Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности


Формирование коммуникативной компетентности на уроках
русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Маннанова Земфира Зинфритовна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей № 6 г. Мелеуз
e-mail: mannanova555@mail.ru
Цель современного образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей, одной из которых является коммуникативная компетентность. Если понимать коммуникативную компетенцию как владение языком, то лингвистический анализ текста – это высшая ступень владения языком, которую могут достичь лишь утонченные филологи. Можно ли требовать от всех школьников такое умение? Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Такие вопросы стояли и стоят перед учителем - словесником всегда. Мы должны научить грамотно общаться в повседневной жизни по нормам и правилам, принятым среди культурных людей, читать и понимать учебные тексты, уметь вести диалог, готовить монологическое высказывания.
Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка и литературы как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Учебники по русскому языку под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта, А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой помогают мне в этом, т.к. они ориентированы на достижение высокого уровня сформированности коммуникативной компетенции;  прочное усвоение знаний, умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации; умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров.  
На уроках литературы пользуюсь УМК под редакцией В. Ф. Чертова. Этот комплект реализует деятельностный подход в обучении и задачу последовательного формирования у учащихся читательских умений и навыков филологического анализа художественного текста. Учебник очень современен, учитывает возрастные особенности учащихся. Уникальность комплекта вижу в том, что в учебник включены специальные «Практикумы», которые предполагают практическое освоение сложных теоретико-литературных понятий и навыками филологического анализа художественного текста. Рубрика «Мир в слове» и комментарии к художественным произведениям расширяют словарный запас учащихся и развивают навык анализа художественной функции слова в литературном произведении. Прослеживается система индивидуальных заданий, учитывающих интерес школьников к определенным видам деятельности. Установлены межпредметные связи с географией, обществознанием. Предусмотрено обращение к современным технологиям поиска и обработки информации (заочные Интернет-экскурсии, презентации, работа в поисковых системах).
 Очень важным считаю критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений как классиков, так и современных авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т.п.
В качестве примера хочу проиллюстрировать фрагмент работы по внеклассному чтению. Пред нами отрывок из рассказа А. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».
Вначале прогнозируем содержания по названию произведения (в группах дети рассказывают друг другу придуманные ими рассказы). Затем результаты сопоставим с оригиналом. Зачитаем начало данного рассказа.
Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, - и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.
На что настраивает нас такое начало рассказа? Человек какой души – музыкант? Какое значение в тексте имеет выбранное место действия – памятник Пушкину? Почему футляр музыканта закрыт?
Очень интересное событие положено в основу рассказа А. П. Платонова. Прослушаем отрывок под аудиозапись произведения Шуберта «Зимний путь».
«В глубине зимы, близ полуночи, началась однажды поземка. Старик играл последней вещью «Зимнюю дорогу» Шуберта и собирался затем уходить на покой. В тот час из середины ветра и снега появился знакомый седой воробей. Он сел тонкими, ничтожными лапками на морозный снег; потом походил немного вокруг футляра, задуваемый по всему телу вихрями, но равнодушный к ним и безбоязненный, - и перелетел внутрь футляра. Там воробей начал клевать хлеб, почти зарывшись в его теплую мякоть. Он ел долго, наверно целых полчаса времени; уже метель почти полностью засыпала снегом помещение футляра, а воробей все еще шевелился внутри снега, работая над своей пищей. Значит, он умел наедаться надолго. Старик подошел к футляру со скрипкой и смычком и долго ожидал среди вихря, когда воробей освободит футляр. Наконец воробей выбрался наружу, почистился в маленьком снежном сугробе, кратко проговорил что-то и убежал пешком к себе на ночлег, не захотев лететь по холодному ветру, чтобы не тратить напрасно свою силу».
Работаем в группах. Первая группа составляет вопросы к данному отрывку. (Какие чувства пробуждает в вас этот текст? В чем созвучие музыки Шуберта и текста Платонова? К какому стилю относится текст? Каков тип речи данного отрывка? Каков жанр данного текста – повествования? Докажите свое мнение). Вторая группа составляет композицию данного отрывка, выделяя ее элементы: экспозицию, завязку действия, кульминацию, развязку действия, заключение. Третья группа выписывает изобразительные средства языка, с помощью которых автор создает образ воробья. Четвертая группа продолжает рассказ по данному началу: «На следующий вечер тот же воробей опять прибыл к памятнику Пушкину…».  Ребята должны подумать, что могло произойти, каковы действия старого музыканта, воробья, что в это время происходило в природе. Дети должны представить себя авторами этого произведения, вдумчивыми, обращающими внимание на художественное слово. После написания работ можно зачитать одну – две и обязательно озвучить авторский текст. («На следующий вечер тот же воробей опять прибыл к памятнику Пушкину; он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб. Старик глядел на него с высоты и чувствовал добро в своем сердце. В тот вечер погода стояла тихая, словно усталая после вчерашней едкой поземки. Наевшись, воробей высоко взлетел из футляра и пробормотал в воздухе небольшую песню…»)
Следующий этап работы - общая дискуссия. Формулируем основную мысль отрывка из рассказа А. Платонова. Говорим о единении живых существ: старика и воробья. Говорим о том, что человек делает жизнь своим трудом счастливой, говорим о том, что душевное отношение старика к воробью помогает ему выжить…
Задаем ребятам вопрос: а как может закончиться этот рассказ? Впереди ведь еще ползимы, старик в метель и пургу будет находиться дома. А воробей? Как изменится их жизнь с наступлением весны? Принимаются любые высказывания, даже самые невероятные. Наверняка, после такой работы дети захотят прочитать рассказ полностью, узнать, чем на самом деле завершилось повествование.
Принцип коммуникативной направленности обучения важен и для формирования умения общаться. Групповые, внеклассные формы работ позволяют нам добиться хороших результатов. Театральная мастерская - это незабываемый опыт и жизненная школа для детей, где постановки, построенные на доверительных отношениях, атмосфера творчества, доверия, открытости раскрывают огромные резервы. Так, после изучения драматических произведений в 8 классе мы с ребятами решили провести свой День театра. Традиционно этот день отмечается во всем мире 27 марта и проходит под единым девизом: «театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Укрепление дружбы в классе и между классами – стали нашим девизом. Учащиеся, обобщив знания о драматическом произведении, попробовали себя в роли актеров и сценаристов. Каждый класс подготовил свою афишу, продуманы были декорации. Мы посмотрели фрагменты произведений великих драматургов, произведения которых изучили в 8 классе. Один класс ставил сценку из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», другой – инсценировал фрагмент из «Ревизора» Н. В. Гоголя; актуальной в весенний день оказалась пьеса-сказка А.Н. Островского «Снегурочка». Ребята были довольны своими выступлениями, долго обсуждали увиденное. Кто-то захотел перечитать произведения, и это радует.
Приведенные примеры из опыта моей работы свидетельствуют о том, что формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности и творческих способностей ученика.