Методическая разработка урока по теме: Бунташный век (7 класс)


План урока по теме « Бунташный век».
7 класс.
Цель урока:
Раскрыть сущность «Бунташного века».
Задачи:
Образовательные- исследовать причины и особенности народных выступлений 17 в.
Развивающие – способствовать развитию умений учащихся выделять главные мысли в тексте, определять причинно- следственные связи, делать самостоятельные выводы, составлять сравнительные таблицы, работать с историческими документами.
Воспитательные – способствовать формированию работоспособности и дисциплинированности, умению работать в паре, уважать и слышать друг друга, уважать и любить историю своего государства.
Основные понятия: Соляной бунт, Медный бунт, Соборное уложение.
Технология: системно- деятельностнаяПроблема урока: Почему 17 век называют «Бунташным веком»?
Вводно – мотивационный этап.
Ребята, уже на протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем историю 17 века. Это был один из самых сложных периодов в истории России, настолько сложный, что впоследствии учёные дали ему собственное название. Общепринятое название 17 века – «Бунташный век». Это будет темой сегодняшнего урока.
Целью нашего урока будет знакомство с народными движениями , которые позволяют дать такое название 17 веку, выявить их причины, особенности, сравнить их.
В конце урока мы ответим на вопрос: справедливо ли 17 век называют «Бунташным веком».

Опрос домашнего задания.
Прежде чем перейти к изучению новой темы , давайте вспомним о событиях и явлениях, которые стали прологом и причинами народных движений.
-Как называется начальный период 17 века?
- Какой период времени охватывает Смута?
- В чём её причины?
- Что характерно для периода Смуты?
- Каковы её последствия?
Сумела ли Россия выйти из кризиса?
- Что стало с её экономикой, для этого вспомните новые черты экономики.
Новые черты проявились не только в экономике, но и в духовной жизни. И связаны они были с РПЦ.
Давайте вспомним, какую роль играла церковь после Смуты.
- Кто был инициатором проведения реформ?
- Чтобы вспомнить причины реформы, выполним задание №1 рабочего листа.
- Кто такие старообрядцы? Кто был их лидером?
_В чём причины разногласий между царём и патриархом?
Чем закончился этот конфликт?
- Вспомните решения церковного собора 1666-1667 гг., выполнив задание №2 рабочего листа.
Т. О. 17 век- век церковного раскола, который проходил очень тяжело и часто сопровождался большими жертвами.
Кроме этого, в это время произошли существенные изменения в положении крестьян. Как изменяется положение крестьян?
Чтобы вспомнить основные этапы закрепощения крестьян, выполните задание №3 .
Что было характерно для политического развития страны?
Все эти события и явления не могли пройти бесследно, они привели к народным восстаниям, о которых мы сегодня начнём разговор.
Объяснение нового материала.
Из сказанного выше , попробуйте выделить причины народного недовольства.
А теперь все вместе давайте составим план изучения нового материала. Для этого вспомните план изучения народных восстаний.
Изучать новый материал мы будем заполняя параллельно сравнительную таблицу, которую вы видите в задании №4 рабочих листов.
Первое из восстаний, с которым мы познакомимся- Соляной бунт. Соляной бунт произошёл летом 1648 года. Причины, место бунта мы узнаем из художественного произведения Н. Кончаловской « Наша древняя столица». Перед вами в раб. Листах задание №5, в котором представлен отрывок « Быль о том , как русский люд трём врагам устроил суд».
Подумайте, кто принимал участие в бунте.
Цели, основные события, итоги вы узнаете из 2 отрывка, который я вам сейчас зачитаю.
ИТОГ: власть пошла на уступки, о чём это говорит?
Медный бунт произошёл летом 1662 года. Чтобы заполнить 2 колонку таблицы , будем работать с историческим документом. В задании №6- отрывок из работы историка Катошихина.
Царю удалось собрать войска и безоружная толпа была разогнана. Начались расправы над участниками восстания. Зачинщики бунта были повешены в центре Москвы. Многим его участникам по приговору суда были отсечены руки, ноги, языки. Другие были биты кнутом и отправлены в ссылку. Тем не мене хождение медных денег было отменено.
Сравните 2 восстания. Что общего и в чём различия.
Усилению власти царя способствовало Соборное уложение 1649 года. В первых трёх главах Уложения говорилось о преступлениях против церкви и царской власти.
Давайте познакомимся с отрывком из Уложения в задании №7.
Церковный раскол привёл к массовым религиозным восстаниям. Движение старообрядцев Объединяло самые разнообразные слои от , от крестьян до бояр и имело разнообразные формы, от неуплаты налогов до самосожжения.
Крупнейшими вооружёнными религиозными выступлениями были:
1668- 1676гг.- Соловецкое восстание.
1682г. Московское восстание.
Т. о. усиление феодального гнёта , закрепощение крестьян , борьба со старообрядцами привели к массовым выступлениям
Давайте подведём итог: справедливо ли 17 век называют « Бунташным» ?Для закрепления изученного материала выполните задание №8 рабочего листа.
Сегодня мы изучили городские восстания, а на следующем уроке поговорим о крестьянском восстании под руководством С. Разина.
Д/з: п. 8, сравнить положение крестьян в России и Европе в 17 веке.
Оценки рефлексия:
Я узнал
Я научился……