КОНСПЕКТ НОД ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР «ЛЕСНАЯ ШКОЛА»





КОНСПЕКТ НОД ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
НА ТЕМУ: « ЗВУКИ Т, ТЬ. БУКВА Т».


Подготовила и провела
воспитатель: Кавтаськина С.Н.

2016 год

Тема: «Звуки т, ть. Буква Т».
Цель: закрепить знания детей о звуках т, ть и буквы Т.
Задачи: 1. Образовательные:
Продолжать совершенствовать умение правильно и четко произносить звуки т, ть;
совершенствовать умение интонационно выделять звук в слове; дифференцировать понятия «гласный – согласный» звуки;
закреплять умение определять положение звука в слове (начало, середина, конец слова);
2. Коррекционно – развивающие:
развивать слуховое восприятие и внимание, фонематические процессы;
память, мышление, связную речь, артикуляционную, общую и мелкую моторику, правильное дыхание;
3. Воспитательные:
воспитывать положительное отношение к речевой деятельности, самостоятельность при выполнении
заданий;
воспитывать умение выслушивать высказывания своих товарищей;
воспитывать эмоциональную адекватность ( умение выражать радость).
Словарная работа: * обогащение словарного запаса детей словами со звуками т, ть;
Методы и приёмы.
Игровые: сюрпризный момент – приглашение в «Лесную школу», корзинка с играми, игра с зонтиком, дидактические игры «Поймай звук», «Найди место звука в слове».
Словесные: вопросы, художественное слово (загадки, стишки, чистоговорки).
Практические: работа с карточками - «Разноцветные дорожки», работа со схемами слов и фишками.
Наглядные: показ предметных картинок, буквы Т.
Физкультминутка: « Я родился»!
Материал и оборудование: корзинка, предметные картинки ( туча, трава, топор, тыква, дятел, синица), магнитофон, фонограмма «Шум леса», карандаши(синие и зелёные) по количеству детей, зонт, карточки с 4 картинками в названии которых есть звуки т и ть, схемы слов, фишки (зелёные и синие), предметные картинки в названии которых есть звуки т или ть и полоски бумаги по количеству детей, буква Т,
Предварительная работа: повторение опознавательных признаков гласных и согласных звуков, работа со схемами слов, дифференцирование звуков оппозиционных по твёрдости – мягкости,





Методы и приемы.
Деятельность педагога направленная на детей
Деятельность детей.
Мотивация
деятельности. Сюрпризный момент:
телеграмма - приглашение в «Лесную школу».
Дыхательная гимнастика «Весенний лес».
Вопросы.
.
Игра «Найди листочек с дерева».
Словесное поощрение.
Сюрпризный момент: корзинка с играми.
Загадывание загадок.
Показ предметных картинок.
Вопросы.
«Тайна» звука Т.
Индивидуальная работа.
Посещение сказочной поляны.
Загадывание загадок.
Вопросы.
Показ предметных картинок.
Указания.
Словесное поощрение.
Вопросы.
Игра с зонтиком.
Повторение
чистоговорок.
Игра «Поймай звук».
Работа с карточками –«Разноцветные дорожки».
Словесное поощрение.
Физкультминутка
«Я родился»!
Игра «Найди место звука в слове»- на доске.
Работа со схемами слов и фишками.
Словесное поощрение.
Вопросы.
Показ буквы Т.
Художественное слово: стихи о букве Т.
Письмо буквы.
Работа с полосками.
Словесное поощрение.
Вопросы.
Обобщение ответов.
Орг. момент.
Приветствие гостей.
Педагог показывает детям письмо.
- Сегодня мне передали телеграмму, от наших лесных друзей, а адресовано оно Вам, ребятам подготовительной группы.
Хотите я прочитаю что в нём написано?
Педагог читает письмо.
« Приглашаем детей подготовительной группы в «Лесную школу», где Вы можете узнать много нового и интересного.
Ваши друзья.»- Ну что, примем приглашение. Хотите пойти в «Лесную школу» и узнать что-то новое и интересное?

- Посмотрите, как красиво в лесу. Подышим лесным воздухом, вдохнём аромат леса.
Выполнение дыхательной гимнастики.
(делаем носиком глубокий вдох и выдыхаем открытым ртом- 2 раза)
- А какое сейчас время года?
- Что происходит весной в природе?
Назвать признаки весны, используя опорные картинки.

Представьте себе, что мы оказались в весеннем лесу.
- Какие вы здесь видите листья?
(Педагог называет каждого ребёнка по имени и предлагает найти листочки с разных деревьев).
- Найди кленовый листочек.
- Найди рябиновый листочек.
- Найди березовый листочек.
А еще, что есть у березы? Какие они?
(педагог называет по очереди ребят и предлагает назвать и показать листочки с разных деревьев).
- Молодцы!
А вот и «Лесная школа», проходите, садитесь.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Педагог обращает внимание детей на пенёк с корзинкой.
- Посмотрите, здесь какая-то корзинка стоит, наверное, это оставили для нас лесные зверята. Надо в неё заглянуть.
Педагог достаёт из корзинки листок с написанными на нём загадками.
- Это дубовый листок, а на нём написаны загадки.
Хотите попробовать их отгадать?
Педагог загадывает детям загадки, а по ходу отгадывания выставляет картинки – отгадки, хвалит за правильные ответы.
« Пушистая вата плывёт куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.»- Как Вы думаете что это?
«Высока и зелена
Будет скошена она.
Овцы, козы и коровы
Есть её всегда готовы»
- А это что такое?
«До обеда с горяча, поработает с плеча –
И в итоге, будь здоров,
Он наколет столько дров!»
- Догадались, что это?
«В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена.»-Что это за жёлтый мяч?
- Посмотрите на картинки – отгадки: туча, трава, топор, тыква
- Ребята, давайте произнесем эти слова и назовем первый звук.
- какой одинаковый звук в этих словах?
А сейчас вспомним и расскажем «тайну» этого звука.
-какой это звук: гласный или согласный?
Согласный. Почему?
- Какой это согласный: звонкий или глухой?
-Глухой. Почему?
Еще какой? Твердый.
Повторить с Катей Х. , Лешей А.
Молодцы, ребята!
- А еще, сегодня в «Лесной школе» мы поиграем со звуком т и узнаем о нём что-то новое. В «Лесной школе» есть сказочная поляна. Хотите побывать там?
Включается тихая музыка «Шум леса».
Педагог вместе с детьми проходит на ковёр, оформленный в виде лесной полянки.
-Вот мы и пришли, садитесь на полянку и закройте глаза. Послушаем звуки весеннего леса.
Что вы услышали?
-А слышите, кто-то стучит? Тук-тук-тук…
«Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой-
Всё равно он будет мой».
- Догадались про кого эта загадка? Кто стучит в лесу?
- Послушайте, кто-то по-другому стучит? Тень-тень-тень…
«Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.»-А эта загадка про кого?
Педагог берёт в руки картинки с изображением дятла и синицы.
- Посмотрите, ко мне на ладошку прилетели дятел и синичка. Хотите с ними поиграть?
- К кому дятел сядет на ладошку, постучите тук-тук-тук-тук…- так стучит дятел: твёрдо.
А к кому синичка сядет на ладошку, постучите тень-тень-тень-тень… - так стучит синичка: мягко, нежно.
Педагог подходит к каждому ребёнку и сажает ему на ладошку дятла или синичку.
- Молодцы, хорошо помогали стучать синичке и дятлу.
-А теперь вспомним, какие две группы звуков Вы знаете?
-Почему гласные звуки мы называем гласными?
- А почему согласные звуки мы называем согласными?
Молодцы и это вы хорошо запомнили.

Педагог обращает внимание детей на корзинку.
-Ребята, посмотрите, в корзинке зонтик и мне кажется он не простой, а волшебный и мы с ним поиграем.
Хотите?
-До кого я дотронусь зонтиком, тот будет повторять за мной чистоговорку.
«Та-та-та- я везу кота.
Ту-ту-ту – помоги коту.
Ты-ты-ты- сметану съели всю коты.
Ать-ать-ать – я иду гулять.
Еть-еть-еть – я буду петь.
Ить-ить-ить – я хочу пить.»-Молодцы!
А сейчас поиграем в игру «Поймай звук».
Я вам буду называть слова, если в слове есть звук т или ть, то ваши ладошки ловят этот звук, вот так (показ),если звука нет, то ладошки молчат.
Слова: тигр, платье, книга, ручка на внимание), кот, тарелка, (дверь), тетрадь, суббота, стекло, (дом), тишина.-Ребята , а давайте вспомним как обозначаются согласные твёрдые и мягкие звуки?
Педагог обращает внимание детей на корзинку.
-Посмотрите, а в корзинке есть карточки и карандаши. Наверное, наши лесные друзья хотят, чтобы мы нарисовали разноцветные дорожки.
От зелёного кружочка вы будете вести зелёные дорожки к картинкам, в названии которых есть звук ть, а от синего кружочка будете вести синие дорожки к картинкам, в названии которых есть звук т. Вам понятно задание?
Педагог контролирует правильность выполнения задания.
Проверяется правильность выполнения задания каждого ребёнка.
- А сейчас проверим?
- ……., к каким картинкам ты нарисовала зелёные дорожки, а к каким синие? Почему?
-Молодцы. Все справились с заданием наших лесных друзей! Устали?
- Я приглашаю Вас на полянку отдохнуть.
«Я родился! Я родился!
Снег пробил!
На свет явился!
Ух, какой ты, снег, колючий..Ты холодный, снег, и злющий.
О морозах зря мечтаешь,
Очень скоро ты растаешь,
Уплывешь потоком в речку
И не скажешь ни словечка!
Педагог обращает внимание детей на корзинку.
-Давайте посмотрим, может быть в корзинке, есть ещё какие – то игры для нас.
Педагог достает из корзинки схемы слов, фишки и картинки.
- Наши лесные друзья предлагают поиграть в игру «Найди место звука в слове». Хотите?
Педагог раздаёт детям картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук т или ть (в начале, середине, конце слова), фишки (зелёную и синюю) и схему слова.
-Ребята, посмотрите каждый на свою картинку и определите, где находится в слове звук т – в начале, середине , конце слова и какой он – твёрдый или мягкий и положите фишку в нужный квадратик.
Проверяется правильность выполнения задания каждого ребёнка.
-Какие Вы молодцы, правильно выполнили задание.
-Вы знаете, что каждый звук обозначается чем?
-Правильно, каждый звук обозначается буквой.
Звуки т и ть тоже обозначаются буквой.
Это буква Т.
Педагог показывает букву.
-Посмотрите, на что же похожа буква Т.
-Молодцы.
«Буква Т стоит на крыше;
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась». А.Шибаев.
«Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?»
Е. Тарлапан.
-Вот какая буква Т, похожа и на антенну, и на молоток, и на телефон….. .-Давайте напишем букву Т пальчиком в воздухе.
Педагог показывает написание буквы.
-А теперь напишите букву Т пальчиком на подносе с манкой.
Педагог обращает внимание детей на корзинку.
-Посмотрите, в корзинке остались (педагог показывает) разноцветные полоски.
-Хотите попробовать выложить из них букву Т.
Педагог раздаёт детям полоски.
Педагог хвалит каждого ребёнка за выполненное задание.
3.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
-Ребята, какие Вы молодцы, во все игры наших лесных друзей поиграли, а они были очень трудные.
-С какими новыми звуками мы играли в «Лесной школе»?
-Что Вы узнали про эти звуки?
- А с какой буквой мы работали?
-Молодцы. А какие интересные игры Вам больше всего запомнились?
-Правильно. Вам понравилось в «Лесной школе»? Придём ещё сюда?
Ну, а сейчас нам пора возвращаться в группу. До свидания!
Дети прощаются с гостями.


Дети стоят в кругу.
Проговаривают хором.
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Хотим.
Дети соглашаются и проходят в группу, оформление которой соответствует весеннему лесу.
(В вазах стоят веточки с листочками: березы, рябины, клена)
- Сейчас весна.
Весной солнце пригревает.
Снег растаял.
Появились первые цветы – подснежники.
На деревья набухают почки и появляются листочки.
Весной прилетают птицы из теплых стран. Весной просыпаются насекомые и дикие животные в лесу.
- березовые, кленовые, рябиновые, А в лесу - дубовые …
(Дети образуют притяжательные прилагательные от существительных – названий деревьев).
- Найди листочек с клёна.
Если он с клёна, значит он какой?
-Найди листочек с березы. Если он с березы, значит он какой?
Какие первые листочки? Зеленые, нежные…
- У березы есть сережки.
Они длинные, коричневые.
Дети садятся на стульчики за столами.
-Хотим.
- Подумайте, что же это за пушистая вата, которая плывёт, а потом дождик идёт?
-Это туча.
-Что же это такое: высокая, зелёная, её косят и очень любят овцы, козы, коровы и другие домашние животные?
- Это трава.
-Подумайте, что это за инструмент, которым колют дрова?
- это топор.
-Что же это за жёлтый мяч, который в огороде растёт и как луна жёлтого цвета?
-это тыква.
Педагог и дети произносят слова, интонационно выделяя звук т.
-Все слова начинаются на звук т.
- Согласный.
-воздух проходит с трудом, мешают верхние зубки, язычок упирается.
- Глухой!
Горлышко не звенит, когда его произносим.
-Хотим.
Дети вместе с педагогом проходят на ковёр, оформленный в виде лесной полянки.
Дети закрывают глаза и слушают звуки.
-Голоса птиц.
-Кто стучит в лесу и ищет под корой деревьев себе корм?
-Это загадка про дятла, это он стучит.
-Подумайте, что за птичка такая: спинка зелёная, животик жёлтый, головка и грудка чёрные?
- Это загадка про синицу, это она подаёт свой голос.
-Хотим.
Дети выполняют инструкцию воспитателя, изображая, как стучит дятел и синица.
-К тебе на ладошку сел дятел, вспоминай, как он стучит.
-К тебе села синичка, а она как стучит, вспоминай.
При затруднении педагог напоминает стук птиц.
Дети садятся за столы.
- Мы знаем гласные и согласные звуки.
-Гласные звуки мы называем гласными, потому что они тянутся, поются, в ротике нет преграды, а ещё они произносятся с голосом.
-Согласные звуки мы называем согласными, потому что они не тянутся, не поются, в ротике есть преграда, они произносятся отрывисто.
-Хотим.
Педагог произносит чистоговорки и поочерёдно дотрагивается до каждого ребёнка зонтом.
Дети повторяют чистоговорки .Коля О.
Руслан Б.
Саша К.
Настя М.
Катя Х.
Леша А.
Педагог произносит слова, контролирует правильность выполнения задания:
Дети выполняют задание.
-Согласные твёрдые звуки обозначаются синим цветом, а мягкие звуки – зелёным цветом.
Дети выполняют дифференцированное задание:
Коля О. -2 картинка, Раслан Б. – 3картинки,
Настя М, Катя Х., Саша К. – по 4 картинки.
При затруднении педагог уточняет:«Разве в этом слове есть звук т или ть, послушайте внимательно».
Повторное произнесение слова.
- Каким цветом обозначаются согласные твёрдые и мягкие звуки?
-К картинке…….. ты нарисовала зелёную дорожку, почему?
-Потому что в её названии звук т мягкий.
А к картинке …..синюю. Почему?
-Потому что в её названии звук т твёрдый.
-К картинкам …………я нарисовала зелёные дорожки, потому что в их названии есть звук ть. А к картинкам ………..я нарисовала синие дорожки, потому что в их названии есть звук т.
- Дети прикасаются ладонями к груди и поднимают руки вверх.
- Складывают ладони перед грудью в бутон и поднимают руки на уровень глаз.
- раскрывают бутон, раздвинув пальцы в стороны.
- грозят указательным пальцем.
- скрещивают руки на груди и хлопают ладонями по плечам.
- водят указательным пальцем вправо-влево.
- машут ладошками движением от себя.
- производят волнообразные движения руками.
- в конце прижимают указательный палец к губам.
Дети садятся на места.
-Хотим.
При затруднении педагог подходит к ребёнку и оказывает помощь: «Произнеси слово, где находится звук т в этом слове, какой он – твёрдый или мягкий».
Дети выполняют задание.
Ребёнок показывает картинку, проговаривает название предмета, называет какой звук (твёрдый или мягкий) и его местоположение (начало, середина, конец слова).
-Каждый звук обозначается буквой.
Звуки мы слышим и произносим,
буквы читаем и пишем.
Дети предполагают на что похожа буква(на телефон, на молоток и т.п.)
Дети пишут букву в воздухе.
Дети пишут букву на столе.
-Хотим.
Дети выкладывают из полосок букву Т.
-Мы играли со звуками т и ть.
-Звук т согласный твёрдый, а звук ть согласный мягкий.
-Мы работали с буквой Т.
Дети вспоминают игры.
-Да. Придём.
Дети уходят в группу.