Презентация на тему Групповые формы работы на уроках истории и обществознания


ТЕМА:«Эффективность использования групповых форм организации учебных занятий по истории и обществознанию»МБОУ СШ №17, г.ДимитровградУчитель высшей категорииГафина Д.Р Объектом исследования моей курсовой работы является процесс обучения, а предметом – формы групповой организации.Целью работы является рассмотрение групповых форм организации процесса обучения. Для достижения этой цели, необходимо решить следующие задачи:· изучить групповые формы организации процесса обучения;· рассмотреть примеры групповых форм организации процесса обучения. Групповая деятельность - процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого. Недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобрести знания. Всем известно высказывание мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!» Основные цели использования данной технологии:- обеспечить активность учебного процесса- достижение высокого уровня усвоения содержания урока Особенности организацииГлавными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;-  задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;состав группы непостоянный, он подбирается в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Технология организации коллективной деятельности в группах на урокеУчитель рассаживает учащихся по группам за заранее для групп столы.Дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понятно ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся.Необходимо выдерживать график работы групп.Выступление групп и их отчет о проделанной работе.Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:Что удалось сделать?Почему?Что не удалось сделать?Почему?Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.7.Результаты работы групп анализируются учителем Список учащихсявзаимооценка работы в группе самооценка оценка итоговая     Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося Разновидности групповых технологий:Timed-Pair-Shere (подумай, обратись к партнеру); RoundRobin (обсуди проблему в группе);AllWriteRoundRobin (обсуди проблему в группе письменно).; «Ажурная пила, или машинная ножовка» (cooperative learning);Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» (Learning Togeiher) ;Исследовательская работа учащихся в группах ;Игра 1.«Горячий стул», 2. «Герой, дата, событие»;Мозговой штурм ;Импровизированные дебаты;Групповой опрос.  Работа по теме «Опричнина» Почему? Где? Как? Когда?Что? Опричнина Что если? Я выделила следующие преимущества групповой работы:При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения, используется исследовательский или поисковый методУ учеников  формируется своя точка зрения, дети  учатся отстаивать свое мнение.Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения их  применять в конкретных заданиях.Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными навыками и умениями.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи  Возникает атмосфера соревновательности, раскованности, что повышает заинтересованность            Минусы-Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя-групповой работе надо сначала научить, для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках - без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна-организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат, усилий;-при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;- в классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве - им надо создать условия для этого, а это дополнительные сложности для учителя. При групповой работе формируются универсальные учебные действия: Познавательные – работа с информацией, с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем, выполнение логических операций:сравненияанализаобобщенияклассификацииустановление аналогийРегулятивные – планирование, контроль, коррекция, оценкаКоммуникативные – навыки сотрудничества, умение строить высказывание, участвовать в беседах, обсуждениях, умение иллюстрировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения Внедрение групповых форм работы на уроке должно быть системным, т.е. групповые формы должны применяться не от случая к случаю, а периодически, причём именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект. Оптимальный вариант – полноценные, интенсивные занятия в малых группах равномерно в течение учебного года, по 1-2 занятия в каждом крупном тематическом блоке Спасибо за внимание