями;
- понимать текст, воспринимаемый на слух:
определять тему звучащего текста;
определять его основную мысль;
спрашивать о том, что непонятно;
- слушать, обращая внимание:
на содержание речи;
на тон, темп, громкость, мимику, жесты, позу Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.(П) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии(К) Учебно­
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;
03.12 12 Слушаем, как говорят Выделение языковых средств выразительности
Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Знать:
- слушание как вид речевой деятельности;
- участников слушания: адресат и адресант;
- значение слов, называющих разные виды слушания;
- цели слушания;
-роль мимики, жестов, позы слушателя в активном процессе слушания;
Уметь:
- быть внимательными слушателями;
- понимать текст, воспринимаемый на слух:
определять тему звучащего текста;
определять его основную мысль;
спрашивать о том, что непонятно;
- слушать, обращая внимание:
на содержание речи;
на тон, темп, громкость, мимику, жесты, позу Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.(П) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию(К) Ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
10.12 13
Слушаем на уроке. Слушаем целый день!
Административная контрольная работа № 1 по итогам 1 полугодия. Выделение языковых средств выразительности
Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Уметь слушать, понимать и запоминать устную речь. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.(П) Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.(К) Учебно­
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;
17.12 К/р перенесена на 24.12
14 Просить – умолять – требовать. «Прошу вас...» Ненавязчивая просьба.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Знать:
- просьба как этикетный речевой жанр;
- отличие просьбы от требования, мольбы;
- средства вежливого выражения просьбы;
- прямая и скрытая просьба;
- слова согласия и отказа.
Уметь:
- просить вежливо и убедительно;
- выбирать уместные средства выражения просьбы для данной ситуации;
- правильно реагировать на отказ и просьбу Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.(П) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии(К) Учебно­
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;
24.12 15 Просить – умолять – требовать. «Прошу вас...» Ненавязчивая просьба.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Знать:
- просьба как этикетный речевой жанр;
- отличие просьбы от требования, мольбы;
- средства вежливого выражения просьбы;
- прямая и скрытая просьба;
- слова согласия и отказа.
Уметь:
- просить вежливо и убедительно;
- выбирать уместные средства выражения просьбы для данной ситуации;
- правильно реагировать на отказ и просьбу Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.(П)
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию(К) Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. 14.01 16 О чем нам говорит шрифт Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Текст. Знать:
- как оформление текста на письме помогает понять его смысл; Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.(П) Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.(К) Учебно­
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;
. 21.01 17 Рисунки, таблицы, иллюстрации, схемы. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Текст. Уметь:
- читать схемы, таблицы;
- понимать значение рисунков в учебных книгах Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.(П) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии(К) Ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
28.01 18 Тема и заголовок текста
Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Знать определения понятий:
- текст;
- тема текста;
- основная мысль текста;
- заголовок текста;
- ключевые (опорные) слова.
Уметь:
- отличать текст от набора предложений;
- определять тему текста;
- подбирать заголовок, отражающий тему текста;
- определять основную мысль текста;
- подбирать заголовок, отражающий основную мысль текста;
- выделять ключевые (опорные) слова в тексте;
- определять тему текста по опорным словам;
- создавать текст на основе опорных слов. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.(П) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию(К) Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. 04.02 19 Основная мысль текста.
Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Знать определения понятий:
- текст;
- тема текста;
- основная мысль текста;
- заголовок текста;
- ключевые (опорные) слова.
Уметь:
- отличать текст от набора предложений;
- определять тему текста;
- подбирать заголовок, отражающий тему текста;
- определять основную мысль текста;
- подбирать заголовок, отражающий основную мысль текста;
- выделять ключевые (опорные) слова в тексте;
- определять тему текста по опорным словам;
- создавать текст на основе опорных слов. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.(П) Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.(К) Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. 11.02 20 Опорные слова.
Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Знать определения понятий:
- текст;
- тема текста;
- основная мысль текста;
- заголовок текста;
- ключевые (опорные) слова.
Уметь:
- отличать текст от набора предложений;
- определять тему текста;
- подбирать заголовок, отражающий тему текста;
- определять основную мысль текста;
- подбирать заголовок, отражающий основную мысль текста;
- выделять ключевые (опорные) слова в тексте;
- определять тему текста по опорным словам;
- создавать текст на основе опорных слов. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.(П) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (К) Ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
18.02 21 Подробный пересказ Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста. Знать определения понятий:
- пересказ текста;
- подробный пересказ;
- краткий пересказ;
- план-оглавление.
Уметь:
- в пересказе воссоздавать содержание исходного текста, не исключая важных для понимания содержания фактов, не добавляя того, чего в тексте нет;
- в пересказе передавать основное содержание текста;
- соотносить текст и план. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.(П) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии(К) Ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
25.02 22 Краткий пересказ. Пересказ текста: умение коротко пересказать текст Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Знать определения понятий:
- пересказ текста;
- подробный пересказ;
- краткий пересказ;
- план-оглавление.
Уметь:
- в пересказе воссоздавать содержание исходного текста, не исключая важных для понимания содержания фактов, не добавляя того, чего в тексте нет;
- в пересказе передавать основное содержание текста;
- соотносить текст и план. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.(П) Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.(К) Учебно­
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;
04.03 23 План. Текст и план. Составление плана текста. План текста. Составление планов к данным текстам. Знать план-оглавление. Уметь составлять план текста; пересказывать по плану. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.(П) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию (К) Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. 11.03 24 Согласие или отказ?
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Знать согласие или отказ как возможные ответы на просьбу; слова, выражающие согласие или отказ; средства, смягчающие отказ: вежливые слова; объяснение причины отказа; обещание выполнить просьбу впоследствии; соответствующие мимика, жесты, тон. Уметь вежливо отказывать; правильно реагировать на отказ. Осуществлять итоговый Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию(К)и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей..(Р) Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.(П). Ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
18.03 25 Отказывай, не обижая. Ответы на отказ.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Знать согласие или отказ как возможные ответы на просьбу; слова, выражающие согласие или отказ; средства, смягчающие отказ: вежливые слова; объяснение причины отказа; обещание выполнить просьбу впоследствии; соответствующие мимика, жесты, тон. Уметь вежливо отказывать; правильно реагировать на отказ. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.(П) Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.(К) Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. 08.04 26 Типы текстов Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знать разные типы текстов (повествование, описание, рассуждение). Уметь определять тип текста по вопросу; подбирать заголовок. Умение составлять план сбора информации, выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, схем, энциклопедий и применять её при решении учебно-познавательных задач.(П)
Умение коллективно обсуждать и комментировать полученные сведения(К)
Планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами(Р) Учебно­
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. 15.04 27 Рассуждение. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знать, что текст-рассуждение отвечает на вопрос «почему?»; структуру текста простейшего рассуждения. Умение составлять план сбора информации, выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, схем, энциклопедий и применять её при решении учебно-познавательных задач.(П)
Умение коллективно обсуждать и комментировать полученные сведения(К) Планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами(Р) Учебно­
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;
22.04 28 Примеры и правило в рассуждении.
Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знать, что текст-рассуждение отвечает на вопрос «почему?»; структуру текста простейшего рассуждения. Уметь доказывать, объяснять высказанное мнение; развертывать объяснительно-доказательную часть, вводить в нее примеры, правила; создавать точные и убедительные рассуждения; строить рассуждения по структурной схеме Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей..(Р) Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.(П) Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.(К) Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. 29.04 29 Точные и неточные, убедительные и неубедительные объяснения.
Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знать, что текст-рассуждение отвечает на вопрос «почему?»; структуру текста простейшего рассуждения. Уметь доказывать, объяснять высказанное мнение; развертывать объяснительно-доказательную часть, вводить в нее примеры, правила; создавать точные и убедительные рассуждения; строить рассуждения по структурной схеме Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.(П) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (К) Учебно­
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;
06.05 30 Вопрос «какой?». Понятие об описании Особенности текста-описания Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знать, что текст-описание отвечает на вопрос «какой?»; структуру текста описания; объявления-описания; загадки-описания. Уметь выделять признаки предметов в соответствии с основной мыслью описания; составлять объявления с подробным описанием; конструировать загадки, включающих признаки предметов. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей..(Р) Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.(П) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию(К) Учебно­
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;
13.05 31 Основная мысль текста. Особенности текста-описания Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знать, что текст-описание отвечает на вопрос «какой?»; структуру текста описания; объявления-описания; загадки-описания. Уметь выделять признаки предметов в соответствии с основной мыслью описания; составлять объявления с подробным описанием; конструировать загадки, включающих признаки предметов. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.(П) Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.(К) Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. 20.05 32 Контрольная работа № 2по итогам учебного года. Что узнали,
чему научились во 2 классе Описание в объявлении.
Особенности текста-описания Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знать, что текст-описание отвечает на вопрос «какой?»; структуру текста описания; объявления-описания; загадки-описания. Уметь выделять признаки предметов в соответствии с основной мыслью описания; составлять объявления с подробным описанием; конструировать загадки, включающих признаки предметов.
Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р) Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.(П) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии(К) Готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи 27.05 33 Было или придумано? Части рассказа.
Особенности текста-повествования Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
.Знать, что текст-повествование отвечает на вопрос «как это было?»; структуру текста повествования на примере невыдуманного рассказа. Уметь выделять части рассказа, строить его по частям; отличать невыдуманный рассказ от случая из жизни по его структуре. Умение выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки. П)Умение готовить сообщения и презентовать их одноклассникам. Участвовать в коллективном обсуждении поднимаемых проблем, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников.(К)
Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль)(Р) Учебно­
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;
34 Хочу вам рассказать.
Создание простейших текстов различного типа в соответствии с условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки). Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).
Уметь систематизировать, обобщать и применять на практике полученные знания Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей..(Р) Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.(П) Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.(К) Учебно­
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;