Развитие речи обучающихся на уроках калмыцкого языка и литературы


Развитие речи обучающихся на уроках калмыцкого языка и литературыУчитель калмыцкого языка и литературы
Зулаева Вера Алексеевна
Развитие речи  школьников - важнейшая задача обучения калмыцкому языку. Тема самообразования, над которой  я работаю,  называется «Развитие речи обучающихся на уроках калмыцкого языка и литературы».   Перед собой я поставила одну из важных  задач – это  работа не  только  над  обогащением  словаря  обучающихся,  но  и  над  увеличением  запаса  слов,  которым  владеет  ученик  в  данный  момент,  связывать  воедино  грамматический  и  речевой  аспекты  обучения,  стремиться  к  реализации  коммуникативного  подхода.
Уроки калмыцкого языка являются неотъемлемой частью развития и подготовки обучающихся к жизни, воспитания в них нравственных эстетических качеств.
Обучение калмыцкому языку заключается в привитии обучающимся навыков общения на родном языке, в умении читать и писать грамотно. Главное внимание уделяется принципам функциональности, связи обучения с практикой. Эти принципы в свою очередь требуют от учителя применения различных методических приемов, путей, способов. Это - правильное письмо и аудирование, выразительное чтение на калмыцком языке, составление тематических диалогов, изучению скороговорок, пословиц, поговорок, стихотворений, правильное, произношение звуков, присущих только калмыцкому языку, проведение фонетических и речевых зарядок..Начальный этап обучения калмыцкому языку - трудная, серьезная, требующая особого внимания работа. В первую очередь ученик слушает рассказ учителя и понимает его содержание, потом у школьника появляется желание потренироваться - делать упражнения, только затем постепенно он начинает владеть разговорной речью.
У ребенка, до школы умеющего разговаривать на родном языке, словарный запас не богат, выразить свое мнение, чувства не хватает нужных, подходящих слов. Чтобы устранить этот недостаток, в первую очередь нужно выявлять речевые ошибки.
Систематически ведется обучение грамоте с развитием связной речи. Если только так работать, можно добиться успехов. Например, дети, изучавшие 4 года в начальной школе калмыцкий язык, умеют составлять маленькие рассказы, диалоги, правильно конструировать предложения, писать без ошибок, грамотно. Пишут мини-сочинения. Для того, чтобы учить детей правильно разговаривать на литературном языке, обучить упражнениям красивого письма – нужно изучить своеобразие фонетики языка, оградить речь детей от диалектических ошибок. Например: при изучении присущих родному языку звуков ә, ө, ү, - выгодно результативно начать урок с фонетических зарядок, в которых присутствуют эти звуки. В этих случаях в развитии связной речи полезно использование произведений устного народного творчества.
Главная цель учителя калмыцкого языка и литературы научить детей правильно, доступно, четко высказывать свои мысли, свободно общаться, правильно писать на своем родном языке.
Я, например, работу свою начинаю со сбора нужного материала. Это - карточки, сюжетные картинки, стихотворения, дидактические материалы, сборники вопросов для викторин и конкурсов.
Я считаю, что одним  из необходимых условий повышения интереса к предмету является  использование на уроках калмыцкого языка и литературы разнообразных форм и методов обучения.        
В первую очередь, обращаюсь к словарям. Устный рассказ требует от детей подбора нужных слов и выражений за короткое время. Если беден язык у ученика, то выразить свое мнение, чувства, мысли ему придется трудно. Поэтому в начальных классах уже нужно начать работу по обогащению словарного запаса. Для этого заводится словарь и каждый урок в него записываются новые слова. На следующем уроке, чтобы проверить усвоение новых слов проводится словарный диктант.
Оправдывает, помогает развитию связной речи использование различных видов игр на уроке. Игры способны вызвать интерес к уроку, выражению своих мыслей. Даже очень сложные темы с помощью игр можно преподнести обучающимся легко и доступно. В ходе игры словарные (новые) слова повторяются индивидуально, читаются хором. Даже застенчивые дети, увлекаясь игрой, побеждают свой страх и включаются в работу, добиваются успехов.
На уроках использую дидактические игры. Они развивают память и речь обучающихся , внимание, сообразительность, общий кругозор, а также делают урок занимательным и интересным. Дидактические игры помогают школьникам быстрее усваивать учебный материал, применять его на практике, развивают речь и повышают её культуру.
 Логические игры очень нужны для обогащения словарного запаса, для запоминания новых слов. Например: “Живой чайнворд”. Игра проводится после изучения нескольких тем. Первый ученик говорит ХАВР, другой должен придумать слово на букву “р”. Игра продолжается так по цепочке. “Сломанный телефон”. Учитель тихонько в ухо ученику говорит слово, он другому и так до конца цепочки. Потом выговаривается последним учеником вслух. Если слово совпадает, то игра продолжается, если не совпадает, то тот, кто ошибся рассказывает стихотворение, поет песню и т.д. Также на доске разгадываем кроссворды, где используем слова по изученной ранее теме.
Грамматические игры способствуют грамотному письму. Читаем стихи - 4 строки и заучиваем, потом пишут по памяти, затем проверяют друг у друга. Например: “Говори быстро”. Учитель говорит слова, разделяя слоги, а дети должны быстро догадаться о целом слове.
    Также для  работы над развитием речи я использую  мини – изложения,  мини-сочинения. У этих видов работы несколько плюсов: их можно проводить регулярно (раз в неделю); они развивают образное мышление ребёнка.
    Работа интересная, иногда трудная. Поэтому после выполнения задания читаем несколько работ (обязательно по желанию), обсуждаем  сочинения   с классом, отмечая наиболее удачные моменты, интересные мысли, а также недочёты и ошибки, затем дописываем или переписываем работы дома.  
Чтобы уроки были интересными, не напрягающими детей, я использую физкультурные минутки. Дети особенно любят физкультминутки в стихотворной форме, которые сочиняем вместе.
Картина - это способ выражения внутреннего мира человека графическим путем. Цель использования картин на уроках - научить детей сопереживать происшествия, понять духовное состояние героев картин. Если по картине пишем сочинения, сначала раскрываем сюжет картины, вместе составляем план. Прослушиваем устный рассказ нескольких детей по плану. Например, составление рассказа по картине на тему “Весна в степи” я сначала провожу беседу.
Вопросы для беседы:
Какое время года изображено на картине?
Кого вы видите на картине?
Что делают дети?
Какие игры вы знаете?
В какие игры вы играете?
Дети отвечают на вопросы и составляют рассказ.
А вот картины – иллюстрации к народному эпосу «Джангар» выдающегося художника В. Фаворского пробуждают у детей чувства национального достоинства, гордости, обогащают речь терминами национальной культуры, традиций и обычаев.
Уроки калмыцкой литературы помогают воспитывать. Эти уроки учат детей красиво разговаривать литературным языком. На уроках литературы обращаю внимание на выразительное чтение, на правильный и полный ответ, на самостоятельную работу обучающихся. Обучающиеся осмысливают прочитанное, дают свою оценку, объясняют позицию автора. Учатся применять в своей речи цитаты, пословицы, поговорки.
При изучении биографии писателей, драматургов, поэтов, художников применяю на уроках различные виды письменных работ. После изучения произведений обучающиеся пишут сочинения. В 5 - 7 классах после изучения сказок, эпоса «Джангар» с детьми ставим инсценировки. У детей эти занятия вызывают большой интерес.
    В своей работе стремлюсь к тому, чтобы ученик на уроке смог почувствовать себя активным деятелем, сотрудником учителя, участником учебного процесса. Сотрудничество осуществляется через диалог,  т.е. через такую организацию речи, при которой активны в равной степени все её участники.
Сегодня  как  никогда  для  педагога  особенно  важно  пробудить  интерес  к  звучащему  слову,  научить  детей  почувствовать  его  истинный  вкус  и  назначение.  Несомненно,  процесс  этот  длительный  и  кропотливый,  требующий  определенной  организации,  системы,  методической  смекалки и  выдумки,  практического  опыта.  Для  развития  речи  детей  очень  важно,  чтобы  они  постоянно  слышали  образцы правильной красивой речи,  как письменной – это  могут  быть  художественные тексты,  которые  читаются  на уроках калмыцкого языка и литературы,  важно  постоянно  обращать  внимание  на  красоту,  совершенство  языка,  так и устной – это  могут быть  записи  выступлений  поэтов, писателей, артистов и , конечно же,  речь  самого  учителя .        
О родном языке
Уму и сердцу язык твой проводник,Без него попадёшь ты в тупик.Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,Ты без него уже не ты.Язык твой как родная мать,Которую не унижать нельзя, не оскорблять.Его ты должен, друг, благодаритьЗа то, что правильно умеешь говорить.Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,Люби его за то, что он могуч.Язык твой – щит, твоё общеньеНе допусти к нему пренебреженья.Не дай повесить родному языку чужой ярлык.Наследие твоё – твоя земля и твой языкИ искажать его невеждам не давай,Об этом ты, дружок, не забывай.
Галина Пурга