Конспект опыта Свет повсюду (средняя группа ДОУ)


Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы
«Свет повсюду»
Воспитатель: Матвеева Марина Анатольевна
Программные задачи
•Образовательные:
- Сформировать значение понятия «свет»;
- Формировать знания о том, что источники света могут быть природные (солнце, луна, звезды, северное сияние, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча)
- Актуализировать знания о времени суток.
•Развивающие:
- Развивать познавательную активность, любознательность, память, внимание, наглядно-образное мышление.
•Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к электроэнергии;
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
- Воспитывать правила безопасного поведения при обращении с огнем.
Материалы и оборудование:
иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.
Ход занятия:
( На экране видео полет новозеландских светлячков, в зале темно. Входят дети, садятся на стульчики.)
- Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас. Как вы думаете, что вы сейчас видели на экране?(светлячки) Что позволяет нам видеть их в темноте? (свет) Сегодня мы поговорим о свете. Я принесла вам «волшебный сундучок» и предлагаю вам описать предмет , который там находиться. ( дети на ощупь описывают предмет и называют его).
- Молодцы ребята, вы правильно описали предмет . Это фонарик. Для чего нам нужен фонарик? (ответы детей)
Хорошо. У меня есть две необычные коробки.(В первой коробке светло, там лежит включенный фанарик; во второй темно) Давайте посмотрим в первую коробку. Что вы там видите? (предмет, допустим очки) Теперь посмотрите в другую коробку, что вы там видите? (ничего)
Почему в одной коробке мы видим что находиться внутри, а в другой нет? (потому что там темно)
- Что можно сделать, чтобы в коробке стало светло? (Открыть корбку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открываем коробку, попал свет, и все видят маленькую игрушку. А если мы не будем открывать коробку, как сделать так, чтобы в ней было светло? (дети дают свои варианты ответа). Можно включить фонарик и положить его в коробку. (Дети сквозь прорезь рассматривают что внутри). А теперь закройте глаза.(выключаем свет) Что вы видите? (ничего)А сейчас? (включаем свет) Теперь все вам видно? Для чего нам нужен свет?
А все ли предметы дают свет? Посмотрите, у меня есть несколько интересных предметов (кубик, мяч, колокольчик, фонарик настольная лампа, свеча), как вы думаете, какие из этих предметов могут давать свет? Почему? Молодцы, теперь я приглашаю вас на веселую разминку.
(и.п. сидя) Спал цветок и вдруг проснулся, (встать, руки на поясе) Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх) Взвился вверх и полетел. (бег) Солнце утром лишь проснется,
(поднимают руки вверх)Бабочка кружит и вьется.
( делают круговые движения кистями рук)
-Мы размялись и можем продолжить наш увлекательный эксперимент.
Игра «Свет бывает разный»
Какие вы знаете еще предметы, которые могут давать свет? (ответы детей).
Вы знаете, что свет бывает разный. Я приготовил для вас разные картинки и предлагаю вам разложить их на две группы: природный - свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми.
(Дети раскладывают картинки) (пособие природный и рукотворный мир)
Почему вы положили эти картинки на эту половинку, а эти на другую?
-Какие вы молодцы. Посмотрите на эти предметы они все дают свет. Как вы думаете, какой из них светит ярче, а какой не так ярко. Давайте вместе посмотрим, как они горят. (выключаем свет)
Мы видим, что не все предметы светят одинаково. Ребята, а как по-другому можно назвать эти предметы? (источники света) Вы наверно уже заметили, что в течении дня свет тоже меняется и наш день делиться на части.
Давайте их вспомним как называются части суток. (показ картинок с разными частями суток.) Вы молодцы и назвали все правильно.
Ну вот и закончился наш эксперимент. Понравился ли он вам? Что вы узнали нового?
Правильно свет бывает природный и искусственный. Среди картинок природного света есть костер. Скажите, можно ли самим разводить костер? Что нужно делать с костром, когда мы уходим? А что нужно делать, уходя из дома? (уходя выключать свет)
- Ребята, вы все большие умницы и на память о нашем эксперименте я хочу подарить эти веселые солнышки. (В конце можно показать мультфильм «Светлячок и росинка»)