Беседа-викторина по творчеству И.А. Крылова Сказитель мудрости народной (5-7 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Теренсайская средняя общеобразовательная школа
им. И.Ф Павлова»
«Сказитель мудрости народной»
Беседа-викторина по творчеству И. А. Крылова.
/для учащихся 5 -7 кл./
Учитель русского языка и литературы
Мендыбаева Аймжан Амангельдиновна.
2017.г.
«Сказитель мудрости народной»
/Беседа-викторина по творчеству И. А. Крылова./
Определение значения слова «сказитель».
Сказитель - человек, творчески владеющий каким-либо видом фольклора, умеющий его воспроизводить и пользующийся особым уважением за свои духовно-нравственные качества.
Синонимы: басенник, певец, рассказчик, сказочник.
(Источник информации - http://spiritual_culture.academic.ru/2031/Сказитель).
Материалы к беседе.
Ребята, сегодня мы познакомимся с творчеством необыкновенного человека, с великим русским баснописцем И. А. Крыловым. В жанре басни его можно сравнить лишь с Эзопом. И. А. Крылов прожил 75 лет. За свою долгую жизнь он написал около 200 басен, но не все знают, что кроме басен Крылов создавал пьесы для жанра, статьи для журналов, рассказы. Один из знакомых И. А. Крылова писал, что «в этом человеке зародыши всех видов искусства».
Крылов мог стать замечательным актёром, выдающимся художником или музыкантом (он был очень музыкален, прекрасно играл на скрипке). Крылов очень любил театр и литературу, в последней он и нашёл своё творческое призвание, а самым любимым жанром в литературе для И. А. Крылова явилась басня. Но популярность и признание к И. А. Крылову пришли не сразу.
Родился Иван Андреевич в Москве, а раннее детство провёл в Яицком городке, на Урале. На самом деле это была крепость недалеко от Оренбурга.
В Оренбург получил назначение его отец Андрей Прохорович Крылов, обер-офицер драгунского полка. Как раз в это время в тех краях бушевал Пугачёв с отрядом казаков. Началась осада Оренбурга. В это время здесь находилась и семья офицера А. П. Крылова, жена Мария Алексеевна и маленький сын Ванюша. Андрей Прохорович со своим полком стоял в соседней крепости, отрезанной от Оренбурга. Положение жителей в осажденном городе не было, начались болезни. Шесть месяцев продолжалась осада города, в марте Пугачёв ушёл от Оренбурга, и Ванюша с матерью уехали в Яицкую крепость к отцу. Е. Пугачёв был к дворянам не добр: офицеров, которые не желали перейти на его сторону, вешал и расстреливал, жен и детей тоже не жалел. Отец Вани тоже был верен присяге и в списках «кого на улице повесить» значились и Ванина мама, и сам Ваня. Это чудо, что семья Крылова не погибла.
После той кровавой суматохи Андрей Прохорович решил уйти в отставку и переехать в Тверь, где жила у него старуха-мать. Вместе с разным домашним имуществом привезли и простой походный сундучок, где хранились книги и Андрей Прохорович стал учить сына грамоте. Вместе с сыном училась и мать – она была неграмотна.
Скоро у Крыловых родился ещё один сын Лёвушка. Отец, как умел, следил за воспитанием сына Вани.
Он водил его на литературные вечера, которые устраивали семинаристы. Ванюша слушал стихи местных поэтов, смотрел их пьесы, которые они сами же разыгрывали. В этих пьесах они очень остроумно высмеивали взяточничество, невежество, скучную жизнь в провинции (театра в Твери не было).
Как-то Андрей Прохорович с сыном были у богатого помещика Львова. Там собралось много гостей. Ваня декламировал стихи, играл на скрипке, изображал кого-то в небольшой пьеске. Гости удивлялись по способностям и говорили, что его надо учить. Но учиться Крылову не довелось.
Когда Ване исполнилось 9 лет, умер отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни крепостных (льготы за участие в боевых действиях).
Мать бросилась искать работу, бралась за всё, чтобы заработать, но денег всё равно не хватало. Оставаться в Твери было невозможно, так как город был провинциальный и просвета для Крыловых не предвиделось. И они приняли решение ехать в Петербург.
Зимой 1782 года Крылов с матерью и с братом приехали в Петербург и Ваня (13 лет) поступил на службу.
Став постарше, он любил, смешавшись с толпой, бродить по торговой площади, любил качели, кулачные бои, прислуживался к говору людей. Народная речь, пересыпанная пословицами и поговорками, ему особенно нравилась и легко запоминалась. Как зачарованный ходил Крылов по улицам Петербурга, по набережной Невы, с чувством переполнения входил он первый раз в театр. Он хорошо знал итальянский и французский языки (он самостоятельно их изучил) и занимался переводами пьес для сцен и поэтому театр был для него близок, казалось, втайне он уже был связан с ним – у него была готова комическая опера в стихах «Кофейница» и в глубине души он мечтал увидеть её когда-нибудь здесь на сцене. Опера не была поставлена, но он был настойчив и продолжал создавать новые пьесы, стихи. Пьесы иногда шли в театре, они нравились зрителям, но не нравились театральным цензорам, начальству, вернее не нравился автор – мелкий чиновник, который не умел молчать, когда его оскорбляли, был остро насмешлив, не выносил барского к себе отношения.
Крылов понимал, что работать в театре ему не дадут.
Он пробовал издавать свой журнал, но не прошло и года, как журнал был закрыт.
Шли годы Крылов продолжал трудиться, переводил стихи, басни. Однажды он решил показать свои переводы баснописцу И. Дмитриеву. Дмитриев пришёл в восторг от басен. «Это ваш род! Вы нашли его», - сказал он и отправил басни в журнал, где они были напечатаны в 1806 году. В этом же году Крылов вернулся в Петербург. И всё чаще Крылов думал о том, что Дмитриев прав, что басни – это действительно его род. Как много правды о жизни, о людях можно сказать в таком маленьком стихотворном рассказе, как басня.
В журналах одна за другой стали появляться его басни: «Ворона и лисица», «Лягушка и вол», «Вол и ягнёнок» (первые басни, которые были напечатаны). Через несколько лет вышла его первая книга, в которую вошли 23 басни. Крылову в это время было 46 лет. С этого пути он уже не сворачивал до конца своей жизни. Он жил теперь постоянно в Петербурге. Мать уже давно умерла, Леня вырос, стал офицером и служил в дальнем гарнизоне. Время от времени Иван Андреевич получал от Лени письма. После издания книги, успех и признание пришли за другой. В жизни появилось какое-то постоянство, достаток.
Характер у И. А. Крылова скромный и неприхотливый, но хоть и был И. А. Крылов мудр и уже немолод, в его характере навсегда осталось что-то мальчишеское. Великий баснописец был удалец и упрямец. Однажды он увидел, как заезжий индийский факир жонглирует шариками так, что они сливаются в светящийся круг, поразился и решил тоже попробовать. Крылов отправился в магазин и накупил там шариков; объявив друзьям, что не выйдет из помещения до тех пор, пока не научится этому фокусу.
Две недели просидел взаперти. Но научился. И с таким же упорством он работал над своими баснями. Иногда, забыв обо всём, по нескольку суток переделывая, перечёркивая.
Такова вкратце биография русского баснописца.
Викторина.
Угадать название басни по началу
- Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
(«Лебедь, щука и рак»)
- По улицам слона водили
Как видно напоказ –
Известно, что слоны в диковинку у нас…
(«Слон и Моська»)
- Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
(«Ларчик)
- Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нём винограду кисти рделись.
(«Лисица и виноград»)
2. Угадать название басни по морали.
-У сильного всегда бессильный виноват…
(«Волк и ягнёнок»)
-Уже сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна;
Но только всё не впрок
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
(«Ворона и лисица»)
-Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
(«Свинья под дубом»)
- Избави, Бог, и нас от этаких судей.
(«Осёл и соловей»).
В каких баснях Крылова музыка или музыканты являются действующими лицами?
(«Квартет», «Кошка и соловей», «Кукушка и Петух»)
Образ каких животных и птиц использует Крылов в своих баснях?
(Медведь, волк, лиса, соловей, сёл, петух, собака, слон, свинья…)
Прочитать басню «Волк и ягнёнок».
Подобрать эпитеты, которые характеризуют волка (ягнёнка)?
Использованная литература:
1. Прянишников Н.Е. «Писатели-классики в Оренбургском крае»
Южно-Уральское книжное издательство. 1977 г.
2. Сб-к «Классическая басня». М. «Стрекоза-пресс».2004 г. Составители:
Позина Е., Калугина М.
3. Ресурсы Интернета: http://spiritual_culture.academic.ru/2031/Сказитель