Рабочая программа по информатике 9 кл. автор Семакин


Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ , рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках , что способствует лучшему его освоению учениками. За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики , в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам.
Программа рассчитана на 68 часов, по годовому календарному учебному графику 67 часов.
Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебников «Информатика и ИКТ» для 9 класса.
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.
Требования к уровню подготовки обучающихсяВ результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий
учащиеся должны знать/понимать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования и систем программирования;
что такое трансляция;
правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования.
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
историю способов записи чисел (систем счисления);
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
работать с одной из программ-архиваторов.
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Содержание курса
№ п/пНаименование
разделов Максимальная нагрузка учащегося, ч. Из них
Теоретическое обучение
ч. Практические работы
ч. Контрольная работа
ч.
1 Передача информации в компьютерных сетях 9 4 4 1
2 Информационное моделирование 4 2 1 1
3 Хранение и обработка информации в базах данных 11 5 5 1
4 Табличные вычисления на компьютере 10 6 3 1
5 Управление и алгоритмы 10 5 4 1
6 Программное управление работой компьютера 16 7 8 1
7 Информационные технологии и общество 4 4 - -
8 Повторение 3 2 - 1
Итого 67 35 25 7
Список литературы
1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
3. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
4. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Календарно-тематический план

п/пТема урока Кол-во часов Дата
Примечание
Предполагаемая Фактическая Передача информации в компьютерных сетях 9 1 Техника безопасности. Компьютерные сети. 1 02.09 2 Инструктаж по ТБ. П.р. №1 «Работа в локальной сети». 1 05.09 3 Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. 1 09.09 4 Инструктаж по ТБ. П.р. №2 «Работа с электронной почтой». 1 12.09 5 Аппаратное и программное обеспечение сети. 1 16.09 6 Интернет. Поиск информации в Интернете. 1 19.09 7 Инструктаж по ТБ. П.р. №3 «Работа с WWW. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем». 1 23.09 8 Инструктаж по ТБ. П.р. № 4 «Создание простейшей Web-страницы». 1 26.09 9 Тест по разделу «Передача информации в компьютерных сетях». 1 30.09 Информационное моделирование 4 10 Понятие модели. Графические информационные модели. 1 03.10 11 Табличные модели. Информационное моделирование на компьютере. 1 07.10 12 Инструктаж по ТБ. П.р. № 5 «Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью». 1 10.10 13 Тест по разделу «Информационное моделирование». 1 14.10 Хранение и обработка информации в базах данных 11 14 Базы данных. Назначение СУБД. 1 17.10 15 Инструктаж по ТБ. П.р. № 6 «Работа с готовой базой данных». 1 21.10 16 Создание и заполнение базы данных. 1 24.10 17 Инструктаж по ТБ. П.р. № 7 «Создание БД на компьютере». 1 28.10 18 Основы логики: логические величины и формулы. Условия выбора и простые логические выражения. 1 07.11 19 Инструктаж по ТБ. П.р. № 8 «Формирование простых запросов к готовой базе данных». 1 11.11 20 Условия выбора и сложные логические выражения. 1 14.11 21 Инструктаж по ТБ. П.р. № 9 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных». 1 18.11 22 Сортировка, удаление и добавление записей. 1 21.11 23 Инструктаж по ТБ. П.р. № 10 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение». 1 25.11 24 Тест по разделу «Хранение и обработка информации в базах данных». 1 28.11 Табличные вычисления на компьютере 10 25 История чисел и система счисления. Перевод чисел и двоичная арифметика. 1 02.12 26 Представление чисел в памяти компьютера. 1 05.12 27 Электронные таблицы. Правила заполнения таблиц. 1 09.12 28 Инструктаж по ТБ. П.р. № 11 «Работа с готовой электронной таблицей». 1 12.12 29 Понятие диапазона. Относительная адресация. 1 16.12 30 Инструктаж по ТБ. П.р. № 12 «Использование встроенных математических и статистических функций». 1 19.12 31 Деловая графика. Условная функция. Логические функции и абсолютные адреса. 1 23.12 32 Инструктаж по ТБ. П.р. № 13 «Построение графиков и диаграмм». 1 26.12 33 Электронные таблицы и математическое моделирование. Имитационные модели. 1 16.01 34 Тест по разделу «Табличные вычисления на компьютере». 1 20.01 Управление и алгоритмы 10 35 Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. 1 23.01 36 Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов. 1 27.01 37 Инструктаж по ТБ. П.р. № 14 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов». 1 30.01 38 Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. 1 03.02 39 Инструктаж по ТБ. П.р. № 15 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов». 1 06.02 40 Циклические алгоритмы. 1 10.02 41 Инструктаж по ТБ. П.р. № 16 «Работа с циклами». 1 13.02 42 Ветвления и последовательная детализация алгоритма. 1 17.02 43 Инструктаж по ТБ. П.р. № 17 «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма». 1 20.02 44 Тест по разделу «Управление и алгоритмы». 1 24.02 Программное управление работой компьютера 16 45 Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами. 1 27.02 46 Знакомство с языком Паскаль. Линейные вычислительные алгоритмы. 1 02.03 47 Инструктаж по ТБ. П.р. № 18 «Разработка линейных алгоритмов». 1 05.03 48 Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений на Паскаль. 1 09.03 49 Инструктаж по ТБ. П.р. № 19 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием простых ветвлений». 1 12.03 50 Программирование диалога с компьютером. 1 16.03 51 Инструктаж по ТБ. П.р. № 20 «Логические операции на Паскале. Программирование диалога с компьютером». 1 19.03 52 Инструктаж по ТБ. П.р. № 21 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием логических операций». 1 23.03 53 Программирование циклов 1 06.04 54 Инструктаж по ТБ. П.р. № 22 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием». 1 09.04 55 Алгоритм Евклида. 1 13.04 56 Инструктаж по ТБ. П.р. № 23 «Алгоритм Евклида». 1 16.04 57 Таблицы и массивы. Массивы в Паскале. 1 20.04 58 Инструктаж по ТБ. П.р. № 24 «Одномерные массивы в Паскале». 1 23.04 59 Практическая работа № 25 «Разработка программ обработки одномерных массивов». 1 27.04 60 Тест по разделу «Программное управление работой компьютера». 1 30.04 Информационные технологии и общество 4 61 Предыстория информатики. 1 04.05 62 История ЭВМ .1 07.05 63 История программного обеспечения и ИКТ. 1 11.05 64 Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества. Информационная безопасность. 1 14.05 Повторение. 3 65 Итоговое тестирование по курсу 9 класса. 1 18.05 66-67 Повторение. 2 21.05
25.05 Итого 67 Контрольные работы (итоговые тесты) по разделам, всего 7, проводятся в электронном варианте на сайте school-collection.edu.ru