Рабочая программа по настольному теннису в 10-11 классах


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Кызыл-Мажалык
Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»
«ПРИНЯТА» «УТВЕРЖДЕНА»
на заседании педагогического совета приказом директора
МБОУ СОШ №1 с.Кызыл-Мажалык МБОУ СОШ №1 с.Кызыл-Мажалык
протокол от «___» __________2016 г.» № ____от «___»___________2016 г.»
Рабочая программа
по «Настольному теннису»
в 10-11 «а,б,» классах
Ооржак М.Д.
с. Кызыл-Мажалык – 2016г.
Структура программы
Титульный лист
Пояснительная записка
Учебно-тематический план (содержание программы)
Календарно-тематическое планирование
Требования к уровню подготовки учащихся
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Перечень учебно-методического обеспечения
2. Пояснительная записка
Авторская программа по настольному теннису разработана для учащихся 7, 8, 9, 10 классов на основе нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новым Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и действующих образовательных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений.
Общая характеристика учебного предмета
Настольный теннис в нашей стране завоевал популярность, как и во всём мире, и особенно среди детей, подростков и юношей. Наличие постоянной борьбы, которая ведётся с помощью естественных движений, сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различным напряжением, человек получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.
Постоянное изменение обстановки в процессе игры обусловливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора решения. К сознанию постоянно предъявляются высокие требования. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение.
Всё это делает настольный теннис эффективным средством физического воспитания. Занятия настольным теннисом помогают учащимся повысить уровень своего физического развития и укрепить здоровье.
Цели:
укрепления здоровья учащихся, закаливание, гармоническое физическое развитие, достижение и поддержание высокой работоспособности, привитие гигиенических навыков;
воспитание у занимающихся нравственных и волевых качеств;
формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, применение их в различных условиях;
развитие у занимающихся основных двигательных качеств, к способности к оценке силовых, пространственных и временных параметров движений,
формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитание потребности в личном физическом совершенствовании.
Задачи:
приобретение теоретических и методических знаний;
овладение основными приёмами современной техники и тактики игр;
повышение спортивной квалификации.
воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями;
воспитание высокоразвитых волевых качеств, умения преодолевать физические трудности при выполнении сложных упражнений;
воспитание гигиенических навыков и привычек соблюдения режима труда и отдыха, ухода за своим телом, одеждой и пр.;
воспитание правильных взаимоотношений между учениками, строящихся на основе общности интересов в освоении двигательных действий.
воспитание дружбы и высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно МБОУ СОШ №1 с. Кызыл-Мажалык организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отведенное на внеурочную деятельность по физической культуре (настольный теннис) составило 1 час в неделю (34 часа в год).
Содержание материала
Знания о физической культуре
Физическая культура в современном обществе. История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе. Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса. Правила безопасности игры. Правила соревнований.
Способы двигательной деятельности
Выбор ракетки и способы держания. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».
Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок.
Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча.
Основные положения теннисиста. Исходные положения, выбор места. Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. Одношажные и двухшажные перемещения.
Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением). Подачи: короткие и длинные. Подача накатом, удары слева, справа, контратака (с поступательным вращением). Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.
Тактика одиночных игр.
Игра в защите.
Основные тактические комбинации.
При своей подаче: а) короткая подача; б) длинная подача. При подаче соперника: а) при длинной подаче — накат по прямой; 6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в середину стола.
Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника.
Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях.
Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре.
Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны).
Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.
Игра у стола. Игровые комбинации. Подготовка к соревнованиям (разминка общая и игровая).
3. Учебно-тематическое планирование
№ п/п Виды программного материала Количество часов
(уроков)
1 Теория
4
2 Общефизическая подготовка
3
3 Специальная физическая подготовка
3
4 Обучение техническим приёмам
9
5 Интегральная подготовка
6
6 Обучение тактическим действиям и двухсторонняя игра 9
7 Итого: 34
4. Календарно-тематическое планирование

уро
ка Тема
урока Тип
урока
Кол-
во
часов Требования к уровню подготовки обучающихсяВид контроля Дата
план факт
1 Физическая культура в современном обществе. Изучение нового материала 1 Знать т/б на уроках по настольному теннису Текущий 2 История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе. Изучение нового материала 1 Знать теоретический материал по настольному теннису Текущий 3 Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса. Изучение нового материала 1 Знать теоретический материал по настольному теннису Текущий 4 Правила безопасности игры. Правила соревнований. Изучение нового материала 1 Знать теоретический материал по настольному теннису Текущий 5 Выбор ракетки и способы держания. Изучение нового материала 1 Знать теоретический материал по настольному теннису Текущий 6 Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». Изучение нового материала 1 Знать теоретический материал по настольному теннису Текущий 7 Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи». Изучение нового материала 1 Знать теоретический материал по настольному теннису Текущий 8 Удары по мячу накатом. Совершенствование 1 Уметь выполнять удары по мячу накатом Текущий 9 Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок. Совершенствование 1 Уметь выполнять удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок Текущий 10 Игра в ближней и дальней зонах. Совершенствование 1 Уметь играть в ближней и дальней зонах Текущий 11 Вращение мяча. Совершенствование 1 Уметь выполнять вращение мяча Текущий 12 Основные положения теннисиста. Совершенствование 1 Уметь выполнять основные положения теннисиста. Текущий 13 Исходные положения, выбор места. Совершенствование 1 Уметь выполнять исходные положения, выбор места Текущий 14 Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. Совершенствование 1 Уметь выполнять способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски Текущий 15 Одношажные и двухшажные перемещения. Совершенствование 1 Уметь выполнять одношажные и двухшажные перемещения Текущий 16 Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением). Совершенствование 1 Уметь выполнять подачи (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением) Текущий 17 Подачи: короткие и длинные. Совершенствование 1 Уметь выполнять подачи: короткие и длинные Текущий 18 Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). Совершенствование 1 Уметь выполнять подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением) Текущий 19 Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске. Совершенствование 1 Уметь выполнять удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске. Текущий 20 Тактика одиночных игр Совершенствование 1 Уметь выполнять тактические действия в одиночных играх Текущий 21 Игра в защите Совершенствование 1 Уметь играть в защите Текущий 22 Основные тактические комбинации.
При своей подаче:
а) короткая подача;
б) длинная подача. Совершенствование 1 Уметь выполнять основные тактические комбинации Текущий 23 Основные тактические комбинации
При подаче соперника:
а) при длинной подаче — накат по прямой;
6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в середину стола. Совершенствование 1 Уметь выполнять основные тактические комбинации Текущий 24 Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника. Совершенствование 1 Уметь выполнять подачи с учетом атакующего и защищающего соперника. Текущий 25 Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. Совершенствование 1 Знать основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка Текущий 26 Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях. Совершенствование 1 Уметь выполнять упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях Текущий 27 Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре. Совершенствование 1 Уметь выполнять атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре Текущий 28 Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны). Совершенствование 1 Уметь выполнять передвижения у стола Текущий 29 Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность. Совершенствование 1 Уметь выполнять удары: накатом у стенки, удары на точность. Текущий 30 Игра у стола. Игровые комбинации. Совершенствование 1 Уметь играть у стола Тестирование 31 Игра у стола. Игровые комбинации. Совершенствование 1 Уметь играть у стола Тестирование 32 Игра у стола. Игровые комбинации. Совершенствование 1 Уметь играть у стола Тестирование 33 Соревнования Совершенствование 1 Уметь играть у стола Тестирование 34 Соревнования Совершенствование 1 Уметь играть у стола Тестирование 5. Требования к уровню подготовленности учащихся
В результате изучения настольного тенниса ученик должен
знать/понимать:
историю развития настольного тенниса;
о месте и значении игры в системе физического воспитания;
о структуре рациональных движений в технических приёмах игры;
правила игры;
правила безопасности игры.
овладеть:
теоретическими сведениями, основными приёмами техники и тактики.
приобрести:
навык участия в игре и организации самостоятельных занятий.
уметь:
выполнять основные приёмы техники - исходные положения, перемещения, подачи, приёмы, нападающие удары, подкрутки, подставки; организовать и провести самостоятельные занятия по настольному теннису.
6. Критерии и нормы оценки знаний учащихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предлагаемого.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Методика оценки успеваемости по основам знаний:
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям настольным теннисом.
Отметка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает. Используя примеры из практики, своего опыта.
Отметка «4» ставится за ответ, в котором содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки.
Отметка «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
Методика оценки техники владения двигательными действиями (умениями, навыками):
Отметка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
Отметка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Отметка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Методика оценивания способов (умений) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность:
Отметка «5» - учащийся демонстрирует разнообразные упражнений с мячом и ракеткой. При этом учащийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.
Отметка «4» - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Отметка «3» - учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.
7. Перечень учебно-методического обеспечения
 Амелин А.Н., Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982 г.
Барчукова Г., Настольный теннис. М, 1990 г.
Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М.: ФиС, 1980.
В.Д. Ковалёв, «Спортивные игры». Москва 1988 г.
Иванов B.C., Теннис на столе. М, 1970 г.
Физическая культура: Образовательная программа для учащихся начального и среднего профессионального образования.— Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр 2003 г.