Итоговое занятие по окружающему миру для детей ЗПР старшая группа


«В гости к бабушке Федоре»
Цель:
Обобщить знания детей о предметном мире: одежда, головные уборы, посуда, орудия труда.
Задачи:
- Совершенствовать представление об одежде, обуви, и головных уборах, их назначении, материалах, из которых они сшиты;
-закрепить знания детей о различных видах посуды, ее назначении, из чего изготовлена;
-уточнить назначения орудия труда: лопата, грабли, лейка.
-активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы «Федорино горе» К.Чуковского; отгадывание загадок о посуде, одежде, орудии труда; рассматривание иллюстрации с изображением посуды, одежды, орудия труда; д\и «Посуда», «Одежда»; рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства; игры: «Что в чем?» (словообразование), «Четвертый лишний» , «Чего не хватает?» и др.
Материал: ПК, экран, презентация к занятию, рисунки к игре «Чего не хватает?» с недостающими деталями (посуда), простой карандаш, мяч, посуда ( кастрюля, тарелка, чашка, конфетница, ложка деревянная, ложка железная, блюдо)
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости, а чтоб узнать к кому отгадайте загадку:
Кто не моет, не стирает,
мусор, грязь не убирает?
От кого сбежали чашки?
Есть такая замарашка.
Ни к чему вопросы, споры –
всем знакома та…(Федора).
Воспитатель: Правильно, но прежде чем идти нам нужно по сезону одеться. Посмотрите на экран какое время года изображено?
1 слайд
Воспитатель: правильно, весна.
- Почему? (Тает снег, прилетают птицы, солнце ярче светит.)
- Какие вещи мы одеваем? (Теплые, куртки, шапки, сапожки, перчатки)
-Посмотрите на экран , что это изображено, как мы назовем это одним словом? (одежда)
2 слайд
-Куртка из какого материала бывает сшита? Свитер? Сапоги? Брюки? Шапка? Ботинки?
-Скажите, как называется одежда, которую мы надеваем в это время года? (весенняя).
Воспитатель: Молодцы, правильно. А сейчас мы пойдем в гости к бабушке Федоре.
Подходим к домику, стучимся. Выходит бабушка Федора.
Федора: Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуйте!
Федора: Как хорошо что вы ко мне пришли, у меня большое горе, убежала от меня посуда: кастрюля, вилки, чашки, тарелки да ложки убежали от меня по дорожке. Убежала вся посуда, а мне без нее худо. Дорогие дети, помогите мне ее найти и домой вернуть.
Воспитатель: Что ребята поможем Федориному горю?
Дети: Да, поможем.
Игра «Угадай, какая посуда спряталась»?
Воспитатель:
Ребята, внимательно посмотрите на экран и угадайте, какие предметы спрятались?
3 слайд
Федора оглядывается, подходит к столу с посудой и радостно вскрикивает:
– Ой, вот она моя посуда! Спасибо вам ребятки, что помогли мне ее найти. Теперь я буду ее любить, холить, мыть и убирать, я с ней не расстанусь никогда, посуда бедная моя.
Воспитатель:
Ребята, давайте присядем на стульчики и расскажем Федоре, что мы знаем о посуде.
Воспитатель: Какая посуда бывает по назначению?
Дети: Кухонная, столовая, чайная.
Воспитатель: Назовите кухонную посуду?
Дети: Кастрюля, сковорода, чайник, половник, тарелка, самовар.
Воспитатель: Из чего может быть изготовлена кухонная посуда?
Дети: Из чугуна, стекла, керамики, металла.
Воспитатель: Ребята, как будет называться посуда, из которой мы едим?
Дети:Столовая – обеденная.
Дети: Мелкая и глубокая тарелка, вилка, ложка, нож, салатница, селедочница, стакан.
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, какой посудой пользуются, когда пьют чай?
Дети:Чайной посудой.
Воспитатель: Назовите, какую чайную посуду вы знаете?
Дети: Блюдце, самовар, чайник, чайная ложка, заварочный чайник, сахарница.
Воспитатель: Из чего может быть изготовлена чайная и столовая посуда?
Дети: Из стекла, глины, пластмассы, дерева.
Воспитатель:Почему стеклянная посуда требует бережного отношения?
Дети:Стекло очень хрупкое и такую посуду легко разбить.
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем.
Игра с мячом
Воспитатель говорит головной убор, обувь или одежда –дети должны их назвать (головной убор- шапка, обувь- сапоги, одежда- куртка и т.д.)
Федора:
Ну и умники, ваши дети, все знают.
Игра «Что без чего?»
Федора: Я разбила много посуды. Такая я неаккуратная.
Воспитатель:
Видела я ее посуду, то одной части не хватает, то другой. Давайте попробуем починить посуду, для этого надо дорисовать и назвать недостающие части.
(Раздаю листочки, дети садятся за столы и дорисовывают недостающие детали, комментируя свои действия).
Например: Эта чашка без ручки. Я дорисовал ручку и т.д.
Федора: Молодцы, ребята, спасибо вам.
Воспитатель: Ребята мы знаем что сейчас весна , а весной сажают урожай в огородах, чтобы вырастить овощи и собрать богатый урожай овощей нужно много работать на огороде. Что нам нужно для этого? Посмотрите на экран
- сажать;
- поливать;
- пропалывать;
- рыхлить;
- собирать урожай.
А чтобы сажать, поливать, рыхлить, нам нужны орудия труда, какие?
Дети: лопата, грабли, лейка.
Федора:
Спасибо вам дети за помощь. За это я хочу вас отблагодарить.
Федора дарит игру «Посуда».
Дети:
Спасибо бабушка Федора.
Федора:
Мне пора идти наводить порядок в доме, до скорой встречи.