Внеклассное мероприятие по математике «Уравнения вокруг нас»


Внеклассное мероприятие
по математике
«Уравнения вокруг нас»
Выполнила: студентка 5 курса группы МДМ 111
физико-математического факультета Тамразова К.А..
Саранск, 2015
«Уравнения вокруг нас»
Вид воспитательного мероприятия - комбинированный.
Форма воспитательного мероприятия – конкурсная программа между классами.
Название – «Уравнения вокруг нас»
Возраст учащихся – 16 - 17 лет (учащиеся параллелей 10 классов).
Цель воспитательного мероприятия – развитие познавательной активности учащихся.
Задачи воспитательного мероприятия:
Образовательная: сформировать умения и навыки у учащихся применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Воспитательная: воспитать информационную культуру, поддержать интереса к математике, воспитать чувство коллективизма у учащихся.
Развивающая: развить мышление; совершенствовать умственную деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, составлять алгоритм решения, проверять результаты.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, распечатки с путеводными листами, игра «Дартс», покрывало, шайба, спички.План
Организационная часть
Представление команд
Конкурс капитанов
Постанционная игра
Подведение итогов
Ход мероприятия
Организационная часть
Ведущий 1. Дорогие друзья, гости и участники нашей игры! Мы рады приветствовать вас на математическом мероприятии «Уравнения вокруг нас». Приглашаем всех отправиться вместе с нами в весёлую страну МАТЕМАТИКУ. Не забудьте взять с собой быструю мысль, находчивость, смекалку и сообразительность!
Ведущий 2 . Пусть победит один из вас, Да тот, кто посильнее!Капитанам и командам пожеланья таковы:Не спешить! Не суетиться! Всё решить! Не ошибиться!Веселей на все смотреть!Ну, а ты, болельщик милый, Помоги своей им силой!
Ведущий 1. Для кого же сегодня мы всё это проводим? Конечно, для вас, ученики!
Чтобы вы сегодня немножко отдохнули, узнали лучше историю математики, а также таланты и способности друг друга, подумали над вопросами и ответами, расширили свои знания, в общем – провели время с пользой.
Ведущий 2. Мы хотим, чтобы вы убедились, что математика – чудесная, а не сухая наука, и что заниматься ею очень увлекательно. Итак, мы начинаем!
В первую очередь мы представляем наше уважаемое жюри.
Представление жюри
Ведущий 1. А сейчас хотелось бы вкратце рассказать о структуре нашего мероприятия. Оно состоит из трех этапов: создание стенгазеты, конкурс капитанов и постанционная игра.
Ведущий 2. Первый этап вы успешно подготовили, и жюри по достоинству может оценить ваши стенгазеты в соответствии со следующими критериями. Газета должна содержать не менее 7 рубрик: историческая справка, различные трактовки уравнений, классификация уравнений, задачи, решаемые с помощью уравнений, красивые высказывания о математике и уравнениях, небольшой кроссворд, математические ребусы или фокусы. Также оценивается оригинальность и творческий подход к выполнению стенгазеты.
Ведущий 1.Второй этап нашего мероприятия - это конкурс капитанов. Капитаны каждой команды заранее подготовили небольшие выступления и презентации об ученых, которые занимались изучением уравнений, а также о создании алгебраической символики.
Ведущий 2. И заключительный третий этап нашего мероприятия пройдет в рамках постанционной игры, о которой более подробно вы узнаете немного позже.
Ведущий 1. Также жюри будет оценивать оригинальность представления команд. Итак, чтоб нам не нарушить порядок - Приветствия ваши мы выслушать рады.
Ведущий 2. У нас первый конкурс «Приветствие». Слово для приветствия предоставляется командам 10А и 10Л класса. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 5.
Представление команд
Ведущий 1. Вот мы и познакомились с нашими командами. Жюри не забывает оценивать стенгазеты и представления команд.
Ведущий 2. Напомню, что наше мероприятие называется «Уравнения вокруг нас», поэтому предлагаю, немного окунуться в историю уравнений и выявить основные этапы развития уравнений.
Рассказ об этапах развития уравнений (с презентацией)
Ведущий 1. Вот насколько широка и многообразна история уравнений, но как мало мы знаем о становлении алгебраической символики и об ученых, которые занимались их изучением.
Ведущий 2. Поэтому капитаны команд сейчас познакомят нас с этой информацией. Итак, объявляется второй этап - конкурс капитанов.
Начинаем бой титанов -
Это конкурс капитанов!
Конкурс капитанов
Ведущий 1. Прослушав выступления всех капитанов можно сделать вывод о том, что благодаря этим ученым были введены в алгебру буквенные обозначения, что значительно облегчило само решение. Запись уравнений стала более лаконичной и наглядной, о чем ранее сказать мы могли.
Ведущий 2. А пока жюри оценивает конкурс капитанов пришло время перейти к 3 этапу нашего математического мероприятия., которой пройдет в рамках постанционной игры.
Ведущий 1. Команды буду в полной тишине передвигаться по станциям, которые указаны в определенном порядке в ваших путеводных листах. За не соблюдение правил на команду будут наложены штрафные баллы. О правилах каждой станции будет рассказано на месте ее прохождения
Ведущий 2.. После того, как все станции вами будут пройдены, вы возвращаетесь в аудиторию и сдаете свой путеводный лист членам жюри для подсчета конечного результата.
Ведущий 1. Итак, сейчас командиры команд получают свои путеводные листы, знакомятся с ними и вся команда отправляется на выполнение станций.
Постанционная игра
Ведущий 2. А пока команды выполняют задания на станциях, нам хотелось бы немного рассказать о физико-математическом факультете, ведь в скором будущем вас, уважаемые болельщики нужно будет принимать важный и очень ответственный шаг в жизни - это поступление в ВУЗ.
Ведущий 1. Итак, физико-математический – старейший факультет – существует со дня основания института. Учебно-воспитательная и научная работа на факультете организована на базе следующих кафедр:
кафедра математики и методики преподавания математики;
кафедра физики и методики обучения физике;
кафедра информатики и вычислительной техники;
кафедра менеджмента и экономики образования. 
Ведущий 2. Большое внимание уделяется обучению студентов освоению новых информационных технологий. Факультет обеспечен достаточным количеством современной компьютерной техники.
Ведущий 1. Студенты физико-математического факультета занимаются большой научной работой, участвуют в различных конференциях, всероссийских интернет - олимпиадах.
Ведущий 2. Но кроме этого, студенты принимают активное участие в творческой жизни факультета. Успешно выступают в играх КВН, интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?», а также являются шестикратными победителями Фестиваля Молодежного Творчества «Студенческая Весна».
Ведущий 1. Приходите к нам учиться, мы будем вам рады!
Ведущий 2. Наши команды вернулись с постанционной игры, и пришло время подвести итоги нашего мероприятия.
Вот закончилась игра.Результат узнать пора.Кто же лучше всех трудился И в турнире отличился?
Ведущий 1: А теперь мы попросим наше уважаемое жюри объявить результаты.
Подведение итогов
Ведущий 2. Спасибо всем, друзья, за этот замечательный праздник в честь математики. Я желаю вам дальнейших успехов в изучении этой науки. А закончить наше мероприятие хотелось бы словами:
Все науки хороши для развития души, Их и сами все вы знаете, конечно.А для развития ума предназначена она –Математика.

Путеводные листы
Команда 10 А класса
Название станции Местонахождение Баллы/подпись Штрафы
Точность Около столовой Логичность Каб.205 Аккуратность Около спортзала Команда 10 Л класса
Название станции Местонахождение Баллы/подпись Штрафы
Логичность Каб.205 Аккуратность Около спортзала Точность Около столовой Станции и их правила
Станция «Аккуратность»
Оборудование: Ткань с нарисованным лабиринтом, шайба
Правила: участники обхватывают ткань по краям и общими усилиями должны провести шайбу от начала лабиринта до конца таким образом, чтоб шайба не выходила за края лабиринта. На выполнение задания отводится 1 минута. Если учащиеся выполнили задание за 1-2 попытки, то им задается вопрос, оцениваемый на 5 баллов. Если учащиеся на выполнение задания затрачивают 3-4 попытки, то им задается вопрос, оцениваемый в 3 балла; если затрачивают 5-6 попыток, то задается вопрос, оцениваемый в 1 балл. Если учащиеся затрачивают более 6 попыток, то команда не зарабатывает ни одного балла. Максимальный балл: 5.
Вопрос, оцениваемый в 5 баллов:
На педсовет собрались 40 строгих учительниц и все по очереди стали ругать одного печального третьеклассника. Каждая учительница ругала беднягу по 12 минут. Сколько часов ругали печального третьеклассника? (8 ч)
Вопрос, оцениваемый в 3 балла:
Шел муж с женой, да брат с сестрой. Несли 3 яблока и разделили поровну. Сколько было людей? (Трое - муж, жена и брат жены.)
Вопрос, оцениваемый в 1балл:
Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на год старше Белова. (Петя Чернов и Миша Белов.)
Станция «Логичность»
Оборудование: спички
Правила: Команде нужно отгадать 3 головоломки, составленной из спичек. Головоломки составлены по возрастанию сложности. За отгадывание трех головоломок - 5 баллов, двух - 3 балла, одной - 1 балл. Максимальный балл: 5.
Головоломки:
1. Переложите 3 спички так, чтобы получилось 3 квадрата.

Ответ:

2. Переложите только 2 спички так, чтоб получить такой же домик, но в зеркальном отображении

Ответ:

3.Перед вами равенство 7+4-4=0, которое не выполняется. Переложите всего одну спичку, чтоб оно стало верным.

Ответ: 7+4-11=0
Станция «Точность»
Оборудование: игра «Дартс»
Правила: участники команд по очереди бросают дротики. При попадании в поле(1-2), участнику задается вопрос, оцениваемый в 2 балла; в поле(3-4), участнику задается вопрос, оцениваемый в 4 балла; в поле(5-6), участнику задается вопрос, оцениваемый в 6 баллов; в поле(7-8), участнику задается вопрос, оцениваемый в 8 баллов; в поле(9-10), участнику задается вопрос, оцениваемый в 10 баллов. Отвечает только тот участник, кто бросает дротик. Остальная часть команды в тишине слушает его ответ. Баллы засчитываются только при правильном ответе на вопрос. Максимальный балл:10.
Вопросы, оцениваемые в 10 баллов:
Слово «алгоритм» происходит от латинской формы написания имени арабского математика. Имя этого математика? (Аль – Хорезми)
Этот ученый больше знаменит своими открытиями в физике. Но благодаря его занятиям математикой появилась высшая математика, элементы которой изучаются в школе в старших классах. Кто этот ученый? (Ньютон)
Что значит решить уравнение? (найти все его корни)
Какое квадратное уравнение называют не полным? (Уравнение, в котором отсутствуют коэффициенты b и с)
Если требует решить два уравнения совместно, то что мы будем решать? (Систему уравнений)
Возрастающая или убывающая функция у=2х (Возрастающая)
Выше или ниже оси ОХ расположен график функции у=(1/2)х? (Выше)
Верно ли что (100)1/2=0,1-1? (Верно)
Вопросы, оцениваемые в 8 баллов:
Какую часть часа составляет 20 мин.? (1/3)
Назовите число «Пи» с четырьмя знаками после запятой (3,1415)
Что нужно найти, прежде всего, при решении квадратного уравнения? (Дискриминант)
Формула нахождения дискриминанта? (b2-4ac)
Если дискриминант меньше нуля, то сколько корней имеет уравнение? (Уравнение корней не имеет)
Сколько корней имеет уравнение х2=-4? (Корней не имеет)
Какое число больше -9917 или -992? (-992)
Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда? (12)
Вопросы, оцениваемые в 6 баллов:
Отношение противолежащего катета к гипотенузе. (Синус)
Параллелограмм с равными сторонами. (Ромб)
Что является графиком функции у=2х? (Прямая)
Если в уравнении неизвестная находится во второй степени, то оно называется … (квадратным)
Какая теорема помогает решать квадратные уравнения? (Теорема Виета)
Сколько вершин у тетраэдра? (4)
Сколько натуральных чисел заключено между 300 и 700? (399)
Как иначе называется квадратный корень? (Радикал)
Вопросы, оцениваемые в 4 балла:
1. График квадратичной функции? (Парабола)
Треугольная пирамида. (Тетраэдр)
Раздел геометрии, изучающий фигуры на плоскости. (Планиметрия)
Треугольник, в котором есть два равных угла (Равнобедренный)
Вовочка твёрдо решил стукнуть старшеклассника Егора по лбу доской прямоугольной формы, ширина которой 15 см, а длина 60 см. Найдите площадь этой доски? (900 кв см)
Равенство с переменной называется … (уравнением)
При переносе членов уравнения из одной части в другую, что происходит со знаками? (Меняются на противоположный)
Чему равен радиус единичной окружности? (Единице)
Вопросы, оцениваемые в 2 балла:
Самое маленькое трёхзначное число. (Сто)
Сколько секунд в часе? (3600)
Что больше 2 см или 23 мм? (23 мм)
Направленный отрезок. (Вектор)
Прямоугольник с равными сторонами. (Квадрат)
Сумма сторон треугольника. (Периметр)
Прибор для измерения углов. (Транспортир)
Угол больше прямого. (Тупой)
Критерии оценки всех этапов мероприятия
Создание стенгазеты
Критерии. Газета должна содержать не менее 7 рубрик: историческая справка, различные трактовки уравнений, классификация уравнений, задачи, решаемые с помощью уравнений, красивые высказывания о математике и уравнениях, небольшой кроссворд, математические ребусы или фокусы. Также оценивается оригинальность и творческий подход к выполнению стенгазеты.
Представление команд
Критерии. Оценивается оригинальность и творческий подход.
Конкурс капитанов
Критерии:
Содержательность выступления;
Подача материала;
Соответствие речи и материала на слайде.
Постанционная игра
Оценка данного этапа будет предоставлена на путеводных листах команд.