Рабочая программа курса внеурочной деятельности Краеведение (1 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Козловская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Рассмотренона заседании МС
Протокол №___ от«___»_____2014г.
Руководитель МС
____________Нетёсова Г.Н.
Согласовано.
Заместитель директора по ВР
__________Недомолкина Е.А.
от «___»_____________2014г. Утверждаю.
Директор школы
____________Раковский В.С.
Приказ №____от «___»______2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КРАЕВЕДЕНИЕ»
Возраст детей 6-7 лет
Срок реализации программы - 1 учебный год.
Автор:Недомолкина Елена Алексеевна,
учитель начальных классов
с.КозловкаБутурлиновский муниципальный район
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» духовно-нравственной направленности разработана для внеурочных занятий в 1 классе на основе следующих документов:
Федерального государственного стандарта начального общего образования
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
авторской программы Л.А.Обуховой, Н.С.Махиной, Г.В.Онегиной«Краеведение», Воронеж, ВОИПКиПРО 2014 года.
Цельюданного курса является воспитание любознательности и стремления расширить знания учащихся обокружающем мире.
Задачи курса:
 Развивать познавательный интерес учащихся к истории родного края ; Расширять кругозор детей;
 Прививать учащимся навыки исследовательской деятельности;
 Способствовать сплочению детского коллектива, формировать умение работать в парах, группах, коллективно и индивидуально
Необходимость изучения в школе особенностей родного края прописана в законе «Об образовании»(ст.7,п. 1) , который обязывает включать в государственные стандарты общего образования национально-региональный компонент. В начальной школе краеведческое содержание интегрировано в такие предметы, как «Окружающий мир» ,«Литературное чтение».
Одной из главных задач первой ступени обучения является формирование всесторонне развитой, творческой личности, способной к поиску необходимой информации, исследованию и обобщению.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дом, улица, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром.
Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире(умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают
дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
Данная программа поможет раскрыть в каждом ребенке способности всматриваться в окружающий мир, удивляться ему и как можно чаще задавать вопросы.
Программа включает разнообразные виды деятельности и формы организации
работы, сочетающие познавательные и игровые, индивидуальные и групповые приемы; побуждает детей ксамостоятельной, познавательной, коммуникативной деятельности.
Основные методы обучения: ПрактическиеРассказ педагога и рассказы детейБеседыДискуссииВстречи с интересными людьмиПоходы, экскурсииКонкурсы, викториныТворческая деятельность (сочинения, рисование, изготовление поделок)Проектная деятельностьИсследовательская деятельность
Программа курса рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 6-7 лет в течение одного года обучения в объеме 33 часов и предназначена для учащихся1 класса.
Ожидаемые результаты: Требования к знаниям и умениям школьников - это своеобразный ориентир для учителя.
Осуществление настоящей программы позволит:
− продолжить работу над совершенствованием системы духовно – нравственного воспитания в школе;
− сформировать готовность у учащихся к активной гражданской позиции;
− отвлечь учащихся от противоправной деятельности;
− заполнить свободное время социально значимыми, интересными делами;
− оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;
− создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.
Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД
(регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
субъектов;
• различать способ и результат действия.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием
дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью
ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться напозицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Подведение итогов по курсу краеведения в 1 классе проводится по результатам практической деятельности школьника.
Проект «Моя родословная»
Проект «Школа-мой дом»
Исследовательская работа «Народные традиции в моей семье». Проект «Народные традиции в моей семье».
Устный журнал «Профессии в моей семье»
Игра «Знатоки родного края» и др.
Содержание программы
1 четверть (9 ч)
Тема 1.Введение. Что изучает краеведение?
Тема 2-3. Мой дом. Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека. Изображение своего дома. Устный рассказ.
Тема 4. Мир твоего дома. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.
Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по выбору).
Тема 5. Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».
Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий.
Тема 6. Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.
Изображение на рисунке членов семьи.
Тема 7. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.
Проект «Составление родословного древа» (работа вместе с родителями).
Тема 8. Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины.
Игры с использованием имен.
Тема 9. Обобщающее занятие.
2 четверть (7 ч)
Тема 10. Родная школа. История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница.
Тема 11. Трудовая жизнь в школе. Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения.
Тема 12. «Школа – мой дом» проект
Тема 13.Школьные, семейные традиции и праздники. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.
Тема 14. Новый год. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах.
Подготовка к Новому году.
Тема 15. Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово.
Заучивание колядок, инсценирование.
Тема 16. Проект «Народные традиции в моей семье»
3 четверть (9 ч)
Тема 17. Моё родное село. Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии села, застройках, занятиях людей.
Тема 18. Труд людей в городе и на селе.
Тема 19. Профессии в моей семье.
Тема 20. Экскурсия на предприятие.
Тема 21. Город Воронеж.
Тема 22. Моя улица. Названия улиц села по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.
Тема 23. Наш современный город
Содержание. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города.
Тема 24. Экскурсия в краеведческий музей. Назначение предметов крестьянского быта.
Тема 25. Правила безопасного поведения (проект).
4 четверть ( 8 часов)
Тема 26. Экскурсия по селу.
Тема 27.Отечество. Наша Родина-Россия. Моя малая Родина.
Содержание. Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа.
Практическая работа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.
Тема 28.О гербе, флаге и гимне.
Государственная символика России. Герб Воронежа.
Практическая работа. Рисование флага России.
Тема 29. Москва – столица нашей Родины.
Содержание. Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь.
Практическая работа. Игра – путешествие: «Достопримечательности Москвы»
Тема30. Русский народный костюм. Сто народов – одна страна.
Содержание. Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники.
Практическая работа. Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России.
Тема 31. Я – надежда Отечества.
Содержание. Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни.
Тема 32. Земля – общий дом для всех людей (проект)
Содержание. Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей.
Практическая работа. Ролевая игра: « Мы из разных стран».
Тема 33. Обобщающий урок «Знатоки родного края».
Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?»Учебно-тематический план.
 
№ урока Тема занятия Кол-во часов Дата
По плану По факту
1 четверть (9 ч) 1 Что изучает краеведение? 1 2-3 Мой дом 2 4 Мир твоего дома 1 5 Жизнь каждого члена семьи 1 6 Отношения в семье 1 7 Моя родословная (проект) 1 8 Я и мое имя 1 9 Обобщающее занятие 1 2 четверть (7 ч) 10 Родная школа (экскурсия) 1 11 Трудовая жизнь в школе 1 12 «Школа – мой дом» проект 1 13 Школьные, семейные традиции и праздники 1 14 Новый год 1 15 Рождественские колядки 1 16 Проект «Народные традиции в моей семье» 1 3 четверть (9 ч) 17 Моё родное село 1 18 Труд людей в городе и на селе 1 19 Профессии в моей семье 1 20 Экскурсия на предприятие 1 21 Город Воронеж 1 22 Моя улица. 1 23 Наш современный город 1 24 Экскурсия в краеведческий музей 1 25 Правила безопасного поведения (проект) 1 4 четверть (8 ч) 26 Экскурсия по селу 1 27 Отечество. Наша Родина-Россия. Моя малая Родина 1 28 О гербе, флаге и гимне. 1 29 Москва – столица нашей Родины 1 30 Русский народный костюм. Сто народов – одна страна 1 31 Я – надежда Отечества. 1 32 Земля – общий дом для всех людей (проект) 1 33 Обобщающий урок «Знатоки родного края» 1 Список использованной литературы.
1. Примерные программы начального общего образования, Просвещение 2010,(1 ч.)
2. Обухова Л.А. и др. Краеведение. 1 год обучения: рабочая тетрадь/ Обухова Л.А. , Махина Н.С., Онегина Г.В., Гребенщикова О.И. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2011.-88с.3. « Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию гражданственности на основе краеведческого материала.» / Авторы-составители Махина Н.С. Обухова Л.А. –Воронеж. ВОИПКиПРО.2006г.
4. Панова В.И. История Воронежского края. – Воронеж, 1995.5. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Литература. – М., 1997.