Рабочая программа курса «Региональная культура. Историческое краеведение »

Пояснительная записка
Изучение курса «Региональная культура. Историческое краеведение »
направлено на достижение следующих целей:
Формирование у школьников целостного представления об историческом прошлом региона; подведение учащихся к самостоятельным оценочным выводам о культурно-историческом вкладе родного края и города Липецка в общероссийское и мировое наследие, о современном состоянии хозяйства родного края и перспективах его развития.
Воспитание ценностно-ориентированной личности, гармонично сочетающей в себе личностные ценности с этнорегиональными, общенациональными и общечеловеческими; способной к разностороннему самоопределению и самореализации на основе идей гуманизма, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма и толерантного отношения к истории и культуре народов, населяющих Липецкую область.
Развитие познавательных интересов, творческих способностей, инициативы и самостоятельности учащихся.
Региональное краеведение преследует две задачи: одна из них всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая использование этого материала в преподавании. Они друг с другом неразрывно связаны: решение первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний главное назначение школьного краеведения.
Программа составлена по материалам многих источников соответствии с:
Законом об образовании;
Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы;
Концепцией модернизации образования на период до 2010 года;
Программой развития МОУ средней общеобразовательной школы № 41 им. М.Ю. Лермонтова г. Липецка.
Обоснование выбора курса:
Изучение истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в патриотическом и нравственно–эстетическом воспитании. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования, помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования.
Введение курса исторического краеведения в учебный план школы активизирует педагогический процесс, развивает самостоятельность и самодеятельность учащихся, углубляет изучение основ исторической науки и поднимает качество учебно-воспитательной работы школы. Опора на систему краеведческих ценностей дает существенное приращение в разностороннем развитии учащихся. Краеведение позволяет учащимся использовать материал из их непосредственного жизненного опыта, что обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения и воспитания.
Программа курса рассчитана на учащихся 7 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему городу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.
Темы, посвященные г.Липецку, позволяют познакомить с его территориальным и административным делением, обогатить понятие «родной город» историко-культурным и эколого-географическим содержанием, пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию своего края, гордость за своих земляков. Особенно в этом учебном году, когда проходит городская акция «Мой город – моя гордость».
Курс рассчитан на 1 год обучения. 34 часа (1 час в неделю, школьный компонент). Имеет достаточное программно-методическое обеспечение. Широко используются местные ресурсы: школьный музей клуба «Парус», краеведческий музей города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятные места.
Источниками краеведческого материала служит также литературные произведения, картографические и архивных документы, рассказы местного населения, результаты социологических и других опросов, регулярные географические наблюдения, экскурсии и пр..
Важнейшая особенность краеведения как учебного предмета - придание особой роли наглядности:
в изучении предмета в аудиторных условиях - интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, СМИ, мультимедийных технологий;
вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с различными источниками информации, справочной литературой;
проведение ученических исследований;
Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Учебная деятельность дополняется широкой внеклассной деятельностью: сбор интересной информации для подготовки выступлений и проведения уроков, многочисленные экскурсии (туристические, по местам боевой славы, знакомство с народными промыслами).
Программа курса является составной частью программы развития МОУ СОШ № 41 «Формирование модели именной школы на базе музейной педагогики». Апробирована в рамках работы городской экспериментальной площадки. Реализация программы дала положительные результаты согласно мониторингу уровня овладения краеведческими знаниями, умениями и навыками.
Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки, театры).
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
важнейшие события, хронологические рамки, последовательность расположения во времени событий, происходивших на территории Липецкой области;
историю становления и развития района в контексте основных исторических событий в России;
историческую географию родного края;
производства и промыслы, издавна развивавшиеся на территории района, современное состояние промышленности и сельского хозяйства;
основные исторические события, происходившие на территории района в годы Великой Отечественной войны;
памятники и произведения художественной культуры края;
основные понятия, связанные с историей края и уметь работать с ними.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать исторические события в крае и России в целом, давать оценку событиям и их значению для истории края;
определять роль историко-географической среды обитания людей на территории области и города; объяснять причины регионального своеобразия;
ориентироваться по карте всей Липецкой области;
работать с различными источниками, в том числе фото- и видеоматериалами, архивными документами, периодикой и др.; критически анализировать источники, авторские суждения по поводу спорных фактов региональной истории и культуры;
проводить самостоятельную исследовательскую работу и представлять ее результаты;
грамотно и аргументировано доказывать свою точку зрения, вести диалог на принципах равенства и взаимоуважения.
В результате у учащихся должны сформироваться:
устойчивый интерес и знания по истории и культуре родного края;
умения устанавливать связи между прошлым и современностью;
способности творчески мыслить и рассуждать;
умения решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
способности заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.
Критерии и показатели усвоения материала.
Информационные
Знание истории своего города, исторических предпосылок его возникновения.
Знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города.
Представление об исторических и культурных центрах Липецкого края.
Знание художников, писателей, композиторов, чьи имена связаны с родным краем.
Знание художественных промыслов и народных ремесел региона, умение различать виды декоративно-прикладного искусства.
Знание о замечательных людях города, его почетных гражданах.
Представление о культурной, художественно-литературной жизни города.
Исследовательские
Умение выделять объект исследования.
Умение обрабатывать, оформлять и хранить полученную информацию.
Умение работать с архивными материалами.
Начальные умения брать интервью и собирать воспоминания жителей города, бывших работников предприятий, политических деятелей, выпускников школы.
Умение анализировать и сравнивать фактические и статистические данные разных исторических периодов.
Умение изучать народные традиции, промыслы и находить им практическое применение.
Практические
Начальные навыки работы экскурсовода, корреспондента, лектора, архивного работника, дизайнера-оформителя.
Умение общаться с одноклассниками, другими учениками, с учителями, родителями.
Получение практических трудовых навыков.
В процессе обучения используются следующие формы контроля:
диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
презентации проектов учащихся;
выставки рисунков и фотографий учащихся;
интеллектуальные игры ( «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и др.);
анкетирование.
Программой предусмотрены как традиционные формы контроля: текущий устный и письменный, так защита и оценка творческих проектов.
Литература:
Строев, К.Ф. Краеведение [Текст]: учебное пособие / К.Ф. Строев. – М.: Просвещение, 1967.
Астахов, В.В. Заповедная природа Липецкого края [Текст] / В.В. Астахов, Ю.В. Дюкарев, В.С. Сарычев.– Липецк: ООО «Фото-Проф-ТАСС», 2000.
Голубев, А.А. Край родной: учебное пособие для учителей истории [Текст] / А.А. Голубев.– Липецк: Липецкое изд-во, 1999.
Записки Липецкого областного краеведческого общества [Текст]. Выпуск V. / Составители: А.А. Найденов, А.Ю. Клоков. – Липецк, 2006.
Липецкая энциклопедия [Текст]: в 3 т. Том 1: А-Е. / Составители: Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. – Липецк, ГУП «Липецкое изд-во», 1998.
Липецкая энциклопедия [Текст]: в 3 т. Том 2: Ж-О. / Составители: Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. – Липецк, ГУП «Липецкое изд-во», 2000.
Липецкая энциклопедия [Текст]: в 3 т. Том 3: П-Я. / Составители: Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. – Липецк, ГУП ИГ «Инфол», 2001.
Природные ресурсы и окружающая среда субъектов РФ. Центральный федеральный округ. Липецкая область [Текст] / Под ред. Н.Г. Рыбальского, В.В. Горбатовского, А.С. Яковлева. – Москва: НИА-Природа, РЭФИА, 2004.
Прохоров, В.А. Липецкая топонимия [Текст] / В.А. Прохоров.– Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1981.
Рудаков, Л.Е. По следам легенд [Текст] / Л.Е. Рудаков. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1986.














Учебно – тематический план

Содержание
Кол-во
часов

1
Введение.
3

2
Охрана южных рубежей Руси.
10

3
Петр I и Липецкий край.
6

4
Архитектура Липецкого края.
5

5
Дворянские усадьбы региона.
10


итого
34























Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
важнейшие события, хронологические рамки, последовательность расположения во времени событий, происходивших на территории Липецкой области;
историю становления и развития района в контексте основных исторических событий в России;
историческую географию родного края;
производства и промыслы, издавна развивавшиеся на территории района, современное состояние промышленности и сельского хозяйства;
основные исторические события, происходившие на территории района в годы Великой Отечественной войны;
памятники и произведения художественной культуры края;
основные понятия, связанные с историей края и уметь работать с ними.

Учащиеся должны уметь:
сравнивать исторические события в крае и России в целом, давать оценку событиям и их значению для истории края;
определять роль историко-географической среды обитания людей на территории области и города; объяснять причины регионального своеобразия;
ориентироваться по карте всей Липецкой области;
работать с различными источниками, в том числе фото- и видеоматериалами, архивными документами, периодикой и др.; критически анализировать источники, авторские суждения по поводу спорных фактов региональной истории и культуры;
проводить самостоятельную исследовательскую работу и представлять ее результаты;
грамотно и аргументировано доказывать свою точку зрения, вести диалог на принципах равенства и взаимоуважения.




























Литература и средства обучения.
Система краеведческого образования и краеведческой деятельности учащихся (на примере Санкт-Петербурга). Под ред. В.И.Аксельрода, СПб, 2001г.
Журнал «Юный краевед». Ежемесячный научно-популярный журнал для детей среднего и старшего школьного возраста.
Костомаров Н.И.. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., Экономика. 1993.
Алексеев, Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики [Текст] / Н.И. Алексеев. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997.
Гревс, И.М. Краеведение в школе: предмет, направление, пути [Текст] / И.М. Гревс // Методы индивидуализирующего труда / под ред. М.М. Рубинштейна. – М.: ГПЗ, 1925.
Иванов, П.В. Основы школьного краеведения [Текст] / П.В. Иванов. – Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1977.
Ищук, Г.Н. Школьное краеведение как фактор социализации учащихся [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Г.Н. Ищук. – СПб., 2000.
Новые государственные стандарты школьного образования. Серия: Образование в документах и комментариях. – М.: Из-во:АСТ, Астрель, 2004 г.
Строев, К.Ф. Краеведение [Текст]: учебное пособие / К.Ф. Строев. – М.: Просвещение, 1967.
Астахов, В.В. Заповедная природа Липецкого края [Текст] / В.В. Астахов, Ю.В. Дюкарев, В.С. Сарычев.– Липецк: ООО «Фото-Проф-ТАСС», 2000.
Голубев, А.А. Край родной: учебное пособие для учителей истории [Текст] / А.А. Голубев.– Липецк: Липецкое изд-во, 1999.
Записки Липецкого областного краеведческого общества [Текст]. Выпуск V. / Составители: А.А. Найденов, А.Ю. Клоков. – Липецк, 2006.
Липецкая энциклопедия [Текст]: в 3 т. Том 1: А-Е. / Составители: Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. – Липецк, ГУП «Липецкое изд-во», 1998.
Липецкая энциклопедия [Текст]: в 3 т. Том 2: Ж-О. / Составители: Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. – Липецк, ГУП «Липецкое изд-во», 2000.
Липецкая энциклопедия [Текст]: в 3 т. Том 3: П-Я. / Составители: Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. – Липецк, ГУП ИГ «Инфол», 2001.
Природные ресурсы и окружающая среда субъектов РФ. Центральный федеральный округ. Липецкая область [Текст] / Под ред. Н.Г. Рыбальского, В.В. Горбатовского, А.С. Яковлева. – Москва: НИА-Природа, РЭФИА, 2004.
Прохоров, В.А. Липецкая топонимия [Текст] / В.А. Прохоров.– Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1981.
Рудаков, Л.Е. По следам легенд [Текст] / Л.Е. Рудаков. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1986.
Созонтова, О.В. Природа и экология Липецкой области: учебное пособие для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы [Текст] / О.В. Созонтова, Н.Н. Долбилова. – Липецк: ИРО, 2006.
Стрельникова, Т.Д. География Липецкой области: учебное пособие для учащихся и студентов учебных заведений области [Текст] / Т.Д. Стрельникова, Н.В. Пешкова. – Липецк: ООО «Неоновый город», 2006.








Содержание программы.
Раздел 1. Введение.
Что изучает краеведение. Предмет изучения, источники, основные методы исследования. Значение изучения краеведения.
Географическое положение Липецкой области. Образование Липецкой области, её соседи. Административно-территориальное деление области.
Гербы городов и районов области.
Охраняемые ландшафты региона. Заповедники, заказники и памятники природы края. Красная книга Липецкой области.
Раздел 2. Охрана южных рубежей Руси.
Раннее средневековье(IX-XII вв.). Юго-восточное пограничье. Набеги кочевников на наш край. Дикое поле и его население.
Елец - непокоренный страж Руси. Лавское городище. Перенос Ельца. История развития города. Елецкие промыслы.
Остроги засечной линии 1533-1605 гг. Чернавск, Талецкий острог.Необходимость строительства оборонительной линии.
Данков старый и новый.
Белгородская засечная черта. Продолжение укрепления юго-восточных границ Руси. Основные виды укреплений. Города черты(Усмань, Демшинск, Доброе, Сокольск, Романов).
Задонск.
Лебедянь.
Раздел 3. ПетрI и Липецкий край.
Планировка и застройка городов региона. Зависимость застройки от способа возникновения городов.
Был ли легендарный Липецк? Споры о времени возникновения города Липецка. Различные точки зрения и их доказательность по этому вопросу.
Липские железоделательные заводы. Необходимость строительства, особенности работы, продукция выпускаемая заводами. Причины закрытия.
По петровским местам Липецкого края.
Потешная крепость в Раненбурге. Меншиков на липецкой земле. Крепость как центр планировки города. Дальнейшая жизнь Раненбурга.
Раздел 4. Архитектура Липецкого края.
Некоторые памятники архитектуры XVII века. Древнеуспенская церковь и монастырь Паройская пустынь.
Ранний классицизм второй половины XVIII века.
Поздний классицизм первая половина XIX века.
Раздел 5. Дворянские усадьбы региона.
Общественная жизнь XIX века.
Курорт и город.
Дворянские усадьбы и их роль в культурной жизни региона.
Урусово. Семенов Тян-Шанский. Пальна-Михайловка. Стаховичи.
Замок принцессы Ольденбургской. Бегичево. Братья Бегичевы и их окружение. Полибино. Нечаевы. Вешаловка. Татищевы.
15