Урок химии на тему Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы веществ

Тема: Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы веществ.

Цель: Сформировать понятие об уравнениях химических реакций как об условной записи, отражающей превращения веществ. Научить составлять уравнения реакций на основе закона сохранения массы вещества М. В. Ломоносова.
Задачи:
Образовательные:
-продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятия «химическая реакция»,
-ввести понятие «химическое уравнение»,
-начать формировать умение составлять уравнения химических реакций.
Развивающие:
продолжить развивать творческий потенциал личности учащихся через создание ситуации проблемного обучения, наблюдения, проведения опытов химических реакций
Воспитательная:
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение работать парами.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: карточки с заданием, лист самооценки учащегося. рисунки.
компьютер, проектор, ИД, презентация.
Бенгальский огонь, мел с кислотой, спички подставка с пробирками.




План урока.

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
3. Подготовка к восприятию нового материала.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление.
6. Задание на дом.
7. Рефлексия.
Ход урока.

1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний учащихся.
Фронтальный опрос.
-Какие явления называются физическими?
- Какие явления называются химическими?
- Какие признаки химических реакций вы знаете?
- Какие условия необходимо создать, чтобы началась химическая реакция?
Задание1 .
А теперь, попробуйте догадаться, о каких явлениях в этих стихах идет речь.
Презентация.

Задание 2.
Установить соответствие.
Работа на ИД.
Дифференцированный письменный опрос.

3.Подготовка к восприятию нового материала.
Демонстрация. Горение бенгальского огня.
1. Что происходит с магнием, который составляет основу бенгальского огня?
2. Что явилось основной причиной такого явления?
3. Попробуйте схематично изобразить химическую реакцию, которую вы наблюдали в этом опыте.
Mg + воздух = другое вещество.
По каким признакам определили, что произошла химическая реакция?
( по признакам реакции: запах, изменение окраски)

4. Изучение нового материала.
Химическую реакцию можно записывать с помощью химического уравнения.
Вспомнит понятие уравнение из курса математики.
Данную реакцию горения магния можно записать с помощью следующего уравнения.
2Mg + O2 = 2 MgO
Попытайтесь дать определение «химического уравнения», глядя на уту запись.
Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических знаков и коэффициентов.
В левой части химического уравнения записывают формулы веществ, вступивших в реакцию, а в правой – формулы веществ, образующихся в результате реакции.
Вещества, вступающие в реакцию называются реагентами.
Вещества, образующиеся в результате реакции, называются продуктами.
Химические уравнения записывают на осноыве «Закона сохранения массы вещества», открытого М.В. Ломоносовым в 1756 году.
Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.
Материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов, т.к. они при химических реакциях не образуются и не разрушаются, а происходит их перегруппировка, то становится очевидным справедливость этого закона.
Число атомов одного элемента в левой части уравнения должно быть равно числу атомов этого элемента в правой части уравнения.
Уравнивают число атомов с помощью коэффициентов.
Вспомните, что такое коэффициент и индекс.

Опыт. Получение углекислого газа
В пробирку положим кусочек мела, нальем 12 мл раствора соляной кислоты. Что мы наблюдаем? Что происходит? Каковы признаки этих реакций?
Составим с помощью химических формул схему наблюдаемого превращения:
СаСО3+ HCl СаСl2 + Н2О + CO2 реагенты продукты Уравняем левую и правую части уравнения с помощью коэффициентов.
CaCO3 + 2HCI = CaCI2 + H2O + CO2

Для составления химических уравнений необходимо соблюдать ряд последовательных действий.
Работа с раздаточным материалом.


Алгоритм составления химического уравнения.

Порядок выполнения операций
пример

1. Определить число атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы реакции
А1 + О2 А12О3
А1-1 атом А1-2 атома
О-2 атома 0-3 атома

2. Среди элементов с разным числом атомов в левой и правой частях схемы выбрать тот, число атомов которого больше
О-2 атома слева
О-3 атома справа

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числа атомов этого элемента в правой части уравнения
НОК = 6

4. Разделить НОК на число атомов этого элемента в левой части уравнения, получить коэффициент для левой части уравнения
6:2 = 3
Аl + ЗО2Аl2О3

5. Разделить НОК на число атомов этого элемента в правой части уравнения, получить коэффициент для правой части уравнения
6:3 = 2
А1 + ЗО22А12О3

6. Если выставленный коэффициент изменил число атомов еще какого-либо элемента, то действия 3, 4, 5 повторить еще раз.
А1 + ЗО22А12О3
А1 1 атом А1 4 атома
НОК = 4
4:1=4 4:4=1
4А1 + ЗО22А12О3


Выполняем упражнения 1. Расставить коэффициенты в уравнениях следующих реакций.

1. Al + S A12S3;
2. A1 + СA14C3;
3. С + H2CH4
4. Mg + N2 Mg3N2;
5. Fe + O2Fe3O4;
6. Ag + SAg2S;
7. Si + C12 SiCl4
5. Закрепление.
1. Составить уравнение реакции.
Фосфор + Кислород = оксид фосфора (Р2О5)
Работает на доске один сильный ученик.
2. Расставить коэффициенты.
Н2 + С12 НС1;
N2+ O2NO;
СО2+ С СО;
HI Н2 + 12;
Mg + НС1 MgCl2 + Н2;

6. Задание на дом: § 15,16 , упр. 4,6 (пис.). стр. 38-39

7. Рефлексия.
Оцени свою деятельность на уроке в соответствии с описанными критериями самооценки


Лист самооценки учащегося.

Критерии самооценки.

1. Работал увлеченно. Узнал много нового. Многому научился.
2. Работал с интересом. Узнал что-то новое. Чему- то научился. Остались вопросы.
3. Работал, потому что задано. Узнал кое-что новое. Ничему не научился.
4. Делал вид, что работал. Ничего не узнал.