Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте по теме Дифференциация звуков [с] — [з] в подготовительной логопедической группе

Тема: Дифференциация звуков [с] - [з] (подготовительная логопедическая группа).
Цели:
Закрепление правильного произношения звуков [с] и [з] изолированно, в слогах, словах, в предложениях; уточнение их артикуляции;
Развитие фонематического слуха: дифференциация звуков [с]-[з] изолированно, в слогах, в словах;
Формирование навыков звукового анализа:
- давать характеристику звукам [с] и [з], знать их отличие друг от друга;
определять место изучаемых звуков в слове; определять количество звуков в
слове, количество гласных и согласных звуков;
делить слова на слоги; выкладывать звуковые схемы слов;
Закрепление умения отличать правильный графический образ букв С и 3 от их зеркального отображения;
Развитие зрительного гнозиса, зрительного и слухового внимания, памяти и мышления;
Развитие артикуляционной, мелкой ручной моторики.

Оборудование:
Две мягкие игрушки: Слон и Заяц;
Индивидуальные зеркала;
Схемы характеристики звука [с] и звука [з];
Предметные картинки (стол, лиса, ананас, замок, берёза, медуза);
Схемы для определения места звука [с] и [з] в слове: начало, середина, конец слова;
Два панно (плоскостные изображения ёлок из бархатной бумаги);

Маленькие предметные картинки в виде ёлочных игрушек (самовар, свеча, снежинка, маска, ласточка, зонт, змейка, избушка, азбука, звезда);
Три коробочки для определения количества слогов в словах;
Два панно с наклеенными буквами С и 3 (правильно написанные и зеркально отображённые - из бархатной бумаги);
«Снежки» (из синтепона) - 19 штук;
Предметная картинка - «козы»;
Индивидуальный раздаточный материал (коробочки с красными и синими квадратами и поля для выкладывания звуковых схем слов);
13) Карточки с изображением: зайчонка за сугробом, зайчонка за кустом, зайчонка за
рюкзаком, слонёнка за берёзой, слонёнка за забором, слонёнка за зонтом; 14) Поощрительные призы (звёздочки и солнышки);
15) Листы и простые карандаши на каждого ребёнка;
16) Мяч.


Ход занятия:
1) Организационный момент:
- К нам в гости пришли Слонёнок и Зайчонок. Какой первый звук в слове «слонёнок», «зайчонок»? ([с], [з]). Мы будем говорить о звуках [с] и [з].
2) Артикуляция и характеристика звуков [с] и [з]:
Дети сидят на стульчиках перед индивидуальными зеркалами. Произносят звук [с], а потом звук [з], уточняют их артикуляцию [с]: губы в улыбке, зубы сомкнуты в «заборчик», кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка слегка приподнята; [з] - то же самое + включение голоса).
Что вы знаете о звуке [с]? (согласный, твёрдый, глухой)
Что вы знаете о звуке [з]? (согласный, твёрдый, звонкий)
3) «Какой звук спрятался?»
Логопед предлагает две схемы характеристики звуков ([с] и [з])
Посмотрите на схемы и догадайтесь, где какой звук «спрятался» (на первой схеме зачёркнутый колокольчик - [с], на второй схеме - звенящий колокольчик - [з])
Чем похожи эти звуки? (оба согласные, твёрдые)
Чем различаются? ([с]- глухой, [з]- звонкий).
4) «Будь внимателен» (развитие фонематического слуха).
Дети сидят на стульчиках. Логопед произносит слоги и слова со звуками [с] и [з]. Дети хлопают в ладоши, если слышат звук [с], топают, если слышат звук [з]: сон, маска, роза, сумка, золото, задание, посуда, морозы, космос, ас, зы, бусы, тазы, со, автобус.
5) «Измени звук»
Логопед называет слоги и слова с глухим согласным [с], а дети меняют звук [с] на
[з] и называют слоги и слова со звонким согласным [з]:
Са (за), со (зо), су (зу), сы (зы);
суп (зуб) смей (змей)
соя (зоя) собор (зобор)
росы (розы) сайка (зайка)
лиса (Лиза) слить (злить)
6) «В слове слог договори и слово снова повтори».
Логопед произносит начало слова, а дети договаривают его, добавляя слог сы или зы
по выбору:
бу(сы) ве(сы) ча(сы) рель(сы)
та(зы) берё(зы) моро(зы) алма(зы)
7) Повторение чистоговорок:
- Кто правильно повторит чистоговорку, получит картинку от Зайчонка и Слонёнка:
Са-са-са - в лесу бегает лиса,
За-за-за - уходи домой, коза,
Со-со-со - у Сани колесо,
Зу-зу-зу - моем Зою мы в тазу,
Су-су-су - было холодно в лесу,
Зы-зы-зы - у Зои нет козы.
За каждый ответ дети получают по одной картинке (стол, лиса, ананас, замок, берёза, медуза). На доске схемы для определения места звука в словах.
- Определите, какой звук слышится в вашем слове? К какой схеме подойдёт ваше слово (дети ставят картинки на схемы, объясняя свой выбор)?
8) «Украсим ёлку».
- Зайчонок и Слонёнок очень любят весёлый праздник - Новый год и любят наряжать
ёлку. У каждого из них своя ёлка. Давайте украсим ёлку и Зайчонка и Слонёнка
игрушками. А игрушки не простые, а со словами. Выходите и выбирайте, какие
игрушки вы повесите на ёлку Слонёнка, а какие - на ёлку Зайчонка.
У логопеда в руках коробочка с «игрушками», а на доске две ёлки. Каждый берёт по одной
игрушке и определяет, на чью ёлку её повесить (Зонтик - Зайчонку, Снежинку -
Слонёнку).
9) «Уберём игрушки» (деление слов на слоги).
- Какие нарядные ёлки получились! Но празднование Нового года закончилось и нужно убрать игрушки до следующего Нового года в эти три коробки. В коробку с одним квадратиком сложите игрушки, в названии которых один слог, а с двумя квадратиками - два слога, с тремя квадратиками - три слога (на столе рядом с ёлками - три коробки с наклеенными квадратами (один, два и три квадрата)
10) Физкультминутка: игра с мячом.
Дети встают в круг, логопед с мячом – в центре. Логопед называет слово со звуками [с] и [з], дети бросают мяч обратно, образуя слово с уменьшительно-ласкательным значением (коза, зуб, сын, миска, сумка и др.).
11) «Игра в снежки»
На доске два панно с правильным графическим образом буквы С и буквы 3 и их зеркальным отображением.
- Слонёнок и Зайчонок очень любят играть в снежки и предлагают вам сыграть с ними. Закройте снежками все буквы С, которые написаны правильно. У логопеда в руках коробка со «снежками», дети берут по одному снежку и закрывают буквы. В итоге получается большая, написанная из снежков, буква С. Аналогичная работа проводится со вторым панно (буква 3).
12) Печатание буквы С, буквы 3, слова «козы».
- Садитесь за столы и напишите на листочках букву С, потом рядом с ней - букву 3 (у логопеда в руках картинка с изображением коз).
- Что нарисовано на картинке? (козы) Выложите схему слова «козы».
Дети работают с индивидуальным раздаточным материалом: выкладывают на столах из красных и синих квадратов звуковую схему слова «козы».
- Сколько звуков в этом слове? (четыре) Назовите.
- Сколько согласных? Назовите.
- Сколько гласных? Назовите.
- Сколько слогов? (два) Почему? (два гласных: [о], [ы])
- Напишите это слово у себя на листочках. Теперь зачеркните букву 3 и сверху напишите букву С. Какое слово получилось? (косы) У кого бывают косы? (у девочек)
13) Подведение итогов и оценка работы детей:
- О каких звуках говорили? Чему учились? (оценка работы детей)
15