Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся в начальной школе


Самоконтроль и в заимоконтроль учащихся начальной школы в учебном процессе.
Перед учителем часто стоит вопрос, как научить школьника формировать свое внимание.
Известный психолог П.Я. Гальперин доказал, что «всякое внимание есть контроль», а поэтому «чтобы сформировать внимание, мы должны, наряду с основной деятельностью, дать задание проверить её, указать для этого критерии и приёмы, общий путь и последовательность».
Большинство школьников считают проверку знаний исключительно обязанностью учителя (дома-родителей) и не привыкают проверять себя, не умеют или не хотят это делать.
Первоочередная задача учителя - выработать у каждого ученика не просто привычку, а потребность проверки своей работы, а второй задачей было выработать у каждого ученика умения правильно оценивать свою работу.
Необходимо пояснить, что понимается под самоконтролем и взаимопроверкой.
Самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения:
- верно ли я ответил?
- все ли я ответил?
Что касается взаимоконтроля, то здесь психологи различают два вида контроля –контроль по продукту и контроль по процессу.
Контроль по продукту – это контроль за качеством знаний, умений, навыков: твердо ли выучено стихотворение или правило, верно ли решены примеры или нет, правильно расставлены пропущенные буквы в упражнении или нет.
Для контроля по процессу необходимо знать алгоритм действий ученика, прием работы при выполнении задания. Без такого задания невозможно выяснить причины многих трудностей и ошибок учащихся в школе.
Одним из видов контроля по процессу является моментальный анализ ответа ученика. На уроке русского языка, например, данный вид контроля я применяю в том случае, когда у доски производится фонетический, синтаксический, морфологический разбор или разбор слова по составу. Каждый ученик имеет памятку разбора и отмечает правильность ответа своего одноклассника по каждому пункту. После ответа ученика, остальные анализируют ответ и исправляют ошибки.
На уроках математики данный вид контроля можно использовать работая в парах. Например: деление или умножение многозначных чисел, решение примеров на порядок арифметических действий. Один ученик объясняет решение примера, а другой внимательно следит за ним и анализирует его ответ.
Таким образом, поэлементный анализ дает возможность сконцентрировать внимание всех учащихся на ответе товарища, вместе с ним рассуждать, следить за правильностью ответа и одновременно закреплять свои умения и навыки, что придает опросу действительно обучающий характер.
Взаимоконтроль по процессу на уроках русского языка я организую и во время выполнения учащимися практических работ.
Например, классу дается упражнение, в котором необходимо вставить пропущенные орфограммы. Учащиеся работают в парах.
В данной работе мне представляется важным не только сам этап поочередного рассуждения учащихся, но и следующая за ним взаимопроверка выполненных работ, цель которой заключается опять-таки в том, чтобы выяснить уровень качества выполнения задания. Учащиеся так же оценивают работу друг друга, что необходимо для воспитания у учащихся чувства справедливости.
Взаимоконтроль по процессу исключает ошибки в тетрадях учащихся, формирует у них умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь, дает возможность слабым учащимся лучше разобраться в учебном материале. Взаимоконтроль по процессу вырабатывает умение осуществлять самоконтроль.
В процессе данной работы реализуется принцип воспитания в процессе обучения, т.к. взаимное общение предполагает внимательное отношение друг к другу, необходимость прислушиваться к мнению товарища, работать спокойно, не мешая другим, проявлять доброжелательность и готовность в оказании помощи тому, кто в этом нуждается.
Взаимоконтроль по процессу тесно связан с взаимоконтролем по продукту, т.е. контролем за качеством знаний, умений и навыков.
Например:
Учащиеся работают в парах при проверке домашнего знания по чтению: читают наизусть стихотворение или отрывка из прозы. Внимательно следят за ответом, оценивают его, отмечают ошибки.
На уроке русского языка обмениваются тетрадями для проверки словарного диктанта, исправляют ошибки и оценивают работу.
Самоконтроль по продукту:
На уроке русского языка было проведено письмо по памяти или словарный диктант. Учащиеся проверяют свою работу по словарю или тексту на доске, исправляют ошибки и оценивают свою работу.
На уроке математике учащиеся оценивают свою работу за урок.
Взаимоконтроль и самоконтроль по процессу организованный на уроке приводит к концентрации внимания всех учащихся, формирует в практической деятельности каждого ученика умение рассуждать, дает возможность неуспевающим учащимся лучше разобраться в изучаемом материале, и на каждом уроке осуществлять образную связь учителя и учеников.
Самооценка и взаимооценка формирует у учащихся умение правильно оценивать свою работу или работу товарища, быть справедливым по отношению к себе и друг другу, а также стремиться повысить свои результаты по предметам.
Антонова Ф.Я. – учитель начальных классов