Программа занятий элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации за курс средней школы»

Программа занятий элективного курса по русскому языку
«Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации за курс средней школы»
Фоменко Лариса Леонидовна,
учитель русского языка и литературы


В работе по данному курсу используется учебник Сениной «Подготовка к ЕГЭ-2013.Русский язык»
С чего начинаются первые шаги в написании сочинения-рассуждения?
Сочинение – тот вид деятельности учащихся, который может и приучить думать. Шаблонные, удручающие правильные тексты, по сути, пересказ учебника,- результат неумения активизировать мышление учащихся.
Главная цель сочинения -рассуждения – активизация творческого начала. Школа призвана дать учащимся необходимые навыки сочинения.
Цель элективного курса – дать возможность раскрыться творческому потенциалу учащихся, уйти от шаблонности высказывания, обрести определённый набор качеств которыми должен обладать любой журналист, помочь развитию личности.
Программа направлена на достижение следующих задач:
Освоить культуру устной и письменной речи,
Раскрыть особенности текста
Привить авторское достоинство, которое пробуждает подлинный интерес к написанию сочинений, воспитывает ответственность за творческую работу.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
Уметь писать сочинения- рассуждения,
Уметь отбирать фактический материал для сочинения того или иного жанра,
Учить редактировать тексты сочинений, уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств,
Уметь владеть навыками стилистической правки текста,
Активно владеть жанрами сочинений , коммуникативно значимыми в учебной деятельности,
ПРОГРАММА рассчитана на 17 часов
Форма работы: лекция, метод беседы, организация выступлений учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы, метод наблюдения, сопоставления, создания текста, работа с текстами – образцами.
Важная роль отводится дидактическому материалу, коммуникативным упражнениям, которые помогут выработать умения по составлению текстов

№ занятия
Кол-во часов
Дата
Тема занятия

1.
1

О форме государственной (итоговой) аттестации в 11 классе по русскому языку.
Структура и критерии экзаменационной работы. Система оценивания.

2.
1

План сочинения-рассуждения (Вступление. Основная часть. 1)Проблема (одна из проблем) исходного текста.2) Комментарий данной проблемы 3) Позиция автора по данной проблеме. 4) Собственное мнение по сформулированной проблеме, подтверждённое 2-мя аргументами. III. Заключение).

 3
1

Вступление .Цели вступительной части. Варианты вступлений.

4.
1

Тема текста

5.
1

Сведения об авторе

6.
1

Лирическое отступление

7.
1

Цитирование

8.
1

Формулировка проблемы текста. Комментарий проблемы

9.
1

Способы изложения мыслей

10.
1

Выявление позиции автора. Собственная позиция. Структура собственного рассуждения

11.
1

Отличие довода от примера

12.
1

Типы аргументов

13.
1

Заключение. Варианты заключений

14.
1

Написание пробного сочинения.

15.
1

Написание пробного сочинения.

16.
1

Написание пробного сочинения.

17.
1
 
Анализ написанного сочинения


15