Статья Формирование коммуникативной компетентности второклассников на уроках немецкого языка


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВТОРОКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что обучение младших школьников иностранному языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но несёт в себе большой интеллектуальный и нравственный потенциал. Изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает:
бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения;
стимулирующее влияние на общие речевые способности ребёнка.
Целями обучения иностранному языку в начальной школе является формирование у учащихся желания овладеть иностранным языком как средством общения и взаимодействия с другой национальной культурой и ее носителями.
Начальная школа – первая ступень в реализации этой цели, здесь закладываются основы коммуникативной компетенции. Задачей всего курса обучения иностранному языку в начальной школе является формирование у учащихся навыков и умений самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме.
У школьников начальных классов преобладает наглядно-образное, конкретно-действенное мышление, поэтому в преподавании иностранного языка младшим школьникам должны преобладать активные методы обучения.
Дети этого возраста очень восприимчивы и открыты для получения знаний. Уроки я провожу в увлекательной, интересной форме, например, в виде игр, разнообразных творческих заданий, где дети могут проявлять себя как личность (примеры-слайды №№ 6-7). Играя, дети легко усваивают сложные понятия, и изучение немецкого языка превращается в яркое увлекательное занятие.
УМК «Deutsch. Die ersten Schritte» (авторы И.Л. Бим, Л.И. Рыжова) привлекает второклассников своей красочностью, яркими рисунками и коммуникативными заданиями (слайд № 8). Отобранная тематика, тексты, песни, рифмовки, иллюстративный материал соответствуют возрастным особенностям младших школьников, их стремлению к игровой деятельности, перевоплощению и ориентированы на их развитие, стимулируют их познавательную активность: дети побуждаются к наблюдению, сравнению, самостоятельным выводам, рефлексии. Они заочно знакомятся со своими зарубежными сверстниками, их современным жизненным опытом, проблемами и сравнивают со своим собственным жизненным опытом. Рабочая тетрадь является содержательным методическим продолжением учебника. Здесь каждый ребенок может выбрать для себя те задания, выполнение которых в классе или дома будут вызывать у него чувство удовольствия: разгадывание кроссвордов, раскрашивание рисунков, составление и инсценирование диалогов, работа над техникой чтения и письма, а также сбор рассыпанных слов из стишков и рифмовок.
Частыми гостями на наших уроках бывают персонажи учебника: герой немецких детских книжек Пикси, кошка Альби и собака Вальдо, Мудрая сова, которая дает детям много полезных советов при изучении немецкого языка. А иногда к нам в гости приходят хорошо знакомые и всеми любимые сказочные персонажи, например: Красная Шапочка, Карлсон, Буратино и Мальвина, Белоснежка и гномы. Дети с огромным удовольствием озвучивают этих персонажей, разыгрывая разные сценки. Например, Белоснежка знакомится с гномами. При этом мы отрабатываем не только уже знакомые фразы, типа: Как тебя зовут? – Меня зовут… . Очень приятно, но и запоминаем дни недели.
Все это значительно повышает интерес ребят к учебе. Широко используются для работы над лексико-грамматическим материалом различные рифмовки, детские стихи и песенки. Они содержат избыточное количество лексического материала, что, являясь элементом интенсивной методики преподавания иностранного языка, способствует усвоению учащимися большого количества лексических единиц.
На своих уроках я применяю личностно-ориентированную технологию «обучение в сотрудничестве», стараясь при этом создать детям условия для активной совместной учебной деятельности в различных ситуациях, например, когда дети читают в группах разные микротексты, помогая друг другу в случае затруднений, а потом зачитывают их вслух другим группам. Чтение для других помогает созданию атмосферы «реальной коммуникации». К тем ученикам, которые быстро и успешно усваивают материал, я «прикрепляю» учащихся со средними и слабыми знаниями по языку. Так образуются группы, где слабые ученики могут выяснить то, что они не поняли на уроке. А сильный ученик, помогающий усвоить трудный для них материал, еще раз более осознано закрепит свои знания.
В результате совместной учебной деятельности учащихся значительно увеличивается время речевой деятельности каждого ребенка на уроке. Здесь ученик отвечает не только за свои успехи, но и за успехи своих товарищей по группе. Учиться вместе – главное в этом подходе. Кроме того, дети с младшего возраста привыкают работать самостоятельно, а учитель организует самостоятельную учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся.
Органично сочетается с обучением в сотрудничестве и метод проектов, который ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, выполняемую в течение определенного отрезка времени. В качестве долгосрочных проектов во втором классе предлагаются «Праздник алфавита» (конец первого полугодия), праздник «Прощай, второй класс!» (конец учебного года). Основная задача этих проектов – подготовить выступления на немецком языке: чтение наизусть рифмовок и стихов, разыгрывание сценок, инсценировка сказок, исполнение песен и танцев, рассказы о персонажах учебника. Это предполагает сочетание работы над немецким языком с эстетической и трудовой деятельностью. Вместе с преподавателем музыки разучиваются песни на немецком языке и танцевальные движения. А с преподавателем технологии изготавливается необходимый для праздника реквизит.
В течение всего учебного года дети работают еще над одним проектом - создание «Книги о себе». Это презентация себя и своей семьи, своих увлечений, желаний и возможностей с фотографиями и рисунками. А на празднике «Прощай, второй класс!» проводится конкурс «Книга о себе».
Метод проектов способствует развитию взаимопомощи, чувства ответственности, включает иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, влияет на развитие творческого потенциала учащихся. При этом важно вызвать чувство удовлетворения, радости у всех детей, чтобы сохранить мотивацию к изучению немецкого языка и в дальнейшем.