Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.


МБОУ СШ № 1 г.Вельска структурное подразделение
«Детский сад № 11 «Радуга»
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Буква Щ и звук [щ]»
Подготовила и провела:
учитель – логопед
Курова Анна
Николаевна
18.04.2015.
г.ВельскТема: Буква Щ и звук [Щ].
Цель: Знакомство с буквой и со звуком [щ]
Коррекционно-образовательные:
Закрепить навыки произношения звука [щ].
Познакомить с буквой Щ и со звуком [щ].
Учить определять наличие звука в слове.
Закрепить умение составления предложения с заданным словом, определяя место слова.
Закрепить умение определять место звука в слове.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать фонематический слух, мелкую моторику рук, воображение.
Развивать координацию речи с движениями.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение слышать и слушать сверстников и педагога.
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование: презентация, картинный материал, набор для звуко-буквенного анализа, схема предложения, экран, схема для анализа звуков.
Содержание:
Знакомство со звуком [Щ].
Сегодня я приготовила для знакомства с вами, новый звук и букву, но увы один сказочный герой эту букву заколдовал! Что мы с вами будем делать? (ответы детей) Хотите узнать кто это? Слушайте загадку!
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом - такая злюка!
Конечно, это ... (щука) [слайд 2]
Послушайте, какой первый звук в слове «щука»?
Давайте вместе его произнесем! [слайд 3]
1 задание: Произносят и объясняют артикуляцию звука [Щ]:
губы в легкой улыбке;
зубы сближены;
широкий кончик языка поднят за верхними зубами и образует щель;
по центру языка идет плавная теплая воздушная струя;
горло «молчит».
Символ звука: дворник подметает улицу: ЩЩЩ... [слайд 4]
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает воздуху преграду), всегда мягкий, глухой. Обозначение: зеленый квадрат. (Выкладывать по мере определения характеристик звука).
(Индивидуальные ответы детей – характеристика звука.)
Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Щ]». Задание от щуки:
щ, п, к, щ...; ща, пы, щу...; ащ, ощ, уп...; щавель, щетка, корова, ящик, молоток, лещ... (экран) [слайд 5]
Задание 4: Приготовьте пальчики. Я произнесу предложение, а вы посчитайте, сколько раз услышите звук щ. [слайд 6]
Щука щучила щурят
Не глотайте всех подряд
Щепки, щетки, хлам железный,
Щукам вовсе не полезный.
Физ. Минутка:
Щука хищная, зубастая, Двумя руками изобразить пасть щуки.
Для лещей, плотвы опасная, Щука щелкает зубами – пальцами.
Ищет, чем бы поживиться? Ладонь сложить лодочкой. Руками
имитировать движения рыб.
Помахать кистями рук, как хвостом.
Кто-то там, в воде резвиться? Пасть щуки захлопывается.
Чей-то рядом хвост мелькает?
Хвать? Тут щука не зевает! Указательным пальцем изобразить крючок,
Но попалась на крючок – перебирать руками воображаемую леску.
Тащит щуку рыбачок! Тащить из воды щуку.
Задание 5: Определи место звука [щ] в слове: в начале, в конце и в середине слова. (Использование табличек+цветные квадратики.) [слайд 7]
щука, щавель, вещи, щетка, ящик, плащ.
Задание 6: Заменить первый звук в слове на звук [Щ]. Какие слова получились?
кепки — щепки, мука — ..., кит — ..., река — ..., венок — ... .[слайд 8-13]
Задание 7: Самостоятельный звуко-буквенный анализ слов: щука. [слайд 14-15]
- Определим, из каких звуков состоит слово щука (выполняем звуковой анализ слова).
- Посчитайте, сколько всего звуков в этом слове.
- Сколько мягких согласных звуков в этом слове?
- Сколько твердых согласных?
- Сколько гласных звуков?
- Вспомним правило: сколько в слове гласных…закончите предложение (столько и слогов)
- Проверим – прохлопаем это слово. Сколько слогов получилось?
- Мы подтвердили правило?
- Назовите первый слог; второй слог.
Задание 8: Составьте со словом щука предложение. [слайд 14-15]
(Дети составляют предложения. Лучшее предложение дети самостоятельно выкладывают, далее педагог выкладывает на мольберте – дети проверяют свои схемы.)- Сколько слов в предложении?
- Назовите первое слово в предложении? Последнее?
Посмотрите, щука хочет нам что-то сказать! [слайд 16]
По-щучьему веленью,
По-моему хотенью
Вернись буква к детям!)Задание 9: Знакомство с буквой Щ. [слайд 17]
Щ — это щетка с загнутой ручкой.
Все перечистим щеткой-колючкой.
(В. Ковшиков)
На что еще похожа буква Щ? (Щётка, забор, гребешок) [слайд 18]
Чтобы щука больше не была такой злюкой, мы для нее раскрасим букву Щ.
приложение
Гимнастика для глаз.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.


перечеркнутый
перечеркнутый