Деловая игра по геометрии РЕДАКЦИЯ по теме Признаки подобия треугольников

Тема урока: «Признаки равенства треугольников».
Цели урока:
1) выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по теме;
2) развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать;
3) развивать устную и письменную речь;
4) прививать интерес к геометрии.
Оборулование: ватман для оформления газеты; заготовки статей; клей; фломастеры; карточки-задания; интерактивная доска.
План урока
I. Постановка цели урока.
II. Проверка знания учащимися фактического материала.
III. Проверка умений объяснять сущность признаков, аргументировать свои суждения.
IV. Проверка умений применять знания в измененных условиях.
V. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
I. Учитель: Сегодня нам предстоит проверить, как вы разбираетесь в материале по теме «Признаки равенства треугольников». Результаты будут оформлены в газете «Математический вестник».
Начнем деловую игру «Редакция». Учитель играет роль главного редактора.
Планерка
1. Распределение обязанностей:
назначение ответственного секретаря;(Савостина Елена Андреевна).
назначение корреспондентов следующих отделов:
- информационного (ученики со способностями ниже среднего);
- проблемного (ученики со средним уровнем способностей);
- отдела писем (ученики со способностями выше среднего уровня);
выбор курьера, который будет доставлять информацию ответственному секретарю.
2. План работы:
- работа в отделах;
- производственное совещание;
- корреспондентское расследование;
- выпуск газеты.
3. Предложения:
- как назвать выпуск?
- эмблема выпуска;
- предложения по содержанию.(ответ на письма в редакцию; загадки от проблемного отдела; практическое применение признаков равенства треугольников)
(Эти вопросы ученикам дать заранее для обдумывания.)
II. Работа в отделах
Учитель. Работа в редакции требует быстрой реакции на события дня, поэтому постарайтесь быть активнее. Корреспонденция уже ждет вас. Вы обсуждаете в своем отделе задания и готовитесь к выступлению на производственном совещании. Для этого необходимо оформить ответ на большом листе и в маленьком варианте для газеты.
Отдел писем
1. В редакцию пришло письмо от Незнайки. Он утверждает:
а) если две стороны и угол одного треугольника равны соответственно двум сторонам и углу другого треугольника, то такие треугольники равны;
б) если сторона и два угла одного треугольника равны соответственно стороне и двум углам другого треугольника, то такие треугольники равны;
в) если три угла одного треугольника равны соответственно трем углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
Прав ли он?
2 .
рис1.
Три поросенка решили построить новый и крепкий дом. Чтобы поставить крышу, требуется на стене провести горизонтальную линию. В книге «Практические советы» они нашли изображение прибора (см. рисунок). Объясните поросятам, как пользоваться этим прибором, если АВ = ВС, AD = DC, BP - отвес.
Проблемный отдел
1. Зашифруйте с помощью рисунков содержание признаков равенства треугольников.
2. Чтобы измерить длину озера (расстояние АВ на рисунке), на местности провели; прямую BD, на ней выбрали точку С, из которой точка А видна под прямым углом, и отложили отрезок CD, равный отрезку ВС. Какое расстояние на местности надо измерить, чтобы узнать длину озера? Проведите необходимое доказательство.

Информационный отдел
1. Постройте треугольник ABC, если известно: АВ = 4 см, угол А = 45°, угол В = 60°, АВ = 4 см, АС = 3 см. Сравните в группе получившиеся треугольники. Объясните причину того, что получились неравные треугольники.
2. На рисунке изображен прибор для деления угла пополам. В нем АВ= AC, BD = CD (расстояния даются между центрами шарниров). Если совместить стороны угла ВАС со сторонами данного угла, то луч АЕ укажет направление биссектрисы последнего. Объясните это.

III. Производственное совещание
1) Отчет отдела писем (выступление «ответственного по ошибочным признакам»).
2) Проблемный отдел отчитывается по заданиям.
3) Выступление-комментарии к рисунку ответственного информационного отдела. Если учащиеся не справятся с заданием, то им помогает редактор.

Обсудим задачи, изображенные на рисунке.


Задания
Информационный отдел: укажите номер тех рисунков, на которых треугольники равны по третьему признаку.
Проблемный отдел: укажите номер тех рисунков, на которых треугольники равны по первому признаку.
Отдел писем: укажите номер тех рисунков, на которых треугольники равны по второму признаку.
Вопрос. Почему оказались «не выбраны» рисунки № 3 и № 5?
[Данных недостаточно как для положительного, так и для отрицательного ответа.]
Учитель. Ребята, стоит ли так «тщательно» изучать признаки равенства треугольников? Пригодится ли это вам в жизни? Приведите «практические» примеры.
Задание на дом
1. Пользуясь веревкой без делений, разделите провешенный на местности угол АОВ пополам.
Указание. На сторонах угла отложить равные отрезки ОА и ОВ и найти (складыванием веревки вдвое) середину отрезка АВ. Далее воспользоваться третьим признаком равенства треугольников.

2. Точка А на рисунке обозначает местонахождение элеватора, В и С - двух колхозов; луч АЕ - дорога, идущая от элеватора. Найдите на АЕ точку М - местонахождение мельницы, которая равноудалена от колхозов В и С.

IV. Корреспондентское расследование
На рисунке изображены два равных треугольника:
·ABC =
·BAD. Докажите, что
·АОС =
·BOD. Давайте проанализируем условие задачи. Всего одна пара равенств, но сколько в ней информации!

У каждого корреспондента свои мысли, способы рассуждений. Вы можете выбрать любой способ доказательства, как мы убедились - их несколько. Заполните пропуски в решении этой задачи (см. приложение 1). А данная схема поможет вам .


Наша работа близится к завершению. Мы хорошо потрудились, теперь следует оформить нашу газету. (Вывесить газету, которая сделана из ответов учеников.)
Зарплату за работу выдадим оценками на следующем уроке. Но прежде, чем вы покинете редакцию, оцените сегодняшнее занятие. Поставьте на листочках «+», если вам понравилась такая работа, или знак «-», если она вам не понравилась.














Отдел писем
1. В редакцию пришло письмо от Незнайки. Он утверждает:
а) если две стороны и угол одного треугольника равны соответственно двум сторонам и углу другого треугольника, то такие треугольники равны;
б) если сторона и два угла одного треугольника равны соответственно стороне и двум углам другого треугольника, то такие треугольники равны;
в) если три угла одного треугольника равны соответственно трем углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
Прав ли он?
2 .
рис1.
Три поросенка решили построить новый и крепкий дом. Чтобы поставить крышу, требуется на стене провести горизонтальную линию. В книге «Практические советы» они нашли изображение прибора (см. рисунок). Объясните поросятам, как пользоваться этим прибором, если АВ = ВС, AD = DC, BP - отвес.
Проблемный отдел
1. Зашифруйте с помощью рисунков содержание признаков равенства треугольников.
2. Чтобы измерить длину озера (расстояние АВ на рисунке), на местности провели; прямую BD, на ней выбрали точку С, из которой точка А видна под прямым углом, и отложили отрезок CD, равный отрезку ВС. Какое расстояние на местности надо измерить, чтобы узнать длину озера? Проведите необходимое доказательство.

Информационный отдел
1. Постройте треугольник ABC, если известно: АВ = 4 см, угол А = 45°, угол В = 60°, АВ = 4 см, АС = 3 см. Сравните в группе получившиеся треугольники. Объясните причину того, что получились неравные треугольники.
2. На рисунке изображен прибор для деления угла пополам. В нем АВ= AC, BD = CD (расстояния даются между центрами шарниров). Если совместить стороны угла ВАС со сторонами данного угла, то луч АЕ укажет направление биссектрисы последнего. Объясните это.




1. Пользуясь веревкой без делений, разделите провешенный на местности угол АОВ пополам.
Указание. На сторонах угла отложить равные отрезки ОА и ОВ и найти (складыванием веревки вдвое) середину отрезка АВ. Далее воспользоваться третьим признаком равенства треугольников.

2. Точка А на рисунке обозначает местонахождение элеватора, В и С - двух колхозов; луч АЕ - дорога, идущая от элеватора. Найдите на АЕ точку М - местонахождение мельницы, которая равноудалена от колхозов В и С.

1. Пользуясь веревкой без делений, разделите провешенный на местности угол АОВ пополам.
Указание. На сторонах угла отложить равные отрезки ОА и ОВ и найти (складыванием веревки вдвое) середину отрезка АВ. Далее воспользоваться третьим признаком равенства треугольников.

2. Точка А на рисунке обозначает местонахождение элеватора, В и С - двух колхозов; луч АЕ - дорога, идущая от элеватора. Найдите на АЕ точку М - местонахождение мельницы, которая равноудалена от колхозов В и С.

1. Пользуясь веревкой без делений, разделите провешенный на местности угол АОВ пополам.
Указание. На сторонах угла отложить равные отрезки ОА и ОВ и найти (складыванием веревки вдвое) середину отрезка АВ. Далее воспользоваться третьим признаком равенства треугольников.

2. Точка А на рисунке обозначает местонахождение элеватора, В и С - двух колхозов; луч АЕ - дорога, идущая от элеватора. Найдите на АЕ точку М - местонахождение мельницы, которая равноудалена от колхозов В и С.










13PAGE 15


13PAGE 141515




15