Ситуации и приёмы постановки учебной задачи


Сеник Янина Болеславовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №13» г.Воркуты 2016 Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. Вся учебная деятельность современного урока строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Понятие учебной задачи Учебная задача – это определённое учебное задание, которое имеет чёткую цель.Учебная задача – это цель, заданная в определенных условиях. Задачи есть способ достижения цели, в них раскрыта последовательность ее достиженияУчебная задача - это системное образование, состоящее из двух обязательных компонентов: - предмет задачи; - модель требуемого состояния предмета задачи. Задачи урока формулируются к ведущей цели урока - усвоение определённых способов действия, которые необходимы для её достижения.Важно формулировать задачи через глаголы, отражающие УУД: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Количество задач может быть разным, исходя из поставленной цели, содержания учебного материала, логики действий учащихся. Этап урока соответствует поставленной задаче или нескольким задачам. Действия по выделению и принятию детьми учебной задачи: обнаружение своего неумения справиться с практической задачей за счёт прежде выработанных средств;расчленение общего способа и самого действия (что нужно сделать);обоснование имеющегося практического результата принимаемой схемой общего способа;соотнесение последовательности овладения общим способом с практическим результатом ( для чего это);разделение процесса учения и практического действия.[2] Этапы постановки учебной задачи Ситуация успеха Ситуация неуспеха Контроль способа Перевод частной проблемы в общую (преобразование условий учебной задачи) Понятие учебной ситуации Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой школьники с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию продумать содержание учебной задачи, продумать и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения Учебная задача Мотивация Учебная ситуация Виды ситуаций Выбор - дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.Неопределенность - неоднозначные решения ввиду недостатка данных.Неожиданность - вызывает удивление необычностью, парадоксальность. Конфликт - ситуация, рассматривающая противоположности. Несоответствие - не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.   Проектируя  учебные   ситуации,  необходимо иметь в виду, что они должны строиться с учётом: возраста ребёнка,специфики  учебного  предмета, уровня сформированности учебных действий учащихся,включения содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Ситуация выбор ? Ситуация неопределённость Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[и]вал, зап[е]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Ситуация неожиданность Сидят на ветке воробьи,Болтают про дела свои,Вспорхнули с ветки воробьи!Что вы заметили? Ситуация несоответствие Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». - Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».  - Почему так получилось?  - Какое правило не знал автор записки?  - Как правильно записать это слово? Ситуация – проблема Современное телевидение и сеть Интернет переполнены информацией. Как вы считаете, каких передач и сериалов для детей не хватает сегодня на ТВ и в Интернет? Придумайте названия этим передачам и сериалам. Спроектируйте учебную задачу: (до)ехал (до)б...рёзы (по)бежал (по)д...роге (про)читал (про) город (на)кричал (на) с...баку Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова? 1) слова из словарика и не из него. 2) слова с приставками и предлогами. 3) глаголы и прилагательные Спроектируйте учебную задачу: 56:899:3312:0Выполни деление устно, докажи правильность полученного результата, сделав проверку умножением. Приемы создания проблемной ситуации Прием создания проблемной ситуации Вопросы и предложения для противоречия Вопросы и предложения для формулирования проблемы 1.Предъявить противоречивые факты Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите? Какой вопрос возникает? 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием Сколько мнений? Какова будет задача урока? 3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Что вы предполагали сначала?Что получилось? Сформулируйте проблему. Приемы создания проблемной ситуации Прием создания проблемной ситуации Вопросы и предложения для противоречия Вопросы и предложения для формулирования проблемы 4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение? Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно? 5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока? 6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний. Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено? Какова будет тема урока? Приёмы создания ситуации интеллектуального конфликта интерактивные кроссвордывосстановление текста с пропусками понятий, среди которых есть неизвестные детям.Задание-загадка: «Попробуйте открыть тайну названия сказки» с урока литературного чтения по нанайской сказке «Айога» Таким образом, учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия: Создать такую учебную ситуацию, в которой учащийся обнаружит своё собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ученика, что обеспечит её принятие.Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать интерес к учебной задаче. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки и т. д.Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик - учитель, помогающий ученику сформулировать свой вопрос и найти на него ответ». С вопроса, с удивления начинается мышление. Наука понимания самая трудная. «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак». Оноре де Бальзак. ? Желаю успеха!