Экологическое воспитание детей на традициях народа Саха.


Экологическое воспитание детей на традициях народа Саха.
На каждых экологических НОД предусматривается воспитание человеческих ценностей: переживание, познавание, преобразование через отношение ребенка к природе. На занятиях дети знакомились с экологическими законами, с «Азбукой экологического поведения», с картой Якутии, с климатическими зонами, с бытом народов Саха, с флорой и фауной тайги, с животными, населяющими зону Якутии и.т.д. Решали рисуночные тесты, ситуативные проблемные экологические задачи.
Виды проводимых работ при организации наблюдений за объектами живой и неживой природы:
- работа на экологической тропинке детского сада;
- экскурсии по селу Сунтар (причал, стадион, парк);
- прогулки на берегу реки Вилюй,
- «Огород на окне» - посадка рассады; ведение календаря погоды, ухаживание за растениями, улитками
- экологические игры: дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, исследовательские, подвижные, народные, игры – драматизации. Цель игр - развивать интеллектуальные, физические, творческие способности детей.
Была разработана система игр:
Дидактические игры: «Узнай растение по цветку», «Много корней - это хорошо или плохо», «Поиск связей: дерево – солнце, береза – подберезовик», «Хорошо –плохо», «Найдите то, что опишу», «Исключи лишнее». Рассматривание сучка. Откуда, зачем, чем может стать? Поиск связей. Вода – водоросли. Составление пищевых цепочек. Дети выкладывают последовательности: колоски пшеницы – мышь - лиса. «Дорисуй наземную часть растения»
Подвижные игры – «Летает, плавает, бегает», танцевальные движения «Осуохай», подвижные игры: «Бой быков», «Соколы», «Сова и мышки», «Сокол и утки», «Не подставь ладонь», «Прыжки стерха», «Волк и жеребята» и др.
Игры – драматизации: «Девушка и луна», «Старушка Таал-Таал» и другие.
Игры - подражания. Обучения детей повадкам животных.
Режиссерские игры: «Путешествие на корабле к волшебному острову», «Снежная королева» и. т. п.
- эколого - психологические тренинги: «Ароматная сказка», «Лесной карнавал», «Птицы», «Чудо –краски», «Природный оркестр», «Природный оркестр», «Лесовичок», «Старые вещи», «Экологический пост», «Забавные танцы», «На участке дождь», «Я-береза» (тренинг на развитие экологической эмпатии). Благодаря этим психотренингам расширился чувственный опыт детей, эмоциональная отзывчивость, чувство сопереживать, развивалось воображение, умение выразить образ в движении.
- психогимнастики по Чистяковой М. И. «Грязная бумажка», «Грязь», «Девочка, наступившая на хлеб», «Медвежата в берлоге», «Заколдованный ребенок», «Гадкий утенок», «Дюймовочка у майских жуков», «Разъяренная медведица», «Гроза».
В старшей группе познакомились с книгами якутских, российских писателей. Работа со сказками и художественными произведениями проводилась исходя из самоценного значения произведения для развития и образования детей и как смысловой фон для партнерской деятельности взрослого и с детьми:
-Систематическое чтение и рассказывание сказок, разнообразных по жанрам и содержанию текстов;
-Беседы после чтения, без навязывания собственного мнения взрослого;
-Иллюстрирование;
-Додумывание предшествующих событий;
-Организация продуктивной деятельности;
-Придумывание сказок по схеме; вспомни - додумай - придумай.
-Изготовление книжек – игрушек;
-НОД по сказкам;
-Инсценировка по сказка
Проводились опыты. С детьми была отработана схема «Круговорот воды в природе .И по окончании этих опытов были проведены тесты: рисуночный тест: «Кто больше найдет воды в разных ее проявлениях», «Вода в озерах, реках, снег, лед, пар, роса, иней, снежинки, град». Дети составляли и зарисовывали сказку «Путешествие Капельки (Таммах). Было проведено развлечение «Праздник мыльных пузырей». После беседы «Млечный путь» и показа слайдов картин космоса, дети заинтересовались Млечным путем – белой полосы россыпи звезд. Так дети для себя открыли огромное звездное небо, огромную луну. Открыли для себя Луну с радужным нимбом перед ухудшением погоды. Дети уже могут предсказывать погоду по приметам народностей Севера. Например: чайки сидят в луже, значит к плохой погоде. Восход ярко красного солнца к ветреной погоде.
Эксперимент «Тепло» вызвала интерес малышей к облакам. Малыши с увлечением наблюдали за перистыми и кучевыми облаками, заинтересовались присутствием воздуха. Были проведены опыты по обнаружению воздуха с полиэтиленовым пакетом: В стакан с водой опускали камешки, закрывали нос пальчиками, с помощью игры «ММЧ» (модели маленьких человечков ) изображали пар, дым, разнообразные запахи. Провели дидактическую игру: «Угадай по запаху овощ». Был проведен опыт со стеклянным пузырьком, наполненным воздухом. С воздухом - не тонет, а с водой тонет, почему? Рассуждали, пришли к выводу: воздух легче, чем вода. Решали проблему: почему не тонет корабль, почему теплый воздух поднимает вверх, холодный вниз.
Рисовали схемы вдыхания и выдыхания воздуха – почему нельзя в холодное время дышать ртом? Потом с воздуха перешли на ветер. Проводили наблюдения за дымом, облаками, ветром. Познакомились со стихийными явлениями в природе - шторм на реке, пурга , смерч, сильный смерч , штормовой ветер и.т. п.
Рассказ Улуро Адо «Стерхи» запомнился детям, если дети стерхов будут ругаться и драться, то вырастут воронами и не будут красивыми птицами, драться и ругаться нельзя - это плохо. У детей возник вопрос «Почему не воронами?» Хороший вопрос, отсюда появился повод поговорить о тотемных животных северных народов. Тотемами кроме орла, медведя являются: лошадь у якутов, белый олень у эвенков, культ медведя у эвенов, всепобеждающий заяц у юкагиров. Тотемные животные пользуются уважением и почтением, отношение к божествам простые – их не пугают, не убивают. Гагара и кукушка считаются шаманскими птицами. Медведь весьма почитаемое животное, ему предписываются сверхъестественные качества. Если убить медведя, не разбудивши его зимней спячки, то за него мстят другие медведи, нападая на спящего охотника, убившего ранее также спящего медведя. Этот обычай держится и теперь. Охотники сначала будят медведя, а потом уже вступают в бой. Таким образом, с малых лет дети знакомятся с обычаями и традициями предков.




Пальчиковые игры с использованием атрибутики .

В пальчиковых играх второй младшей группы используется различная атрибутика , которая повышает интерес ребенка к их проигрыванию. Педагогам рекомендуется использовать в качестве атрибутов перчатки ,на каждом пальчике которых вышиваются глазки, носик ,ротик. Детям нравится надевать перчатки. Иногда можно на пальчики надевать вырезанные головки или прикреплять фигурки к пальцам с помощью бельевой резинки
Игра «пальчики знакомятся»
ЦЕЛЬ: Обогащение словаря словами :эрбэх, семуйэ, ортоку тарбах, аата суох,ылгын чыныйа, а также развивает ловкость рук пальцев.
В этой игре дети знакомятся с названиями пальцев. В процессе игры дети надевают на пальчики разные колпачки ,сделанные из цветной бумаги (сшитые из цветного фетра, связанные из разноцветных ниток).
Мокрое валяние для детей детского сада способствует развитию творческих способностей личности ребенка.