Конспект урока Факторы зависимости скорости химических реакций


8 класс
Тема СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ (7 ч)
Урок. 2. Факторы зависимости скорости химических реакций.
Дидактическая цель: создать условия для развития самостоятельной познавательной активности средствами исследовательской деятельности.
Цели по содержанию:
Образовательные: способствовать пониманию закономерной зависимости между скоростью химической реакции и такими факторами как природа реагирующих веществ, их концентрация, площадь соприкосновения, температура и присутствие катализатора.
Воспитательные: способствовать формированию культуры межличностных отношений при работе в паре, умения слушать друг друга, анализировать, оценивать при обмене мнениями по результатам лабораторной работы.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления: умения делать индуктивные умозаключения (от частного к общему) по результатам химического эксперимента; продолжить формирование навыков исследовательской деятельности, умения анализировать и оценивать друг друга при обмене мнениями по результатам работы; способствовать формированию ключевых компетентностей через выполнение инструкций лабораторной работы.
Оборудование и реактивы: цинк в гранулах и порошке, магний – порошок, железо – порошок,30%-ный раствор соляной кислоты, 10%-ный раствор соляной кислоты,3%-ный раствор перексида водорода, оксид марганца (IV), пробирки, пробиркодержатели, спиртовки, спички, штативы для пробирок.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод: частично-поисковый
исследовательский
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.
Ход урока:
Оргмомент.
Учитель организует класс на работу.
Целеполагание и мотивация.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение скорости химической реакции.
Очень часто в быту и на производстве необходимо увеличить скорость одних реакций, например горение топлива, и замедлить другие, например ржавление.
Что для этого необходимо знать? (учащиеся пытаются самостоятельно определить тему и цели урока).
Актуализация.
Фронтальный опрос:
- что такое скорость химической реакции?
- как называется раздел химии, изучающий скорость химических реакций?
4. Усвоение нового материала, его осознание и осмысление.
( учащиеся изучают новый материал в ходе выполнения лабораторной работы по инструкции учителя, оформляют отчет на классной доске и в тетрадях, делают вывод о влиянии различных факторов на скорость химической реакции).
Перед началом выполнения лабораторной работы идет повторение правил техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Инструкция по выполнению лабораторной работы
«Изучение влияния различных факторов на скорость химических реакций».
Опыт 1.
В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну пробирку прилейте 1 мл 10%-ной соляной кислоты, а в другую 1мл 30%-ной соляной кислоты. Отметьте признаки химической реакции. Напишите уравнение реакции. Как влияет увеличение концентрации кислоты на скорость химической реакции? Сделайте вывод и запишите его в таблицу.
Опыт 2
.В две пробирки прилейте по 1 мл 10%-ной соляной кислоты. Одну пробирку нагрейте над пламенем спиртовки. Затем в обе пробирки поместите по одной грануле цинка. В какой пробирке скорость реакции больше? Сделайте вывод о том, как влияет увеличение температуры реагирующих веществ на скорость химической реакции. Запишите вывод в таблицу.
Опыт 3.
В одну пробирку внесите гранулу цинка, в другую – порцию порошка цинка. В обе пробирки прилейте по 1 мл 10%-ной соляной кислоты. В каком виде (порошок или гранула) цинк имеет большую поверхность соприкосновения с кислотой? Как зависит скорость реакции от площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Запишите выводы в таблицу.
Опыт 4.
В две пробирки поместите выданные вам порции порошков железа и магния. В обе пробирки прилейте по 1 мл 10%-ной соляной кислоты. Составьте уравнения реакций. Сделайте вывод о влиянии природы реагирующих веществ на скорость химической реакции, для этого используйте ряд активности металлов. Запишите вывод в таблицу.
Опыт 5.
Налейте в пробирку 2 мл 3%-ного раствора пероксида водорода. Поднесите к отверстию пробирки тлеющую лучинку. Что наблюдаете? Внесите в пробирку несколько крупинок оксида марганца(IV). Что наблюдаете? Поднесите тлеющую лучинку к отверстию пробирки. Напишите уравнение реакции. Как изменилась скорость реакции разложения пероксида водорода в присутствии оксида марганца(IV).
Вещество, ускоряющее реакцию, но при этом не расходующееся, называется катализатором. Оксид марганца(IV) – катализатор данной реакции. Запишите в таблицу вывод о влиянии катализатора на скорость реакции.



Оформление результатов работы в таблице на доске и в тетрадях:

№ опыта
Фактор зависимости скорости химической реакции
Пример
уравнения реакции
Вывод








Первичное закрепление учебного материала.
Вопросы: 1.От каких факторов зависит скорость химической реакции?
2. Изменится ли скорость реакции горения дров, если у печки открыть поддувало, откуда будет поступать свежий воздух? Какой фактор в данном случае влияет на скорость реакции горения?
3. В каком случае чурка дров в печке сгорит быстрее, если её расколоть на крупные поленья или на мелкие щепки? Какой фактор в данном случае влияет на скорость реакции горения?
4. Почему в домашних и производственных условиях для сохранения продуктов питания пользуются холодильниками? Какой фактор влияет на скорость реакции гниения?
5. Щелочной металл натрий хранится в склянке под слоем керосина, так как покрывается на воздухе оксидной пленкой, а металлическая медь в такой защите не нуждается и находит большое применение в промышленности. Объясните это явление.
Какой фактор влияет на скорость реакции окисления?
6. Одним из способов уменьшения скорости нежелательной реакции ржавления железа является применение ингибитора, вещества которое замедляет скорость химической реакции. Как называется вещество, которое ускоряет скорость химической реакции?

Домашнее задание. §30,31 упр.1-5.
Рефлексия (подведение итогов урока).
Ответы учащихся на вопрос учителя: «Где в быту вам могут пригодиться знания о факторах, влияющих на скорость химических реакций?»