Внедрение инклюзии через интеграцию специального и общего образования


Внедрение инклюзии через интеграцию специального и общего образования.
В последнее время все чаще возникает вопрос о равенстве и справедливости в образовании.
Для отдельных групп детей в силу разных причин доступ к качественным образовательным услугам остается ограниченным. При этом барьеры в доступе к качественному образованию могут быть самые разные – от недоступной среды для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата до жестких стандартов и унифицированной системы оценки для многочисленной группы детей, испытывающих затруднения в процессе обучения.
  Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости.
Всем известно, что трудности в обучении может испытывать каждый ученик. Важно, чтобы педагоги относились к этому явлению, как к естественному проявлению процесса обучения (ребенок имеет право на ошибку) и научились осуществлять такую помощь, которая была бы направлена не только на преодоление, но и на предупреждение возможных затруднений.
Важным этапом на пути формирования инклюзивного подхода в образовании является образовательная и социальная интеграция учащихся с особыми возможностями развития в систему общего образования.
   Инклюзия отличается от интеграции, которая стала попыткой вернуть учащихся с особыми потребностями в систему общего образования.   Интеграция - это перемещение учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства. В каких-то школах такие дети учатся в отдельных классах и не всегда при этом «обычные» школьники общаются с детьми с ограниченными возможностями. Где-то определяют учащихся с особыми потребностями в общеобразовательные классы. Однако этого оказалось недостаточно для повышения уровня мотивации и улучшения учебных результатов детей с особыми образовательными возможностями, так как учителям необходимо организовывать процесс обучения, учитывая индивидуальные потребности каждого ребенка. Это не всегда удается сделать. Школьники не участвуют в учебном процессе, и им приходится ждать специализированной помощи. Исключение из процесса обучения означает, что они не принимают реального участия в жизни класса.
Инклюзия - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.
Неверное представление об инклюзивном образовании и формальный подход к реализации права на качественное образование всех без исключения детей является препятствием на пути успешного развития инклюзивного образования. Например, некоторые считают, что простое присутствие в школе ребенка с ОВР – это и есть инклюзивное образование. Это - формальный подход к решению проблемы, который является новой скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения, в действительности, нарушается его право на качественное образование. В этом случае положение ребенка не только не улучшается, но ухудшается.
При интеграционном подходе ребенок с ОВР адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей особыми возможностями развития.
   В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.Безусловно, это очень важно — признание и принятие. Но одного принятия недостаточно. Важно, чтобы были созданы реальные условия для обучения особых детей в массовых учебных заведениях. Необходимо, чтобы педагоги знали, чему и как следует обучать ребенка с ОВР, а также как оценивать его достижения. Необходимо разрабатывать модели поэтапного включения в образовательную среду и психолого-педагогического сопровождения ребенка на разных этапах, чтобы сама среда была физически доступна.
Если дети с ограниченными возможностями пойдут в массовую школу, это еще не означает, что они успешно освоят ее программу. Здесь все будет зависеть от учителей,
преподающих в классах, где обучаются такие дети. Учителям необходимо изменить систему преподавания и применять индивидуальный подход к учащимся, позволяющий учитывать их способности, интересы и цели обучения.
Для детей с ограниченными возможностями все необходимые для развития и обучения условия в настоящее время созданы в системе специального образования, которая в нашей стране представлена восемью видами специальных общеобразовательных школ в соответствии с видами нарушения развития у детей (слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата). Дети в этих школах находятся в среде детей с аналогичными проблемами в развитии, получают всю необходимую помощь, поскольку школы оснащены необходимым оборудованием, техническими средствами, обеспечены медицинским сопровождением, подготовленными кадрами, учебно-методическими материалами и программами.
В общеобразовательных школах, в состав учащихся которых входят дети с ОВР, необходимо организовать такую же поддержку, которую имеют дети, обучающиеся в специальном образовании.
Для того, чтобы школа была готова к инклюзивному образованию, все школьные педагоги и психологи должны быть хорошо подготовлены теоретически и практически, должны быть обучены методам коррекционной педагогики и психологии.
Учителям начальных классов и учителям-предметникам, работающим в классах, где обучаются дети с ограниченными возможностями в развитии, необходимо адаптировать образовательные учебные программы под образовательные потребности учащегося в каждом случае индивидуально на основании заключения ПМПК.
Для учащихся с ОВР, уровень познавательных возможностей которых ниже, чем у нормально развивающихся детей, усвоение содержания образовательных программ в соответствии с требованиями ГОСО представляет большую проблему. В специальных школах эти дети обучаются по адаптированным государственным программам, составленным на основе ГОСО, которые реализуются в более продолжительные сроки обучения. Но и при этом часть детей все-таки не усваивает это содержание в полном объеме. В условиях становления инклюзивного образования названная проблема будет усугубляться, поэтому важно, чтобы государственный стандарт образования стал уровневым и не только в отношении технологий обучения (которые разработаны в Казахстане), но и в отношении ожидаемых результатов. Линейка этих уровней должна быть достаточно широкая, чтобы в ней нашлось место достижениям детей, чей потенциал ниже среднестатистической нормы развития. Негуманно требовать от учащихся того, чего они по природе своей и по здоровью не могут достичь. Но надо дать возможность каждому ребенку иметь максимально возможный для него результат в обучении, развитии, социализации. Учащиеся должны освоить общеобразовательную программу, но каждый, делая это в индивидуальной манере и иногда с разными успехами.
Учителям, работающим в классах, где есть дети ОВР, необходимо соблюдать следующие правила при проведении урока:
объяснять задания, которые следует выполнять во время урока, в доступной форме;
избегать пассивности учащихся;
не увлекаться излишней строгостью при установлении тишины в классе во время занятия;
не объяснять новый материал в большом объеме в один прием;
не разделять школьников в группы «по способностям»;
не применять стандартизированного тестирования;
избегать излишней концентрации на фактах и деталях;
учитывать стресс, связанный с оцениванием.
При подготовке и проведении уроков следует учитывать множество нюансов:
применять активные методы обучения;
уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета;
применять способы поэтапного усвоения нового материала;
уделять больше времени чтению художественной литературы;
давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий; предоставлять учащимся большую свободу выбора;
внедрять принципы демократических отношений в школе;
уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося;
использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению класса;
исходить из индивидуальных потребностей учащихся;
оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются в общеобразовательной школе.
Учителя должны верить в каждого ученика, оценивать его способности и таланты по достоинству.
    Сильной стороной специализированного обучения всегда считалась концентрация внимания на индивидуальности каждого учащегося. С приходом в общеобразовательную школу учащихся с особыми образовательными потребностями преподаватели стали сознавать важность общения с каждым ребенком как с личностью. Педагоги, занимающиеся специальным образованием, признают, что система общего образования зарекомендовала себя как эффективная для учащихся с ограниченными возможностями. Преподаватели общеобразовательной школы в свою очередь обращаются к системе специального образования в поисках новых методик, позволяющих улучшить результаты учащихся с особыми потребностями. Использование учителями общеобразовательных школ специальных методов обучения способно повысить качество обучения и обычных школьников.
В школах будущего каждый ребенок должен быть обеспечен психологической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые помогут ему достичь лучших результатов в учебе.   Инклюзивная школа помогает формировать общество, в котором будет оценена индивидуальность каждого члена и в котором каждый сможет получить помощь и поддержку.
Авторы
Первый Второй
ФИО Панарина Наталья Петровна Панарина Дарья Сергеевна
Наименование учреждения ГУ «Карабалыкская средняя школа имени А.Кунанбаева отдела образования акимата Карабалыкского района» Комунальное государственное учреждение «Костанайская коррекционная школа» Управления образования акимата Костанайской области
Должность Учитель начальных классов Учитель - дефектолог
Форма участия Публикация
e-mail natalyapanarina60@mail.runapazitiveya@mail.ru
Название статьи Внедрение инклюзии через интеграцию специального и общего образования.
Направление, в котором размещается статья Интеграция специального и общего образования в вопросах внедрения инклюзии