Развитие эмоциональной сферы, умение сопереживать и выражать свое состояние через фольклор творческой деятельности

Выступление на тему:
« Развитие эмоциональной сферы, умение сопереживать и выражать свое состояние через фольклор творческой деятельности»
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Сейчас Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице - малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.
Одна из ценностей дошкольного возраста - повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. В дошкольной педагогике музыкальный фольклор рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на всё доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.
Эмоциональную отзывчивость легче формировать на материале народных песен, игр, танцев, потому что только народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение
Знакомить детей с фольклором начинаю уже с младшей группы. На этом возрастном этапе ввожу в мир фольклора - знакомлю детей с понятными и близкими им народными песнями, колыбельными, потешками, попевками, («Солнышко», «Дождик», «Петушок», «Зайка», «Янгыр яу», «Куян», «Кояш чык», «Туп» и др.). плясками, мелодиями, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского и татарского народа. Дети осваивают элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кистями рук и т. д. А так же знакомятся с некоторыми музыкальными инструментами (колокольчиками, бубном, ложками, самодельными шумелками.), которые на данном этапе являются средством ритмического воспитания.
В среднем возрасте обращаю внимание детей на виды фольклорных песен: лирических, плясовых, шуточных, игровых. Большой интерес дети проявляют к песням, которые можно инсценировать: «Как у наших у ворот», «Сидит Дрёма», «Ой, вставала я ранёшенько», «Валенки», «Где был, Иванушка?», «Ходила младешенька по борочку», «Котуче», «Куянкай». Дети осваивают малые фольклорные жанры: считалки, заклички, небылицы, прибаутки и т. д. Музыкальный материал для детей данного возраста уже более развёрнут, тематика разнообразнее, мелодическая и ритмическая структура сложнее. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках.(«Дуртле биюе», «Ак калач») Продолжаю обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, колокольчиках, трещотках.
Использование фольклора, проведение игр-забав на его основе вызывает у детей радостное оживление, расширяет поводы для возникновения у них эмоционального положительного состояния, обогащает речь, развивает музыкальные способности ребенка. «У медведя во бору», «Два веселых гуся», «Репка», «Яулыкны ал, кесэнэ сал», «Тукмак эйлэндеру» и т.д.
Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет) – активный этап освоения фольклора. Такие песни дети быстро выучивают и запоминают. Распределяем вместе с детьми роли, используем соответствующие костюмы. Дети в дальнейшем процессе инсценировки песен эмоционально раскрепощаются, у них развивается воображение, творческие способности. Исполнение песен становится более эмоциональным и ярким. Они с удовольствием передают шуточное настроение народных песен, частушек, музыкальных прибауток («На улице две курицы», «Бай-качи, качи», и др.)
Инсценировка песни также может включать в себя музицирование на детских музыкальных инструментах, входящие в состав русского народного оркестра - ложках, трещотках, бубне, колотушках, рубеле, бубенцах, свирели, гуслях и др. («Ой, вставала я ранешенько», «Во кузнице» и др.)
Хороводы, созданные на основе русских народных песен, разнообразны, они воспитывают эстетический вкус, прививают высокие нравственные чувства, развивают слух и голосовые возможности ребёнка, вызывают желание проявить себя. («На горе –то калина», «Чума урдэк , чума каз», «Тубэтэй» и др.)
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Детям очень нравятся русские народные игры: «Паучок», «Ворон», «Горелки», «Жмурка», «Золотые ворота», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», из татарских игр : «Конфет салу», «Буш урын», «Чулмэк сату», «Тукмак эйлэндеру». Так же музыкально – фольклорные игры развивают творческое воображение, вызывают стремление к деятельности, формируют внутренний духовный мир ребенка и побуждают к творчеству.
Весь коллектив активно участвуют в проведении фольклорных праздников и развлечений для детей, принимают участие в общих плясках, играх, песнях. Систематически проводятся праздники «Сомбелэ»,»Масленица», «Посиделки», «Аулак ой»,« Благовещение», «Науруз», «Карга боткасы», «Сабантуй». Особой теплотой и непосредственностью отличаются праздники, в которых принимают участие родители, их присутствие создает теплоту, уют, семейную атмосферу.
В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. И эти чувства помогает формировать музыкальный фольклор, являясь своеобразным мостиком приобщения к народным традициям.





15