План-конспект занятия кружка «Город мастеров». Тема: Вязание игрушки «Лягушка. (4-8 класс)

План-конспект занятия кружка «Город мастеров»:
«Вязание игрушки «Лягушка»


Цель: сформировать интерес к декоративно-прикладному искусству на примере изготовления вязаной игрушки.
Задачи: - научить вывязывать  игрушку «Лягушку»;  - развивать творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов и  инструментов;  -  воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.  Инструменты и материалы: пряжа, крючок, ножницы.  Наглядность: образцы.                                          Ход занятия.
Организационная часть.
     II.  Теоретическая часть.       1. Вступительное слово педагога.  Искусство вязаной игрушки берет свои корни из давних времен вязание декоративных предметов крючком и спицами было популярно еще в Древнем Египте. Несмотря на то, что история этих игрушек весьма древняя, они всегда актуальны и современны ведь каждая из связанных вручную игрушек неповторима и имеет свой характер, способна создать определенное настроение. К игрушкам относятся еще более чем серьезно,  искусствоведы пишут диссертации в этой области, придумывают  терминологию. Скажите девочки, какими инструментами можно связать игрушки? Сегодня я расскажу, как с помощью обычного вязального крючка и спиц можно создать  игрушку. Зверята, выполненные своими руками, сегодня необычайно популярны. Не секрет, что даже взрослые любят игрушки. Они позволяют пусть и на короткое время вернуться в мир, где нет тревог и забот, где все просто и интересно, в мир своего детства. Вязаные игрушки несут в себе самое теплое и  светлое они являются олицетворением чего-то очень домашнего и ласкового. Их невероятно приятно держать в руках: эти игрушки очень мягкие и созданы только с одной целью дарить минуты радости и хорошего настроения. Может, поэтому многих захватывает идея изготовление игрушек. Кто-то мастерит их из кожи и дерева, кто-то – из лоскутков ткани, отливает фарфоровые или гипсовые лица кукол, лепит из глины крошечные ручки и ножки, а кто-то берет в руки спицы или крючок и начинает вязать.  Игрушки – это модно, стильно, весело. А если их делать своими руками – то это еще и увлекательно! Получается порой такая красота, что хочется показать её людям, всерьез заинтересованным и просто любопытствующим.  (Показ слайдов). Научившись вязать игрушки, вы сможете преподносить, дорогим вашему сердцу людям, оригинальные подарки, а ваши младшие братья и сестрички будут в восторге, глядя на то, как на их глазах рождаются удивительные игрушки. Научится вязать игрушки в виде цветов, кукол или животных, можно на занятиях в нашем объединении.  Многим нравится вязать кукол, каждый раз они получаются другими, несмотря на то, что вяжутся они по одной и той же схеме. Каждая связанная  игрушка  имеет свой характер и свою историю создания, а затем – и историю жизни. Например, для очаровательного зайца использовалась пряжа от старой распущенной кофточки. А в щенке узнается старый папин шарфик. Приступая к вязанию игрушек в первый раз, вы девочки начнете с самой простой модели. Так, например, можно начать с симпатичной божьей коровки или лягушки, а затем попробовать связать мишку или зайку. Со временем к вам прейдет опыт и определенные навыки,  собственные секреты изготовления поделок. В любом случае игрушки получатся очень симпатичными и милыми, а поэтому и самыми любимыми для  вас. Игрушки вяжут спицами и крючком в зависимости от модели. Игрушки, выполненные спицами, получаются более мягкими, а вот модели, изготовленные крючком, хорошо держат форму и имеют более плотное полотно.  На занятиях девочки вы можете  экспериментировать, и придумывать собственных персонажей. Связанную игрушку  можно изменить – изготовить ей соответствующий костюм. Повязать на шею мишутке или зайке небольшой бантик или вязаный шарфик, и игрушка станет нарядной и праздничной. Вязаный зверек станет относиться к женскому полу, если его голову украсить милым бантиком или ярким цветочком, надеть на шею бусы или нарядить в симпатичное платьице. Зверюшку-мальчика  одеть в штанишки, комбинезон или жилетку. Естественно, на вязаных игрушках лучше смотрятся вязаные наряды, хотя вполне подойдет и одежда, сшитая из лоскутков ткани.  Вязаные игрушки  могут послужить и украшением интерьера. Зачастую бывает, что даже в самом продуманном дизайне не хватает какого-то акцента, некой изюминки, которая придала бы интерьеру полностью законченный вид. А если посреди комнаты на спинке дивана будет восседать большая, совершенно очаровательная мягкая игрушка в виде, например, смешной собаки с дружелюбной мордашкой, придуманная и созданная специально для этой комнаты, обстановка заиграет совершенно другим настроением: во-первых, более домашним и уютным, а во-вторых, цвет игрушки может внести в интерьер тот самый необходимый штрих, которого так не хватало для завершенности общего внешнего вида комнаты. При этом речь не идет о плюшевых игрушках фабричного производства, которые выпускаются партиями, где каждая из них является точной копией другой. Мягкая игрушка, старательно и с любовью связанная руками это настоящий эксклюзив, который во всем мире существует в одном-единственном экземпляре. Маленькие игрушки тоже могут быть своеобразным, необычным и обращающим на себя внимание декором интерьера. В виде разноцветных магнитов на холодильник, что придаст даже самой современной кухне более уютный и гостеприимный вид, или просто милых маленьких пушистых зверьков на туалетном столике или полке с книгами. Причем вязаные игрушки могут быть настолько разнообразными, насколько способна нарисовать фантазия нет никаких ограничений. Не обязательно, чтобы это были звери или персонажи из сказок неодушевленный предмет тоже может послужить образом для создания уникальной и забавной вязаной игрушки. Таким образом вязаные игрушки отлично украсят любой интерьер, внесут тепло и уют в ваш дом.  4.  Информация о необходимых инструментах и материалах для изготовления игрушек. Педагог.  Прежде, чем приступить к вязанию игрушки мы поговорим о том, какие нам понадобятся материалы и инструменты (демонстрация инструментов и материалов).
 Материалом для различных вязаных поделок, могут послужить не только новая пряжа, но и остатки любой пряжи (шерстяной, полушерстяной, искусственной, синтетической, хлопчатобумажной).  Кроме вязальной пряжи понадобятся: швейные нитки различных цветов, мулине, леска,   синтепон, или холофайбер, иголки, спицы и крючки, ножницы,  цветные карандаши, фломастеры.

    Инструктаж по технике безопасности. Педагог. Работа со спицами и крючком требует особой осторожности и внимания, нам необходимо не только уметь правильно выполнять технологические операции, но и соблюдать правила безопасной работы, чтобы не пораниться самим и не поранить других.  Давайте повторим технику безопасности на занятиях. Требования безопасности перед началом работы: - рабочий  инструмент  и  пряжу разложите  в  установленном  месте,  в удобном и безопасном для пользования порядке. Требования безопасности во время работы:  - содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами; - ни в коем случае не берите в рот иголок и булавок; - храните иголки, булавки, спицы в определенном месте (подушечке, пенале и др.), не оставляйте их на рабочем месте; - будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим; - не размахивайте рукой с инструментом, не кладите его на край стола; - положение   тела   при   работе   должно   быть   удобным,   расстояние   до выполняемой работы должно быть 25-30 см; - в случае плохого  самочувствия прекратите работу, поставьте в известность педагога. Требования безопасности при работе с ножницами:  - кладите ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; - следите за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, так как, беря изделие, их можно уронить и поранить себя или работающего рядом; - передавайте ножницы колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями; - не подходите во время работы с ножницами к другим обучающимся. Требования безопасности по окончании работы:  - приведите в порядок рабочее место; - уберите инструменты и материалы. III. Повторение пройденного материала. Вопросы для повторения: - Назовите материалы, с которыми вы будете работать на занятиях. - Какие инструменты вам потребуются для работы? - Какие правила вы должны соблюдать при организации рабочего места?