Из опыта работы факультативного курса:Краеведение 7класс


ИЗ ПРАКТИКИ РАБОТЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ» для 7 класса.
Досмухамедова Р.К. учитель географии и биологии .С сентября 2013 года (первый год) ведется факультативный курс «Краеведение» для 7 класса во всех школах Казахстана.
Главным объектом изучения является родной край. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края.
Краеведение ведет свою историю с давних пор. Сведения о прошлом селений, городов и областей нашей Родины вошли в местные и общерусские летописи, другие древние письменные источники. Начало подлинного краеведения относится к эпохе преобразований первых лет XVIII в. и связано с именем Петра I. Его указом от 13 февраля 1718г. предписывалось о всех любопытных находках непосредственно докладывать царю, а тех, кто их обнаружил, награждать за поиск древностей в своем крае. Позднейшие указы Петра предписывали гражданским и церковным властям «прежние жалованные грамоты и другие и другие куриозные письма оригинальные» пересмотреть, переписать и доставить в Сенат и в Синод. Тем самым было признано государственное значение местных памятников прошлого.
Основными организационными формами работы по курсу являются лекции с элементами беседы, работа с дополнительной литературой, архивными документами, газетными материалами, беседа с информантами, обработка и анализ собранных материалов, составление топонимических карточек.
Анализ первого года работы по курсу позволяет выделить следующие типы творческих работ:
реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме.
исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делаются анализ и выводы о характере исследуемого явления.
Программа курса «Краеведение» ориентирована на  более глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно  открывая для себя  неизвестные страницы истории Камыстинского района, культивируя  в себе интерес к историческому поиску, учащийся  сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий  и  развития  страны. 
Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и  к совсем скромной истории родного города, посредством формирования навыков поисковой работы.
Программа построена так, что ребёнок через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, учебную, трудовую) входил в мир краеведческой культуры, которая предполагает не только усвоение понятийного аппарата и соответствующего содержания курса умений, но и требует от учащегося соответствующего поведения по сохранению творческого подхода к позитивному использованию и преобразованию своего края.
Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Камыстинской земле. Сегодня создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Походы надо проводить систематически, с четвертого по десятый класс, постоянно усложняя маршрут. К тому же походы должны проводиться во всех классах, во всех школах. Только тогда туризм действительно станет комплексным видом воспитания молодого поколения. Туризм потому и является наиболее комплексным видом воспитания, что сочетается с краеведческой, экспедиционной работой по выполнению конкретного задания, связанного с поисками и исследованиями по географии, биологии и истории своего края.