Приемы формирования коммуникативной компетенции учащихся при обучении говорению в начальной школе

Приёмы формирования коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе при обучении говорению
(выступление из опыта работы на заседании окружного методического объединения учителей иностранного языка учителя немецкого языка МКОУ ООШ с.Кобра Даровского района Кировской области Слобожаниновой Л.П.)
Одной из целей обучения иностранному языку на первой ступени является: заложить основы для формирования способности и готовности общаться на иностранном языке (согласно ФГОС), то есть элементарной коммуникативной компетенции (речевой, языковой) и элементарных коммуникативных умений в четырёх видах деятельности. Коммуникативные умения в области говорения:
Приветствовать, используя вариативные формы, сообщать краткие сведения о себе и о других, утверждать, сообщать, подтверждать, переспрашивать, возражать, запрашивать информацию, просить о чём-либо, выражать мнение, соблюдать речевой этикет, вести диалоги в ситуациях «Знакомство», «Встреча», «Разговор по телефону», «Обмен впечатлениями». Делать краткие связные сообщения: описывать, характеризовать, говорить комплименты, рассказывать о себе, своей семье, погоде в разное время года, о каникулах, о животных.
В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений говорения: 1) «сверху вниз» и 2) «снизу вверх»
Первый путь предполагает развитие монологических умений на основе прочитанного текста, а второй без опоры на текст. Для начальной школы, когда ученики ещё не умеют читать, используется второй путь.
Примеры заданий и упражнений на начальном этапе обучения монологу
Этапы работы
Примеры заданий и упражнений

1.Ознакомление со словами и их первичная отработка на уровне словосочетаний

Назвать слово, глядя на картинку
Выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов
Прочитать слова
Составить словосочетания из предложенных слов
Заполнить пропуски в предложениях
Найти ошибки
Отгадать слово по его дефиниции

2.Отработка слов на уровне предложения
Ответить на вопросы, предполагающие использование новой лексики
Сформулировать вопросы к имеющимся ответам
Заполнить пропуски, закончить предложения
Соединить разрозненные части предложения
Перефразировать предложения с использованием предложенных слов

3.Работа на уровне сверхфразового единства
Описать картинку
Использование различных языковых игр на отгадывание, описание


Но уже в 5 классе при работе с текстом как основой для высказывания можно использовать следующие задания:
1.Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного
2.Согласиться с утверждениями или опровергнуть их
3.Выбрать глаголы, прилагательные, идиоматические выражения, с помощью которых автор выражает своё отношение к людям, событиям, природе
4.Доказать, что
5.Определить основную идею текста
6. Охарактеризовать
7. Кратко изложить содержание текста
8.Рассказать текст от лица главного героя
9.Выбрать из текста такие предложения, которые можно использовать для рассказа о себе
При анализе содержания учебников немецкого языка для начальной школы можно выделить темы, на материале которых формируется нечто похожее на монолог: «О себе»- предлагается готовый текст письма, в котором подчёркнуты слова, подлежащие замене:
Ich heisse Jan. Ich bin 8Jahre alt. Ich komme aus Berlin .Ich lerne Deutsch. Ich bin fleissig.
Предлагается 2столбика предложений: в одном – вопросы, в другом – ответы. Необходимо подобрать к каждому вопросу ответ (упражнение на развитие логики)
Записать начало предложений и несколько вариантов концовок
Предлагаю готовые тексты по теме «Семья» во втором классе, где описана семья каждого ученика, но тексты не выдаю, а они должны сами их выбрать.
Во втором же классе текст – описание домашнего животного: читаем готовый текст, дальше предлагаются листки – опоры: к каждому выделенному в предложении слову несколько вариантов слов для подстановки с переводом
Записываю русский текст столбиком, напротив наклеиваю цветные стикеры с немецкими предложениями, но не по порядку. Ребята должны привести в соответствие, то есть найти эквиваленты. Но сначала такой приём отрабатываем с отдельными словами. Есть подобное задание в журнале Немецкий язык» по теме «Краски», только там даны готовые карточки, а их можно разрезать и проверить первичное усвоение слов.
Обучение высказыванию с помощью схем.
Обучение высказыванию на основе презентаций.
Способов, помогающих сформировать мотивацию учащихся, достаточно. Главное – работать систематически.