Урок по химии 9 класс Решение задач с использованием массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции


Химия 9 класс
Тема: «Решение задач на массовую (объемную) долю выхода»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) сформировать умения строить алгоритм способов действий на примере алгоритма решения задач на выход продукта реакции от теоретически возможного;
2) сформировать умение определять тип задач;
3) сформировать умение применять построенный алгоритм при решении задач;
4) сформировать умение распространять построенный алгоритм при решении комбинированных задач;
5) тренировать вычислительные навыки.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, синтез, обобщение, аналогия.Демонстрационный и раздаточный материал: презентация к уроку; алгоритм решения задач на массовую (объемную) долю выхода (раздается учащимся); карточки для фиксации затруднения, карточки для этапа рефлексии.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Добрый день, ребята! Наш урок я хотела бы начать со следующих слов: «Три вещи никогда не возвращаются обратно – Время, Слово, Возможность. Поэтому… не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность».
Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся). Правильно, молодцы!
Ребята, вы научились решать задачи по уравнениям химических реакций. А как вы с ними справляетесь? (Хорошо.)
− Что помогает вам решать задачи? (Правильно составленное уравнение химической реакции, аккуратно записанное краткое условие задачи, знание последовательности шагов решения задачи – знание алгоритма.)
− Сегодня мы продолжим учиться решать задачи, но это будут новые задачи. Как вы открываете новые знания? (Мы выясняем, какие знания у нас отсутствуют, и самостоятельно открываем эти знания.)
− С чего надо начать работу, чтобы успешно открыть новые знания? (Надо повторить то, что будет необходимо для открытия.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
На доске алгоритм решения задач:
Алгоритм решения задач по уравнению химической реакции
1. Внимательно прочитать текст задачи и записать ее краткое условие (что дано, что найти, правильно составленное уравнение химической реакции).
2. Рассчитать количество известного вещества.
3. Составить соотношение количеств вещества по уравнению.
4. Рассчитать массу или объем вещества.

− Как всегда, предлагаю повторение провести при проверке домашнего задания.
На доске текст домашней задачи и ее решение:
Вычислите массу реагентов, которые потребуются для получения 10 г хлорида железа (III).

− Какие знания вы применяли при работе с задачей?
− Что вы сейчас повторили?
− Перед вами задача.
На доске текст задачи:
Учёный-физик с мировым именем Иннокентий решил заняться наукой химией. И, соединив 5 л водорода с серой, которые нашёл в лаборатории, испортил в помещении воздух, так как образовавшийся газ, его получилось 3 л, пах тухлыми яйцами. Определите практический выход образовавшегося газа.

− Является данное задание пробным? (Да, так как в задаче появляется новое условие: определение практического выхода.)
− С какой целью я вам предлагаю выполнить пробное действие? (Чтобы мы поняли, что мы не знаем, могли определить цель деятельности.)
− Сколько времени вы потратили на решение домашней задачи?
− Решите задачу за то же время.
Учащиеся выполняют пробное действие.
− Что теперь вы должны сделать? (Мы должны зафиксировать свои затруднения.)
На доску вывешиваются варианты возможных затруднений:
2
1
Я не смог решить задачу, в которой дан теоретически возможный выход.

Я не могу доказать, что решил задачу правильно, т.е. не могу предъявить алгоритм, которым пользовался.

− Прочтите внимательно формулировки возможных затруднений и выберите то затруднение, которое вы у себя зафиксировали.
− У кого первое затруднение?
− У кого второе?
− Что будете делать? (Надо подумать, почему не смогли решить, где возникли затруднения.)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Что вы должны были сделать? (Мы должны были решить задачу, в которой указан выход вещества.)
− Где возникло затруднение? (Не знаем, что делать с 3 л полученного вещества.)
− Это новый тип задачи?
− Почему возникло затруднение? (У нас нет алгоритма решения задач такого типа.)
4. Проблемное объяснение нового знания.
− Что вам мешает решать эту задачу как типовую? (Данные о выходе продукта реакции.)
− Сформулируйте цель вашей деятельности. (Узнать алгоритм решения задач…)
− Сформулируйте тему урока.
Тема фиксируется на доске.
В реальных химических реакциях масса или объём продукта всегда оказывается меньше расчетной. Почему?
Многие химические реакции обратимы и не доходят до конца.
При взаимодействии веществ могут образоваться побочные продукты.
При гетерогенных реакциях вещества плохо перемешиваются, и часть веществ просто не вступает в реакцию.
Часть газообразных веществ может улетучиться.
При получении осадков часть вещества может остаться в растворе.
Вывод:
масса теоретическая всегда больше практической;
объём теоретический всегда больше объёма практического.
Теоретический выход составляет 100%, практический выход всегда меньше 100%.
Количество продукта, рассчитанное по уравнению реакции, - теоретический выход, соответствует 100%.
− А как математически можно записать массовую долю выхода?
n =
− Как можно записать объемную долю выхода?
q =
На доске делаются соответствующие записи.
− Можете вы воспользоваться известным алгоритмом?
− Что надо с ним сделать? (Надо его уточнить.)
Класс работает фронтально. На слайде высвечиваются шаги алгоритма, и учащимся предлагается определить последовательность шагов. После обсуждения появляется алгоритм для решения задач на массовую или объемную долю выхода:
Алгоритм решения задач на массовую (объемную) долю выхода
1. Внимательно прочитать текст задачи и записать краткое условие задачи (что дано, что найти, правильно составленное уравнение химической реакции).
2. Рассчитать количество исходного вещества.
3. Составить соотношение количеств вещества по уравнению.
4. Рассчитать массу или объем вещества.
5. Рассчитать массовую или объемную долю выхода вещества:
n = q =

Учащиеся решают задачу, используя новый алгоритм.
Проверка проводится по решению на доске или на слайде.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
− Проговорим еще раз алгоритм решения задач на массовую (объемную) долю выхода.
После того как повторили алгоритм, учитель раздает ученикам заранее заготовленные карточки алгоритма.
− Решите задачу:
Для окисления оксида серы (IV) взяли 112 л (н.у.) кислорода и получили 760 г оксида серы (VI). Чему равен выход продукта в процентах от теоретически возможного?

К доске выходит учащийся, который решает задачу и комментирует ее решение. Остальные учащиеся решают задачу в тетради.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
Для самостоятельной работы предлагается аналогичная задача, так как на этом этапе учащиеся должны понять, могут ли они применять построенный алгоритм и правильно ли они это делают.
7. Включение в систему знаний и повторение.
На этом этапе можно предложить обратную задачу.
Далее учащимся предлагается слайд с задачей:
64,8 г оксида цинка восстановили избытком углерода. Определите массу образовавшегося металла, если выход продукта реакции равен 65%.
ZnO + C = Zn + CO

Вначале обсуждается ход решения этой задачи, так как она обратная, затем даем возможность учащимся решить ее.
Учащиеся выполняют задание и проверяют по образцу, который высвечивается на слайде.
− У кого получился другой ответ? Найдите место, где вы допустили ошибку, подчеркните. В каком месте у вас возникло затруднение?
− Почему оно возникло?
− Кто решил задачу правильно? Молодцы.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
− Что нового вы узнали? (Познакомились с новыми задачами.)
− Какую цель вы ставили на уроке? (Построить алгоритм для решения задач на массовую (объемную) долю выхода вещества.)
− Достигли вы цели? Обоснуйте. (Да, потому что построили алгоритм для решения нового типа задач.)
− Какие трудности еще остались? Над чем надо еще поработать? (…..)− Проанализируйте свою работу.
Учащимся раздаются карточки с высказываниями:
1. Я знаю, как решить задачу на массовую (объемную) долю выхода ________.
2. Я смогу решить задачу на массовую (объемную) долю выхода ___________.
3. При работе на уроке у меня не возникало затруднений__________________.
4. В самостоятельной работе у меня не было затруднений__________________.
5. При работе на уроке у меня возникали затруднения (перечислить − какие)
___________________________________________________________________.
6. В самостоятельной работе у меня возникли затруднения (перечислить − какие)_____________________________________________________________.
7. Мне необходимо поработать над_____________________________________.

Домашнее задание:
Решите задачи на выбор: (на «5» - 3 задачи, на «4» - 2 задачи, на «3» - 1 задача)
1) Какой объем аммиака можно получить, нагревая хлорид аммония массой 10,7 г, если объемная доля выхода аммиака составляет 80%?
2) Азот объемом 56 л прореагировал с водородом. Массовая доля выхода аммиака составила 50%. Рассчитайте массу и объем полученного аммиака.
3) При сжигании в кислороде 62 г фосфора получено 130 г оксида фосфора (V). Вычислите массовую долю выхода оксида фосфора (V).